- Главная/
- Игры/
- SpellForce 2: Shadow Wars/
- Рецензия
Делать продолжение проекта с громким именем — занятие не для слабонервных. Груз ответственности тянет ко дну, орды поклонников ежедневно штурмуют офис, а меркантильный издатель безжалостно обрезает все оригинальные идеи. Для меня SpellForce 2 была одной из самых ожидаемых игр 2006 года. Поразительно качественная и интересная The Breath of Winter наглядно продемонстрировала, что скрывается за таинственным словосочетанием «role-playing strategy». The Shadow of the Phoenix приняла эстафету, но не сумела предложить ничего кардинально нового. Игра вышла, и… «Пылающий страстью взор» пропал впустую. История любви смертоносного дракона Эйрина и прекрасной эльфийки так и осталась вершиной серии.
Острова без рун
Добро пожаловать домой. Похоже, подвиги наших предшественников не принесли ощутимой пользы туземцам — стабильность и процветание до сих пор являются несбыточным сном. Волшебная энергия медленно покидает земли Эо. Рунные храмы развалились, могущественные и послушные хозяину воины превратились в обыкновенных людей, а древние порталы, веками соединявшие острова, начали терять силу, грозя изоляцией.
Скриншоты118
Наш герой привык, что его народ живет обособленно. Он шайкан — один из проклятых богами и презираемых другими расами детей колдуна Малакая. Когда-то Малакай спас дракона Ура и, смешав свою кровь с кровью ящера, обрел бессмертность. Бесконечная жизнь порождает бесконечные амбиции. Малакай проиграл схватку с небожителями, однако избежал гибели. Частички его души обитают в телах потомков, наполняя их сердца ненавистью и жаждой власти. Годы тренировок научили отверженных контролировать врожденную тягу к насилию, но это не добавило им популярности. В Эо все знают, что однажды Малакай возродится, и мир захлестнет волна ужаса. Страшно? Мне нет, ведь я не упомянул о том, что случилось с драконом. Он жив, здоров, и каждый шайкан в день совершеннолетия вливает в вены порцию его крови, получая защиту от болезней, зарастающие буквально на глазах раны и вечную молодость.
Летающая красотка Сорвина давно точит зуб на чешуйчатого покровителя. Призвав армию Теней, она развязала войну, расправилась с теми, кто не пожелал сражаться под ее знаменами, и отправила отряды прямиком к границам нашей родины. Очевидно, что горстка «горцев» не сможет противостоять полчищам голодных демонов. Детям Малакая пора выйти на свет, и именно нам выпала сомнительная честь попросить помощи у надменных соседей.
Завоевать расположение презренных «light worshippers» — лишь первый шаг в приключении. По нынешним меркам, когда среднестатистическая игра отнимает 10-15 часов, SpellForce 2 кажется огромной. Крошечное пограничное поселение, священный лес эльфов, заснеженная страна варваров, неуютные восточные пустоши — кадры мелькают, не оставляя ни секунды на размышления. Два десятка локаций и масса необязательных заданий гарантируют добрую неделю удовольствия. Забудьте о великой мести, повседневность состоит из мелочей. Нужно решить судьбу влюбленного стражника, который бросил более удачливого соперника на поле брани, вывести из запоя депрессивного консула гномов, познакомиться с неуничтожимым, но удивительно трусливым детищем чокнутого «вивисектора»… А как вы посмотрите на предложение возглавить клан оголтелых орков? На фоне остальных поворотов сценария такую ерунду «сюрпризом» не назовешь.
Большинство миссий укладывается в формулу «пойди туда-то, убей того-то», хотя бывают и приятные исключения. Детективы могут попробовать вскрыть сундук беспечного купца, проследить за зловещими сектантами или перетереть темы с паханом столичных ворюг. Иногда пролетают поручения в духе классических «point & click»-адвенчур. Например, отыскав грязный молот, помыв его в фонтане и использовав в качестве ключа, мы откроем дверь в роскошную кузницу. Если мозги отказывают, читайте дневник — там все разжевано. Разработчики не хотят, чтобы какой-нибудь Боб или Джордж из солнечной Аризоны скандалил на официальном форуме из-за «непроходимого квеста». Даже смехотворный пазл, предшествующий созданию сюжетного кольца, за нас «расколет» бородатый призрак.
