Светлая тема

Рецензия на игру Tom Clancy's Splinter Cell Chaos Theory

Кому-то в Ubisoft не дают покоя лавры Electronic Arts, ежегодно выжимающей из своих брэндов всё до последнего доллара. Rainbow Six 4, Ghost Recon 3, Prince of Persia 3, Splinter Cell 4… Шанхайская Pandora Tomorrow наглядно показала, что бывает, когда за сиквелы берутся ради получения квартальной прибыли.

Но стучать в набат еще рано. Chaos Theory, вернувшая суперагента Фишера в альма-матер — монреальское отделение Ubisoft, — отнюдь не хуже прославленного оригинала.

Закадычный друг Гарретта

Канадцы не зря потратили два года на доработку движка и анализ ошибок. Китайские скрипты, сильно досаждавшие в «Пандоре», сданы в утиль, дизайн уровней стал более открытым, приблизившись по качеству исполнения к серии Thief, давить на «quickload» приходится реже, а многопользовательская часть разжилась «коопом». Нам не навязывают строгий маршрут прохождения; авторы просто ставят задачу, отмечают на трехмерной карте нужную точку и указывают условия. Остальное — вопрос вашего вкуса и склонности к насилию. Общая линейность, конечно, присутствует, однако ее успешно маскируют, из-за чего возникает приятное ощущение, будто наши действия на самом деле на что-то влияют.

Почти в каждую локацию можно попасть двумя, а то и тремя разными способами — везде есть трубы, за которые так удобно цепляться, вентиляционные шахты, спасительные островки темноты и подпольные лазы. Охранники, патрулирующие территорию, в большинстве случаев не привязаны к триггерам и полностью доверяют своим органам чувств, превращая Chaos Theory в «песочницу для шпионов».

Убить часового фугасной гранатой — это громко и пошло (хотя тоже вариант — любителей носиться с шашкой наголо не поощряют, но терпят). Куда интереснее выключить свет в соседней комнате, свистом выманить туда скучающего стража и выдавить из него полезные данные. Иной путь: электромагнитным импульсом сбить картинку на мониторе и, пока жертва проклинает взбесившееся устройство, проскользнуть дальше. Боитесь оставлять свидетелей? Полосните негодяя ножом и затолкайте труп в укромное место. Позёры оценят спецприемы вроде сворачивания чужой шеи из положения «свисая с потолка».

В жесткие рамки нас помещают лишь тогда, когда убийство запрещено по сценарию; впрочем, талантливые штирлицы без труда обойдут ограничение — к их услугам электрошоковые дротики, газовые гранаты, молниеносный «бумеранг» и старый добрый кулак.

ИИ поумнел. Незакрытая дверь, погасшая лампа, внезапно включившийся компьютер вызывают любопытство, способное перерасти в нервозность, а то и тревогу (особенно если поблизости валяется хладная тушка напарника). Оказавшись во мраке, народ живо достает осветительные патроны, расчехляет фонарики и тянется к рубильнику. Если в дозор отправились двое, они непременно обменяются репликами, помянув о паранойе, ненадежности современной техники и хреновой работе обслуживающего персонала.

Другое сходство с Thief: Deadly Shadows — фоновый шум. Лязганье ботинок бегущего человека гораздо проще услышать на пустынной палубе сухогруза, нежели сквозь оглушительный стрекот машинного отделения. Специальный индикатор показывает, насколько удачно герой «вписывается» в окружающие его звуки. Бедняга, собравшийся послушать ню-металлические надрывы магнитофона, — идеальная мишень.

Правда, на практике это удается не всегда. Легкий стук подошв об стальной пол, который обязан утонуть в грохоте стоящего рядом двигателя, поднимает на уши всё помещение. Враги в истерике палят туда, где в последний раз мелькнул Фишер, выпуская в «молоко» дюжины пуль, но иногда с потрясающей точностью находят нашу новую «нычку». Видят, ироды, фисташково-зеленые объективы сэмовой маски…

К счастью, принцип «трех тревог», попортивший немало крови в оригинальной Splinter Cell, стал мягче. Отныне неряшливый агент, забывший убрать мертвеца или угодивший в объектив камеры, не премируется табличкой «Mission Failed». Вместо этого игра поднимает планку сложности, отбивая желание идти напролом. После первого «звонка» недруги проявляют большую осторожность, после второго — надевают бронежилеты. Еще пара ошибок, и в ключевых районах появляются баррикады. Кидаться на них не советуем — очередь из АК мигом сразит хрупкого Фишера.

Беспроводные технологии наконец-то заглянули в виртуальные вселенные. Для «хака» достаточно переключиться в режим ЭМ-видения, пришедший сюда из сетевой части Pandora Tomorrow, найти системный блок, ткнуть в него прицелом радиопередатчика и одолеть занятную мини-игру на подбор IP-адреса. Нет времени на возню с отмычкой? Армейский нож, запросто вскрывающий глотки и палаточный брезент, сломает замок в мгновение ока.

Потеряла актуальность и охота за глазными яблоками особо важных персон. Теперь, если вы ненароком прикончите единственную надежду на доступ в секретную комнату, провала не будет — сканеры и цифровые панели ломаются в умелых руках на счет «раз».

