Светлая тема

Рецензия на игру Soldner: Бойцы спецназа

Söldner: Secret Wars — первая серьезная попытка клонировать Operation Flashpoint. Хотя рецепт приготовления OFP-клона довольно прост, умельцы, желающие померяться силами с Bohemia Interactive, до сей поры не появлялись. В таких случаях на пьедестал обычно пытаются залезть малозаметные персонажи, стремящиеся повторить подвиг гуру и обрести, наконец, заслуженную славу.

Wings Simulations отличилась лишь одной игрой — Panzer Elite. Для большинства игроков, на которых рассчитана Söldner, это ничего не значит. Пустой звук. А зря. PE — лучший симулятор танков времен Второй Мировой (если не принимать во внимание «Танк Т-72: Балканы в огне», где есть Т-34-85, сделанный на куда более высоком уровне). Давайте поверим бравым разработчикам популярного симулятора, из-за конъюнктурных соображений оставивших столь неблагородный жанр ради тактического шутера. Забудем о прошлом, отбросив на время то, что мы знаем, и взглянем на Söldner с другой стороны.

Театр теней

В Söldner могут очаровать только статичные скриншоты. Вот на фоне густой травы позирует БМП; вот на покрытом лесом холме притаился в засаде «Абрамс»; а вот здесь — команда в пятнистом камуфляже ведет огонь по позициям врага в небольшом городе. Действительно, красиво. Сочные взрывы, погодные эффекты, неплохие модели, вменяемый (наконец-то!) камуфляж. А еще — честно разрушающиеся поверхности.

Однако в игре замки, казавшиеся прекрасными, растворяются в воздухе; остается только протирать глаза и удивляться.

Заросли превращаются в пошлые спрайты, лес — в нагромождение цилиндрических палок, а город — в сборище фанерных конструкций, в которых местный «Geo-Mod» при попадании рисует дырки строгой геометрической формы. Потом выяснится, что понравившаяся БМП смешно перебирает колесиками по земле, а «Абрамс» в засаде — не более чем оптический обман.

Простые смыслы

Но и это проявится не сразу. Для начала — уютный лагерь со спутниковой тарелкой, куда из всех точек земного шара летят приглашения поучаствовать в спецоперациях разного калибра: от ликвидации вражеского бензововоза и спасения заложника до заказных убийств и курьерских поручений. За каждое успешно выполненное задание полагается бонус, но никак не деньги. На дворе 2010 год, не будем загадывать. Все может быть.

От денег действительно мало толку. В отличие от многих игр, где орудовать приходится на вражеской территории, вдали от родных мест, база в Söldner всегда к нашим услугам. Там коротает время на койках подконтрольная команда, есть склад с боеприпасами, амуницией и оружием, а также гараж с техникой и ангар с вертолетами. Все это доступно в любой момент времени.

По числу таких заманчивых мелочей Söldner переплюнет кого угодно. И в то же время — десятки идей были загублены в процессе реализации. Тут в конкурентах, пожалуй, лишь завсегдатаи распродаж.

Бег на месте

Организация миссий на удивление либеральна. Их последовательность не строго фиксирована, а целиком зависит от воли игрока. По мере выполнения заданий из первоначального списка появляются все новые и новые просьбы заказчиков, которые вы можете и не удовлетворять. Зачем спецназу биться за дополнительную аптечку?

Уже смешно? Это естественная реакция.

Поскольку миссии генерируются случайным образом, их качество трудно как-то прокомментировать. От базы до цели обычно 2-3 километра, которые покрываются в худшем случае за 5 минут. Курорт, да и только.

Если в OFP, обладавшей великолепным тактическим движком, нас пичкали диалогами и дизайном, стараясь придать одиночной игре должную динамику, то в Söldner мы оказываемся один на один не с результатами работы дизайнера, а с тупой железкой-генератором. Вы можете выполнить сотню заданий, но это будут лишь вариации первой десятки. Миссии лишены даже минимальной информации с руководством к действию. Вместо этого — постоянно блуждающие по карте маркеры, наделенные крайне странным алгоритмом.

Bohemia с такой же легкостью могла сочинить генератор битв, где на фиксированных картах островов расставлялись бы юниты, а игрок получал тривиальные тактические задачи. Вместо этого фанатов одарили мощным редактором, позволяющим делать с игрой все что угодно. И количество модификаций OFP поистине огромно. В Söldner же «сингл» не имеет права на существование, а распоряжаться ресурсами игры по своему усмотрению нельзя.

Сестры таланта

Да это и не надо. Мастерить свои карты, чтобы лишний раз вкусить убогую физику, станет только сумасшедший.

Сейчас самое время вспомнить, какая игра прославила Wings Simulations. После Panzer Elite, где в свое время все адекватно ездило и стреляло, техника в Söldner представляется высочайшей степенью примитивизма. Пытаясь перещеголять OFP и Battlefield 1942 в изобилии доступных боевых машин, разработчики забыли снабдить их минимальной физической моделью. Придираться не будем, ибо не к чему: вида из кабин нет, управление опошлено донельзя, баллистика отсутствует. После таких «комплиментов» можно не интересоваться реалистичностью СУВ у вертолетов и проверять полноценность боекомплекта у танков. Пустая трата времени.

Живучесть всех видов техники феноменальна — и это тоже плохо. Врагов всегда столько, что испортить вам жизнь они не смогут при всем желании. Однажды оседлав «Абрамс», вы уже никогда не смиритесь с ролью несчастного пехотинца. Слишком скучно.

Неразбериха, возникающая в стане противника, обращает численность неприятеля на пользу игроку. Но наблюдать за конвульсиями ИИ, пытающегося имитировать боевые действия, горько. Приходится просто отстреливать зарвавшихся одиночек, да крушить домики, поднимающие тучи пыли и извергающие адское пламя даже при попадании из 20-мм пушки.

Кстати, удачный выстрел из танка может навсегда стереть с лица земли девятиэтажный дом нескромных размеров. Не найдете ни кирпичика. Все честно — это технология динамически разрушаемых поверхностей, как и обещалось. Воронки, образующиеся в результате взрывов снарядов, вообще делать не стоило. Я впервые увидел, как прямо из-под танка противника производится аккуратная выемка земли, после чего он проваливается в свежевырытый окоп. Надо сказать, такой поворот событий на врагов действует ошеломляюще; время, проведенное в плену, вносит в характер их последующих действий отчетливые нотки сумасшествия.

Тяжело в мучениях — легко в раю

Что остается делать в Söldner? Играть по сети. Сетевые возможности, учитывая выбор техники и богатый арсенал стрелкового оружия и экипировки, должны быть несравненно выше «сингла». Но, в таком случае, чем хуже OFP и тем более BF 1942 с BF Vietnam?

Wings Simulations не может предложить в качестве альтернативы современные виды вооружения по очень простой причине — все сделано из рук вон плохо. Оценить разницу между винтовкой М1 и Steyr AUG вам вряд ли удастся, а физика любой бронированной машины из BF 1942 без оговорок даст фору Söldner. Сравните хотя бы баллистику! Так снаряды не летают, это уж точно. Отсюда вопрос: нужен ли нам Quake на танках?