Встроенное прохождение не в силах отравить атмосферу. Совсем скоро понимаешь, что изгою не по пути с крутобедрыми эльфийскими лучницами и благородными паладинами. Трижды прав был император, не желавший передавать войска под командование своевольного шайкана. Спасение мира — не цель, а побочный эффект нашей эгоцентрической деятельности. «Романтическая» встреча с богатырем из The Breath of Winter (одна из ключевых ролей) окончательно накаляет обстановку. Прибаутки, призванные разнообразить житье-бытье, порой совершенно не к месту. Ремесленники с марксистскими замашками навевают непрошенные ассоциации с «Монти Пайтоном». Забавно, но ненатурально.
Впрочем, дело не в специфическом юморе. Патологическая линейность — вот истинный изъян SpellForce 2. Почему нельзя выбирать между «хорошим» и «плохим»? В The Shadow of the Phoenix мирно сосуществовали две равноценные дорожки, и никого это не смущало. Взамен подлинной свободы игрокам подарили небрежно выполненную декорацию. Не важно, отдадим ли мы ни в чем не повинных путешественников подземной маме-паучихе или порубим ее на куски, обманом выманив из норы, — славные рыцари, храбро выжидавшие на пригорке, обязательно постараются пощекотать нас стилетом.
Проще и веселее!
Причину для постоянной перетасовки союзников можно понять, но зачем же с нуля переделывать систему развития персонажей? На смену абстрактным цифрам пришло развесистое дерево умений в стиле Diablo 2. Цепляйтесь крепче за его куцые ветки, ибо другого не предвидится — такие параметры, как сила, ловкость и т. п., исчезли.
Фиксированных классов нет. Мечтаете сотворить свирепую помесь клирика и воина? Пожалуйста, хотя практической выгоды эксперименты не принесут. Жанр RPG вообще приветствует узкую специализацию. Воспитать «породистого» меченосца еще сложнее. Часто нам не позволяют улучшить «перк», пока герой не дорастет до определенного уровня. Порочный круг в действии: хотите прокачать навык обращения с топором — извольте предварительно выбросить пару драгоценных очков на помойку.
Автоматический «level up» спутников раздражает (даже если убрать соответствующую галочку). Братья по оружию обладают собственными представлениями о гармоничной личности и откупаются «лишним» опытом. Неясно, за что компьютерных болванов наказали тремя ячейками для активных заклинаний. Воин-то переживет, а вот для мага такое «обрезание» смерти подобно.
«Вещизм», процветавший в SpellForce, перекочевал в продолжение. Сомневаюсь, что вы перемерите и десятую часть богатств, постепенно оседающих на страницах инвентаря. Магазины здесь не в моде. Крутых трофеев хватит на всех, а значит, незачем бороться с неудобным интерфейсом, вручную перетаскивая каждую фиговину в «окошко» торговца. Чудо-булыжник из The Breath of Winter, по дешевке продававший свитки и прочее барахло, заменила полянка с нелепыми «сейфами». Оно и понятно, в SpellForce 2 пергамент ни к чему — поднимаясь по лестнице эволюции, юные чародеи сами выдумывают проклятия. Среди последних жертв тоталитаризма числятся штаны (настоящие мастера клинка предпочитают сверкать голым задом) и полюбившиеся комплекты. За что?
