- Главная/
- Игры/
- Спецназ: Проект "Волк"/
- Рецензия
Не каждый долгострой носит громкое имя. Скупые сведения о проекте с непонятным для англоязычного уха названием просочились в прессу еще четыре года назад. Первый в мире тактический шутер про российский спецназ — не хухры-мухры. Разработчики шокировали публику заоблачными обещаниями, напустили тумана и с тех пор не выходили из подполья. Тайна всегда привлекает. Немного смущала национальная принадлежность Byte Software (Specnaz родом из Словакии), но ведь это такая мелочь. Главное, чтобы не чехи!
Спецназ, аднака…
Пересказывать вялые потуги сценаристов, благодаря которым наш спецназ вынужден жариться под палящим ближневосточным солнцем, — напрасная трата времени. Скажу лишь, что не обошлось без тяжелого советского наследия (действие игры происходит в начале 90-х), зловещей террористической организации и похищенной ядерной боеголовки. В Specnaz важна не причина, а масштаб. Впервые после Operation Flashpoint мне довелось побегать по картам гигантского размера. В районе операции запросто умещаются два-три городка, взлетно-посадочная площадка и тренировочный лагерь. Ключевые объекты, как правило, разделяет не одна сотня метров, так что приготовьтесь к длительным забегам по пересеченной местности.
Робкий взгляд на экран вдребезги разносит эйфорию. Какой сегодня год на дворе? 1999? 2000? Пейзажи уровня незабвенной GeForce 4 MX, умудряющиеся притормаживать на GeForce 7900, сражают наповал. Кажется, что Delta Force и то была красивее (ремикшированная Delta Force: Xtreme кладет Specnaz на обе лопатки). Трудно понять, что же страшнее — квадратные камни, безобразно растянутые текстуры, будто вырубленные топором пальчики главного героя или буратиноподобные враги. Спецэффекты, считайте, под запретом. Клубы пыли от врезавшихся в землю пуль и смехотворные взрывы не в счет. А что здесь за небо, что за луна! Аккуратные зеленые полоски над головой могли бы украсить безумный мир American McGee's Alice, но не выжженную иранскую пустыню.
Содержание ничем не лучше обертки. Таких миссий я не встречал даже в аркадной Black Hawk Down, что уж говорить о порядочном тактическом (а значит, реалистичном?) шутере. «Убить всех и взорвать казарму», «убить всех и разломать антенну», «убить всех и забрать папку с документами», «убить всех и… короче, убить всех» — разве приличные разработчики так поступают? Тут на ум невольно приходит какая-нибудь Combat Task Force… Неизбежную охоту на «последнего алиена» облегчает КПК, транслирующий картинку со спутника (совсем как в IGI 2: Covert Strike). Диавольское устройство не только знает, куда смотрит тот или иной злодей, но и видит сквозь стены и умеет отмечать координаты бесхозного оружия.
В исключительных случаях добренькое начальство выдает нам в помощь компанию идиотов, непременно сворачивающих шею в процессе исполнения элементарных приказов. К счастью, за их безвременную кончину игрока не наказывают. Система управления подчиненными реализована отвратительно. Ghost Recon, Rainbow Six, SWAT 4 — сколько игр блестяще справились с этой нетривиальной задачей! Увы, в офисе Byte Software о них не слышали. Попытка изобрести велосипед закончилась крахом. В Specnaz целых два метода, позволяющих отправить напарников в пасть к гидре мирового терроризма, и оба не отличаются изяществом и удобством.
После такого отсутствие традиционного для жанра «вида через мушку» совершенно не раздражает. «Стволов» очень мало. Из популярных диковинок стоит упомянуть знаменитый «Винторез» и невзрачную сумку с вызывающей улыбку надписью «заряда». Крошечная «заряда» выдерживает прямые попадания из автомата и уничтожает все живое в округе — взрывная волна ловко огибает углы и проползает в микроскопические щели. Планируете навесить на любимый «Калаш» модный прицел? Сожалею, модернизация оружия в Specnaz не предусмотрена. Есть оптика — танцуйте джигу; нет — тоже не беда. Прирожденный спецназовец должен обходиться тем, что оказалось под рукой.
Баллистика ниже всякой критики. Пули, выпущенные из современной, заранее пристрелянной винтовки, начинают падать и фатально отклоняться от курса уже на расстоянии 100 метров. СВД либо аналогичная модель в Specnaz не вошли. Фаворит — старенький АК-47 (вероятно, авторы имели в виду АКМ), ибо при стрельбе одиночными он лучший. Кривые настройки для мыши выводят из себя. Шаг в несколько пикселей превращает дальние «переговоры» в форменную пытку. Вот уж не думал, что навести крестик на неподвижную фигурку настолько тяжело. Другая деталь, оставшаяся без внимания, — кучность, на которую не влияет положение тела. Лежа мочить не проще, чем вытянувшись в полный рост.
Глушители фактически не нужны. Тупейшие противники игнорируют раскатистые автоматные трели (тот, кто был на полигоне, наверняка согласится, что эхо от выстрелов звучит правдоподобно), и лишь заслышав свист пуль в сантиметре от уха, плюхаются в траву. Безмозглый AI явно играет за нас. Гордыня обуяла коллектив Byte Software, и кому-то из лидеров коллектива привиделось, что они делают не бюджетный шутер, а крутой военный симулятор. С экрана исчезла полоска здоровья, аптечки за полцены вернули представителям «Красного креста», а экономные «тушканы» разучились бить очередями. Убийства с одного патрона умиляют. Хоть в нос, хоть в пятку, хоть из АК, хоть из «Стечкина» — все одинаково. Хрупкие враги берут массой и сверхчеловеческой остротой зрения. Места для жульнического компаса, отмечающего, откуда по нам стреляют, здесь не нашлось.
Да, и не забывайте про ограничение на количество «сейвов». Сложная и неинтересная игра — это поистине жуткое сочетание. Кстати, если после душераздирающего кульбита Specnaz вылетит на «рабочий стол» (что не редкость), придется начать миссию заново.
Version 0.95
Десяток погнутых гвоздей + нескольких ржавых пружин + крышка от канализационного люка (с выгравированной пометкой «version 0.95») + совсем чуть-чуть мастерства = пожалуй, худший тактический шутер на свете. Впрочем, то ли еще будет! Судя по информации на официальном сайте, альфа-версия Specnaz 2 была благополучно сдана 7 июня. Работа кипит, шоу продолжается.