Светлая тема

Рецензия на игру SpellForce: The Shadow of the Phoenix

Эволюция SpellForce может служить отличным примером для всех создателей компьютерных игр. Амбициозная, однако в целом обыкновенная стратегия с элементами RPG запросто могла пожить на винчестерах пару недель и благополучно кануть в Лету. К счастью, этого не произошло. Вышедший в июне 2004-го аддон The Breath of Winter наглядно продемонстрировал, что разработчики не всегда спешат подзаработать на светлой фанатской любви. Порой они стремятся и заметно улучшить качество игры. Лихо закрученный сюжет, интересные квесты и зачастую продуманные до мелочей карты-уровни превратили «еще одну неплохую игру» в великолепное запоминающееся приключение.

Двуличный Феникс

Сколько врагов мы положили в The Order of Dawn и The Breath of Winter — все бесполезно. Старый знакомый Хокан Ашир (он же Masked Man) понял, что мелкие гадости больше не тешат его самолюбие. Покорные воины Руны, тупоголовые мертвяки нагоняют страх на простолюдинов, но для мирового господства требуется нечто более весомое. Разжившись кровью одного из богов (не спрашивайте, как ему удался сей фокус), скрывающийся под маской Белиала негодяй приготовил специальный эликсир для воскрешения мертвецов и порабощения их душ. Могучие правители и величайшие витязи прошлого не волновали некроманта. Целью Безликого было возрождение Великого Круга — легендарного сообщества сильнейших магов.

Герой Shadow of the Phoenix — «счастливый» обладатель Клинка Теней, спасший мир от дракона Эйрина и вечной зимы. Проклятие точит его изнутри, причиняя нравственные и физические страдания. Впрочем, долго быть на побегушках у Безликого не придется. Приказ убить красавицу дриаду (как и в BoW, здесь не обошлось без романтической истории), в волшебном лесу которой слуга Зараха не имеет силы, заканчивается предельно банально и предсказуемо. Надеюсь, никто всерьез не рассчитывал, что после предыдущих подвигов мы переметнемся на сторону зла?

Все? Еще чего! Если Breath of Winter не отыскала лазейку в ваше сердце, можно продолжить линию Order of Dawn — в этом случае главным действующим лицом будет укротитель чудо-камня с огненной птицей внутри (разумеется, возможен импорт персонажей, но предметы, за исключением надетых, пропадут). Задумка сценаристов очень скоро становится очевидна. Чтобы сорвать планы Безликого, нужно объединить упомянутые артефакты. А значит, две половинки нашего виртуального «Я» обязательно должны встретиться.

Суть игры не изменилась. Мы по-прежнему мотаемся по связанным сложной системой порталов островам, зачищаем местность от сотен когтистых уродцев, призываем воинов-рабов, возводим базу и дрессируем регулярную армию. Новинка сезона — здание, где за пару мисок еды дают выводок голодных псов (летучих мышей, стервятников и т. д., в зависимости от того, за какую расу играть). Толку ноль, хотя когда станет совсем худо — пригодится. Роль артиллерии сводится к уничтожению непроходимых иными способами Черных Башен. А вот «апгрейд», позволяющий вызывать титана неограниченное количество раз (и заодно делающий гигантов мощнее) смотрится куда аппетитнее.

Большинство уровней оставляют хорошее впечатление. Заснеженный город эльфов из Breath of Winter был скоплением типовых построек, а вот огромная столица Эмпирии стала очередным шагом в направлении чистокровных ролевых игр. Несколько полноценных районов, желтенькие домики в ближневосточном стиле, снующие туда-сюда прохожие, разговорчивые NPC, нарочитая нелинейность в выполнении квестов… В некоторых hack'n'slash-«ролевиках» бывает примитивнее. В пустыне нам предлагают стравить (и добить поодиночке) два клана разбойников, стоящих на пути к магическим вратам; в Городе Духов мы строим практически неуязвимого голема и решаем хитроумные головоломки; в одной из захваченных нечистью цитаделей прячемся от мумий-стражников и подкупаем жадного привратника…

Побочные поручения порадовали приятным разнообразием. Настучав по голове гоблинам, что споили несчастного великана, мы можем потребовать у последнего безделушку на память, заставить его очистить окрестные пещеры, а то и убедить вступить в ряды нашей славной армии. Ненавязчивый выбор преследует игрока повсюду. Медведь-людоед, согласный на общественных началах патрулировать территорию, или фонтан с арайей? Какую строчку в диалоге укажете, то и получите.