Стратегическое мышление
Элементы RTS неотступно преследуют игрока. Редкая карта обходится без строительства базы и дрессировки ударного отряда. Домиков стало меньше. У расы есть две (!) уникальные постройки — «казарма» и «пристройка к казарме». Дабы выпускники детского сада не повесились на подтяжках, «фракции» искусственно поделили на три лагеря: «белые» (люди, эльфы, гномы), «серые» (орки, тролли, варвары) и «черные» (тени, горгульи-undead, темные эльфы). Возводить все доступные здания необязательно. Играя за зеленокожих орков, я прекрасно обошелся без толстомордых троллей, сжирающих по паре «паек» на нос, и отморозков-берсеркеров. Вдобавок горе-реформаторы дотянулись и до добычи полезных ископаемых. Обитатели Эо слишком халатно относились к невосполнимым природным ресурсам, и к нашему появлению в округе остались камни, серебро и жизнерадостные кустики какого-то явно растаманского растения.
Любопытная деталь связана с защитными башнями. Открыв расы в штаб-квартире, можно нацепить на укрепления три взаимодополняющих апгрейда: работящие гномы присобачат бронелисты, люди увеличат убойную силу, а эльфы развесят на крышах целебные цветочки. Другой аргумент в пользу консолидации — титан, которого удается зачать только втроем. Потрясающая мощь и уходящая за горизонт полоска здоровья с лихвой компенсируют финансовые издержки. Кроме того, это единственный юнит, по уровню равный игроку. Рядовые пауки, маги и лучники находятся на несколько ступеней ниже.
Тактическая элегантность Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Myth неведома SpellForce 2. Нас ждут потасовки «кучка на кучку», самонаводящиеся стрелы и катапульты, не брезгующие ближним боем. Не волнуйтесь, если в батальной горячке невидимые инженеры обрушили шквал камней на головы товарищей — «friendly fire» в любом случае не предусмотрен. Бессмертным героям живется еще легче. Аккуратный щелчок мышью, и выживший брат по крови мгновенно поставит «покойничка» на ноги. Подлые враги завалили всех? Постарайтесь за 3 минуты отгрохать специальное строение и провести ритуал (читай — нажать кнопку). Иначе игра ненавязчиво предложит загрузить «сейв».
Компьютерные генералы прикрывают отсутствие таланта количеством. Незадолго до финала начинается кошмарное «мясо». Безостановочные волны атакующих лавиной сметают тягу к созидательному труду и спокойному исследованию местности. Одно утешает — противник, прежде получавший подкрепления прямо из воздуха, тоже вынужден сооружать полноценную базу. Зачищая территорию, не забывайте отлавливать вредоносных «пейзан», а не то они мигом смастерят неподалеку копию разрушенной деревушки.
Конечно, выглядит SpellForce 2 пристойно, даже когда камера подлетает вплотную к физиономиям. Фигурки научились разевать рот в такт произносимым словам, хлопать глазками и размахивать конечностями, точно в Neverwinter Nights. Великолепные пейзажи дадут фору многим конкурентам, ради чего и стоит переключаться в бестолковый режим «от третьего лица». Живописное болото, шелковистая травка, динамичная смена времени суток и… демократичные системные требования. Приятно. А то я до сих пор не могу без слез вспоминать ведроголовую дриаду из The Shadow of the Phoenix.
Тень сурка
Добротная, увлекательная, красивая, но совершенно неоригинальная и безыдейная игра. Взял квест, построил базу, повоевал, зарезал «бонусное» чучело, поболтал с нужным дядькой, повысил уровень… Мои англоязычные коллеги в таких случаях употребляют емкую формулировку «been there, done that».
И все же в SpellForce 2 не скучно. Крепко сбитый сюжет держит в напряжении до самого конца. Если у вас за плечами The Breath of Winter и The Shadow of the Phoenix, то вечного вопроса «быть или не быть?» попросту не возникнет. Альтернативы нет. Тем, кто умудрился прозевать первую серию, можно лишь позавидовать — половина высказанных в рецензии претензий их не затронет. Ну, а мне остается скрестить пальцы и надеяться, что в грядущих аддонах авторы перестанут, наконец, флиртовать с мифическими «casual gamers».