Как говорила дама из одного весьма известного мультфильма - «Он вернулся!». Роджер Уилко, дворник-астронавт второго класса, он же - троекратный победитель мега-злодея Сладжа Вохаула, спаситель латексных девиц с планеты Эстрос и Парней-с-Андромеды, а также борец движения «Нет химическим отходам в космосе», - снова держит в руках штур... простите, швабру и грязное ведро. Вот он, нелегкий удел великих героев...
We’re in deep… ship, commander!
За то время, что мы не виделись с Рождером, галактический дворник успел слегка перемениться. Фигура немного раздобрела от обилия SVGA-пикселей, из уст снова звучит знакомый еще по SQ4 голос, а героическое выражение лица уступило место легкой печали. Последнее не удивляет: кто захочет радоваться, попав под трибунал, лишившись честно заработанных регалий с последующей ссылкой на корабль под романтическим кодовым именем «DeepShip 86»?
Да что там Роджер, сам по себе мир Space Quest выглядит иначе! Ветеранов космического квестерства я попрошу отложить заряженные бластеры в сторону - на концептуально-идеологическую основу сериала никто даже не думал покушаться. Просто некогда размазанные VGA-задники, переехав в 640х480, внезапно четкими до рези в глазах, обзаведясь сотнями мелких, но чертовски атмосферных (и временами до невозможности отвратительных) деталей. Если бы не мультяшные персонажи с обведенными тонким карандашом чертами, можно было бы подумать, что художники сериала решили плюнуть на все и максимально приблизить Space Quest к реальности! Под цифровую кисть попал и фирменный сьерровский интерфейс, - выпадающая панель с кнопками-пиктограммами была безжалостно вырвана, а вместо нее появилось чудо дизайнерской мысли, включающее в себя текстовое (!) меню, объемистое диалоговое окно и инвентарь одновременно. К счастью, вышеописанные новшества вызывают отторжение не дольше, чем 15 минут (если у вас никак не проходят симптомы, обратитесь к врачу либо же сотрите игру с винчестера), после чего наступает...
Kielbasa out
По правде говоря, доступ в космическую нирвану строго ограничен. Человеку стороннему игра покажется не более чем «еще одним» забавным мультквестом, нежели блестящей пародией, источающей сарказм по поводу и без. Изобилующий до отвращения забитыми штампами сюжет SQ6 - лишь повод хорошенько посмеяться над этими самыми штампами. И если одна только заставка изящно издевается над Judge Dredd, 2001: Space Odyssey, Star Trek (мужские, пардон, трусы, невероятно похожие на USS Enterprise - пожалуй, самый удачный прикол над парамаунтовской санта-барбарой за все время ее существования) и Wing Commander, то можете себе представить, что начнется в самой игре?! Пересказывать сюжет бессмысленно - его нужно видеть лично. Нужно слушать язвительные реплики диктора, едко комментирующего злоключения Роджера, видеть до колик смешную анимацию персонажей и осматривать все-все более-менее видные предметы в каждой локации, по возможности трогая их руками. Нужно, наконец, помнить сюжеты всех sci-fi (и не только) фильмов, книг и игр за последние 15 лет - по количеству пародий на один экран дизайнеры умудрились переплюнуть, пожалуй, все прочие игры.
Всем остальным достанется лишь крохотная верхушка айсберга, увенчанная Stooge Fighter 3, аркадой с планеты Polysorbate LX. В эту пародию на Street Fighter 2 можно даже поиграть, посмеиваясь над дурацкими приемами и ужимками бойцов. Кстати говоря, в том же зале при должном внимании можно откопать игровые (но, увы, неиграбельные) автоматы с More Dull Kombat 2, Secret Recipes of Luftwaffe и даже Mixed-Up Mother Teresa (как поясняет диктор, цель этой аркады - возвращать потерянные растяпами-прокаженными части тел законным владельцам, весело прыгая по улицам Калькутты. Каково, а?). Во время угона шаттла с DeepShip 86 на заднем плане активно перестреливаются до боли знакомые Storm Poopers, один из охранников внезапно превращается в... Элтона Джона, исполняющего тему из King’s Quest VI, а гражданку, что помогает Уилко завести двигатель на разбитом во время полета сквозь обратную анти-аномалию корабле, зовут Риггли. Кошкообразный командор Кильбаса в свободное от затачивания когтей время увлеченно играет в Super Nunzio World (весьма тонкий намек, не находите?). Откровенно издеваясь над «Внутренним пространством» и «Дорогая, я уменьшил детей», сценаристы устраивают Роджеру поездки на дрессированном (уберите тарелки от экранов компьютера!) ленточном черве внутри двенадцатиперстной кишки и сталкивают нос к носу с жидким эндодроидом-терминатором. «You go now and I don’t rearrange your organs», - безаппеляционно заявляет бритоголовый здоровяк, коверкая слова на немецкий манер. Бедняга еще не подозревает, что через пару минут окажется в мусорном ведре. Не обошлось и без садизма в отношении мелкософтовой Windows 3.1 (впрочем, до рекламного плаката игры «Sim Sim» от компании «MaxThis» из SQ4 эта шутка малость не дотягивает).
Снятся ли эндодроидам мегапиксели?
Печально констатировать, но ради каждой минуты смеха над очередной шуткой дизайнеров SQ6 вам придется полчаса терпеть один из самых отвратительных примеров пиксель-хантинга из тех, что встречались лично мне по эту сторону Млечного Пути. Упиваясь возможностями режима «640х480», дизайнеры явно подзабыли о том, что квестерское счастье кроется вовсе не в утомительных попытках подцепить мышью микроскопический кусок задника, который на самом-то деле является нарисованным в профиль шкафом-аптечкой. В результате насмарку идут не только грамотно выстроенная логика местных задачек (между прочим, порой весьма нетривиальных), но и удовольствие от игры в целом. На ту же мельницу льют воду и встречающиеся время от времени глюки, вроде невозможности поговорить с ключевым персонажем и отказа засчитывать наше явно правильное с точки зрения сюжета действие. Не обладай авторы Space Quest 6 столь потрясающим чувством юмора, чует мое сердце, сидеть бы им самим в каком-нибудь deepship со шваброй в зубах...
Here’s your fish!
Пожалуйста, забудьте только что прочитанный абзац, попавший в статью лишь исключительно благодаря преступно высокому чувству справедливости вашего покорного. Ценность Space Quest 6 заключается вовсе не в безупречности его кода (и даже графики!), а в совершенно невероятном количестве искрометных шуток, что авторы умудрились утрамбовать в каждый игровой экран, и безумно смешных закадровых комментариев, произносимых саркастически язвительным голосом Гэри Оуэнса. Так что смело берите игру, открывайте солюшен (если вам кажется, что решение отягощенных пиксель-хантингом задачек - слишком тяжкое занятие) и не забудьте убедиться, что кресло не развалится под вами от первого же приступа смеха...
Историческая справка
1. Игру изначально планировали назвать «Where in the Corpsman Santiago is Roger Wilco?», явно намекая на обучающий сериал «Where is Carmen Sandiego?» компании Broderbund. Последняя, впрочем, пригрозила судебным разбирательством, и дизайнерам пришлось удовольствоваться шпилькой в адрес Star Trek: The Final Frontier.
2. Space Quest 6 стал последней игрой знаменитой серии. Свернув работы над седьмой частью, руководство Sierra начало тем самым планомерную кампанию по уничтожению всех своих классических квестов. <…> Остальные комментарии по данному вопросу вырезаны бдительной цензурой...