Главная цель метаний почти всегда стандартна — прорыв к порталу и переход на следующий остров. Мы, размахивая мечом, пробираемся в жилище дриады (стараниями похотливого императора ее девственность защищена не хуже золотохранилища в местном банке), спешим в объятую пламенем войны обитель Катаев, словно ветер мчимся по следам неуловимого «писателя» Дария… В условиях постоянного «аврала» доделывать личные дела приходится вопреки совести: иногда герой, не говоря ни слова, бросает напарников и отправляется сажать деревья или глушить коньяк с бывшим гладиатором.

Что касается внешности, то два года не прошли для Krass Engine даром — пугающее отсутствие лицевой анимации, бестолковый вид «от третьего лица»… Пока камера летает под облаками, все нормально. Но стоит приблизиться к земле, и на экране возникают углы и прочие безобразия. Обмотанная лианами дриада вообще смахивает на снайпера в ободранном маскхалате.

Как стать крутым…

Гуляя по миру Shadow of the Phoenix, буквально чувствуешь богатырскую силушку. Подскочившая до 50 уровня планка развития персонажа (умения разрешили «прокачивать» до 20) — не шутка. Спустя минут пятнадцать после запуска игры вы будете самозабвенно крошить стада бронированных зомбиков, откручивать рога красномордым демонам и лупить кирпичом по черепу Фиал Дарга — монстра с диковинной секирой, коего мы еще в Breath of Winter по собственной дурости выпустили из эльфийской кутузки.

Обновленный арсенал подстегивает стремление к самосовершенствованию. Под рукой непременно есть кольчуга, увесистая дубинка или рунный камень с ратоборцем, которые герой сможет употребить не раньше, чем через часик-другой реального времени.

Поработать тесаком предстоит основательно. Массовых побоищ здесь не просто много, а очень много. К середине игры начинается кошмарное «мясо», и от него спасают лишь второстепенные квесты да пара занимательных загадок. Одолев горный перевал (где нужно последовательно разгромить четыре вражеские крепости и прибывшее подкрепление) думаешь, что мучения закончились, но у осажденного бастиона Катаев понимаешь — надеждам на интеллектуальный отдых сбыться не суждено. Ваш мятежный дух неоднократно отлетит к Связующему камню (не забывайте, что перевоплощения, помимо энергии, отнимают драгоценные очки опыта).

Враги, между тем, наседают. Магия, и прежде портившая нам настроение, стала настоящим бичом для игрока-воина. Проклятия, существенно уменьшающие «внутривенные» характеристики, жульническая заморозка и окаменение изводят уйму нервов. Пользуясь неподвижностью, мужественные бойцы культурной революции с удовольствием покрошат нашу статую на кусочки. Вывод — колдунов надо уничтожать в первую очередь.

Подобный расклад не сказался на тактике. Старый прием с выманиванием гадов поодиночке и молниеносные атаки на домики, питающие своей энергией телепортеры, остались во главе военной доктрины. Мумии лютуют не по-детски. Если в победоносной армии не нашлось места для мага, с легкостью швыряющегося огнем, из невоспитанных потомков Имхотепа придется долго выбивать вековую пыль и дохлых жуков-скарабеев.

Попытка придать призванным героям каплю индивидуальности с треском провалилась. К примеру, мы знаем, что мерзкий с виду мертвяк Анктахр — некогда отчаянный храбрец, отважившийся бросить вызов Безликому. Ну и что? К чему тратить силы на болтовню с подчиненными, коли власть Руны и так заставляет их беспрекословно повиноваться?

Под конец — о программных ошибках; по их вине я три раза начинал игру заново (при выборе готового типажа лучше выкинуть кристалл Вальда — его патологическая живучесть доставила мне немало хлопот). Не скажу, что в Shadow of the Phoenix завал «багов», но количество с лихвой компенсируется убойностью.

Занавес и аплодисменты

Повторить рекорд нельзя, его можно только превзойти. На таком фоне Shadow of the Phoenix кажется типичным продуктом из категории «more of the same» — добротным и начисто лишенным сюрпризов. Для поклонников серии это отличный подарок, однако для тех, кто пропустил игру, идеалом по-прежнему остается «золотое» издание (Breath of Winter + Order of Dawn). Если игровой процесс вам не надоел — милости просим. Впрочем, SpellForce 2 уже не за горами. Понадеемся, что авторы, наконец, разродятся приемлемой тактической моделью и исправят мелкие недочеты. Тогда нас ждет хит — без натяжек и преувеличений.