- Главная/
- Игры/
- Космическая империя 5/
- Рецензия
Второй год подряд любители услаждать головной, а не спинной мозг, получают подарки. У Half-Life 2 и Chronicles of Riddick до сих пор нет достойных наследников. Серьезные же стратегии — товар пока что недефицитный.
Черная дыра
Из анабиоза пробудился даже «космический» поджанр, хотя между Galactic Civilizations 2, Sword of the Stars и Space Empires 5 больше отличий, нежели сходств. Кому нужна амбициозная пустышка SotS? Другое дело — GC2 и SE5, яркие идеологические оппоненты, упорно гнущие свою линию. Stardock ставила на комфортность и отменный AI, ее конкурент — на глубину и широту охвата. Кто знает, чем бы завершилось противостояние двух мощных сериалов, если бы творение Malfador Machinations не обрушилось под собственной массой…
Space Empires 5 — не игра, а утилита для научно-фантастического моделирования. Она способна развлекать в той же мере, что и учебник по астрофизике или социологии. Здорово, что данные, подобранные при создании расы (вплоть до физиологии, любимого типа планет и атмосферы), напрямую влияют на колонизацию. Но почему меня заставляют потратить на это битых полчаса? Где, черт побери, шаблоны? От настроек при генерации вселенной рябит в глазах, а tutorial знакомит лишь с вершиной айсберга? Милости просим в руководство пользователя, изложенное на 300 страницах. И не малодушничайте, quick start — не выход: разбираться с «национальными особенностями» не придется, однако ВСЕ остальные параметры компьютер введет от фонаря. Все те десятки значений, да-да.
Старт всегда одинаков — освоение родной системы, унылое развитие и попытки на ощупь проползти по колоссальному научному древу, прыжок в «нору», контакт с пришельцами. «Обязательная программа» занимает в лучшем случае около часа. Виновник затянутости — неспешная передача хода, иногда на нее уходит по 1-2 минуты. Рутина убивает смысл исследовать залежи таблиц и текста. Не спасут и самые оригинальные из найденных вами путей к победе — вы скорее уснете, чем решитесь воплотить их в жизнь.
Белый карлик
Впрочем, есть и находки. Выручить Space Empires 5 они не в силах, зато внимательные разработчики наверняка позаимствуют их для своих будущих 4Х-игр.
Первый интересный шаг связан с дизайном кораблей. Судостроение, шокирующее гигантским выбором оборудования, — палка о двух концах. Да, не каждый день нам дают собрать органический истребитель или беспилотный разведывательный зонд, вот только рассовывать 15-20 модулей по ячейкам вручную — невеселое занятие.
Готовый прототип можно испытать в «симуляции боя», определив состав флотов и управляя обеими сторонами1. Благодаря подобным «маневрам» вы будете четко знать, чего стоит ваша техника, а увидев дефект, немедленно от него избавитесь. Да и сами сражения смотрятся пристойно, хотя проходят в реальном времени. Правда, наземные битвы лучше доверить AI.
Другой предмет гордости Malfador Machinations — дипломатия. Страдая от излишнего веса не меньше прочих сфер, она подкупает солидностью. Здесь почти нет чистых «союзов» или «пактов о ненападении». Любое соглашение включает кипу протоколов по мыслимым и немыслимым вопросам. Хотите махнуться технологиями? А какими: устаревшими, новыми или еще и расовыми? Рискнете отказаться от права бомбить колонии в обмен на обслуживание в чужих космопортах и коды от минных полей? Естественно, все работает без сбоев лишь по праздникам, а партнеры заваливают абсурдными предложениями. Однако идея добавлять детали к базовому договору достойна уважения.
Пытка номер пять
Конечно, восхищаться скромными успехами неразумно. Даже если вы забудете об учебе, карьере и семье, погрузиться в чте… игру нелегко. Последние патчи привели SE5 в божеский вид, но на ее задворках таится множество ошибок. О большинстве, вы, к счастью, ни за что не догадаетесь — кому ведомо, что «правильно» для этой махины? А вот вылеты в Windows не заметить нельзя, пусть они и стали довольно редки.
Интерфейсу же «заплатки» не нужны — случай по-прежнему клинический (в SE4 все было еще невыразительнее). Кажется, Malfador Machinations пытались строить его по какой-то изощренной логике. Получилось путано и неудобно. Например, путешествовать между закладками меню, просматривая одну из них, не выйдет — необходимо вернуться к звездной карте. Просто послать корабль к цели — не клик правой кнопкой, а невнятная пиктограмма. Да, автоматизация всегда под рукой. Но вы ведь помните, чем для Master of Orion 3 закончилось увлечение «генерал-губернаторами»?
Похоже, чересчур много ресурсов ушло на непривычное для Malfador Machinations «припудривание носика». Они не пропали даром — и разбитые на гексы «поля» вокруг звезд, и небесные тела держатся молодцом. Впервые в истории Space Empires не вызывает желания поскорее закрыть глаза. Несколькими движениями мыши удается подобрать эффектный ракурс, приятные электронные мелодии ласкают слух… Мешает гадкая мелочь: флаг владельца планет виден только в зоне действия радаров. Стоит удалиться — и мир в «тумане войны» снова выглядит как нейтральный. Тренируйте память и пространственное мышление.
* * *
Если бы в графе «Системные требования» можно было указать пару лишних голов и дюжину щупалец, Space Empires 5 оказалась бы космической стратегией всех времен и народов.
1Это «новшество» знакомо поклонникам Space Empires и по четвертой части, но по сей день является уникальным преимуществом серии.