Ubi Soft давным-давно «обесславилась» своими многочисленными аркадными гонками. За примерами далеко ходить не надо, - вспомним незабвенный SpeedHaste, где графики было намного больше, чем геймплея. Отчаявшись получить-таки хоть сколько-нибудь значимую отдачу от подобного рода проектов, хитрецы-французы решили пойти другим путем.
Не секрет, что в последнее время все больший вес на мировом рынке обретают товары эфемерные, неосязаемые. К ним относятся не только технологии и авторские права, но и торговые марки. Достаточно упомянуть, что за право выпускать товары под маркой «Кока-Колы» надо заплатить десять миллионов долларов, а предпринимателю, вознамерившемуся наклеить на бутылку своей водки этикетку «Столичная», придется отсчитать никак не менее пятисот тысяч все тех же президентов…
Ванина Формула
Имя Жака Вильнева известно меньше, чем два вышеупомянутых брэнда. Но уж в широком кругу почитателей кольцевых автогонок класса «Формула-1», пожалуй, не найдется никого, кто не вспомнил бы имя канадского экс-чемпиона.
Прочитав на коробке с игрой недвусмысленную надпись «…то, как Жак Вильнев представляет будущее своего профессионального занятия», большинство пользователей, скорее всего, решит, что внутри кроется очередной симулятор F1, или, на худой конец, аркада на околоформульную тематику. И поначалу жестоко разочаруется, увидев, каковы же на самом деле мечты Жака…
Да, перед нами потомок Ф-1, преобразованный в некоторое подобие футуристических автогонок. Мощные моторы в тысячи лошадиных сил дают возможность развивать скорости на 30% выше нынешних (дальнейшее увеличение нецелесообразно по причине замедленности человеческой реакции). Разумеется, новые технологии и материалы позволяют создавать болиды, ремонтирующиеся на ходу после незначительных повреждений. Но ключевой момент здесь - управление на расстоянии с помощью виртуальных компьютерных терминалов, проецирующих реальные ощущения на человеческое сознание.
Осуществление мечты
Концепция концепцией, но что изменилось по сравнению с обычной «Формулой»? Да, собственно, ничего. Машины того же профиля, трассы - кольцевые (но отличающиеся необычным местоположением), те же наглые соперники и та же безумная скорость, стремящаяся вырваться из монитора. Только вот ремонт в боксах из программы исключен.
Конечно, не хватает некоторой реалистичности - разве может болид поворачиваться на скорости в 380 км/ч разом на тридцать градусов? Все это, несомненно, можно списать на бонусы новых технологий. Но ощущение аркадности происходящего никуда не исчезает.
Откровенно говоря, гореть бы Speed Challenge в аду синем пламенем, если бы не ее уникальные особенности. Прежде всего, это автодромы. Не заезженный до одурения Хоккенхайм, не извилистые улочки Монако и не скоростные повороты Спа, а весьма нестандартные «локации»: окрестности Вестминстерского аббатства, Елисейские поля Парижа (можно проехаться прямо под Эйфелевой башней) и, специально для патриотов, трек, проложенный над Красной площадью. Сложность, естественно, всеобъемлющая - бесхитростный овал Тадж-Махала не идет ни в какое сравнение с переулками Осаки. Трассы выглядят достаточно достоверно, даже размещение ключевых объектов вполне соответствует действительности.
Вторая «фишка» SP - графика. Нас сегодня не удивишь качественно нарисованными текстурами и обилием полигонов, но вот многочисленные динамические тени и отражения выглядят очень привлекательно. Как, кстати, и местная изюминка - “motion blur”, доступный только для видеокарт, поддерживающих OpenGL (эдакое «смазывание» изображения, как на фотографиях быстро движущихся объектов).
И, наконец, финальный штрих - к уже ставшим традиционным режимам «ясного неба» и «сильного дождя» (столь же традиционно обозначаемого многочисленными черточками, пролетающими под постоянным углом) добавлены ночные променады. Это уже совсем другие ощущения - в темноте дорога становится гораздо более коварной, а стенки то и дело норовят вынырнуть прямо перед носом в свет фар и сильно наподдать, да так, что машину мигом закрутит в диком водовороте ДТП.
Один, два, мало
Некий налет упрощенности придает дополнительный шарм, а футуристическое окружение позволяет сквозь пальцы смотреть на некоторые недостатки физической модели. Правда, разработчики избрали весьма сомнительный способ увеличения replayability - режимов чемпионата на первый взгляд много, но вскоре выясняется, что один из них состоит лишь из дождевых гонок, в другом все машины настроены на избыточную, а в третьем - на недостаточную поворачиваемость. Липовое разнообразие, в общем. Впрочем, это не мешает навесить на Speed Challenge бирку с надписью «середняк аркадный обыкновенный».