Впрочем, не стесняйтесь допрашивать граждан, ибо, помимо ценных сведений, вы получите заряд хорошего настроения на весь день — тексты в Chaos Theory написаны и озвучены выше всяких похвал. Услышав убийственно смешную беседу с японцем, решившим, будто Сэм — настоящий ниндзя, невольно вспоминаешь лучшие эпизоды No One Lives Forever. Полный черного юмора «театр теней» в первом же задании, саркастические перепалки между Фишером и компьютерщицей Гримсдоттир («А ты где была, когда мы брали этот банк в 1987-м?» «В десятом классе.» «Yuck!»), ироничные отсылки к поп-культуре выдают руку опытного сценариста, знающего, в каких пропорциях смешивать комедию, драму и саспенс.

В поисках бонусов

Уровни построены ничуть не хуже. Благодаря частой смене декораций и правил ни одна из одиннадцати карт не заставляет злиться, скучать или раздражаться. Каждая миссия вносит что-то свое в, казалось бы, привычный геймплей, вынуждая приспосабливаться к новой обстановке. Датчики движения, стеклянные перегородки с переменной прозрачностью, камеры с 360-градусным обзором, «поющие» полы, охранники в униформе, отключающей лазеры (sic!), бумажные стены, позволяющие хватать зазевавшуюся «вохру», и миниатюрные вертолеты-убийцы — малая толика дизайнерских трюков.

Побочные цели добавляют разнообразия. Они влияют только на финальный рейтинг, однако здесь как раз тот случай, когда удовольствие доставляет сам процесс. Мы глушим пропагандистские репродукторы, отправляем фальшивые электронные письма, ищем «жучки», ставим метки на ящиках с боеприпасами и подключаемся к чужим видеокамерам. И вроде бы впору сетовать на однотипность заданий — в конечном итоге они сводятся к формуле «отыщи N предметов», — но это все равно что придираться к цвету кремовых розочек на торте.

Есть и бонусные поручения, о выполнении которых нам сообщают постфактум, прямо как в X-Wing и TIE Fighter. Тут — царство интуиции, внимательности и смекалки. Догадались допросить южнокорейского генерала о численности войск на его базе? Расстреляли неприятельскую радиоточку? Получите похвалу от начальства.

И вот еще что. Окажетесь в подвале здания японской дзайбатсу — сделайте «сейв» и подойдите к любому злодею. Сюрприз гарантирован.

Куклы шпионов

Меньше всего неожиданностей принесла графика — в век шейдерных спецэффектов сложно удивить бамп-мэппингом, «замыливанием» и резкой сменой фокуса1. Тепловизор вообще не изменился, зато режим «ночного видения» определенно похорошел. На деталях не экономили; несмотря на постоянный сумрак, игра изобилует сотнями текстур и объектов, делающих мир SC:CT обжитым и настоящим. Симпатичная оранжерея в нью-йоркском пентхаузе, набитый канцелярской утварью офис, горы щепок и мусора на кухне корейского дома, куда упала неразорвавшаяся бомба…

Анимация вновь создавалась вручную, безо всякого «motion capture». Таков принцип: в Ubisoft Montreal знают, как добиться кошачьей пластичности. Раздражает лишь странная реакция героя на нажатие кнопок — порой вместо того, чтобы развернуться и пойти вперед, Сэм начинает пятиться. Если в эту минуту вы пытаетесь скрыться от назойливого охранника, лучше не мучаться и сразу обратиться к «quickload».

Кстати, о мучениях. Попробуйте с первого раза уложить бездыханное тело в угол так, дабы оно не растянулось поперек прохода. Доработанная физика, не дающая жмурикам сворачиваться в клубок, заслуживает бурной овации, но какие же они теперь, черт возьми, неудобные…

Досталось от технического прогресса и лицам. Пластиковые пупсы, преследующие жанр с момента выхода Far Cry, добрались и до Splinter Cell. Нездоровый блеск парафиновой кожи и глаза навыкате — отличительные черты всех персонажей Chaos Theory. Отловите какого-нибудь супостата и вытащите его на яркий свет — увидите ожившую трехмерную карикатуру.

Сэм тоже рожей не вышел, хотя к роликам эта претензия не относится — в них суперагент наделен цепким взглядом, точеными скулами и пятидневной щетиной. В игре же — натуральный уродец, облитый водой. Неужели трудно было взять модель у соседей из «киношного» цеха? Несовершенство физиономии искупает голос Майкла Айронсайда (Michael Ironside), чья фирменная хрипота стала визитной карточкой серии.

Две головы — лучше

Пятнадцати часов с лихвой хватит на то, чтобы остановить Третью мировую войну, но вошедшему во вкус игроку этого мало. В отличие от большинства современных игр, где титры вызывают у аудитории вздох облегчения, Chaos Theory оставляет свою паству с урчащим желудком. Мы едва успели распробовать сюжетный винегрет имен, событий и фактов, собранный по рецепту Клэнси, полюбить экстравагантный саундтрек Амона Тобина (Amon Tobin), проникнуться атмосферой почти полной вседозволенности и простить Фишеру его нелепые позы, как нас выбрасывают из нирваны.

Выбор в ожидании Splinter Cell 4 небогатый: пройти Chaos Theory заново, пытаясь отыскать альтернативные тропки и достичь стопроцентного рейтинга, либо сесть за мультиплеер.

Здесь на сцене появляется служба ubi.com и наносит мощный удар под дых. Прошло три с половиной недели после выхода РС-версии SC:CT, а сервис, отвечающий за «кооператив», продолжает биться в конвульсиях. Попытка присоединиться к игре по сложности сравнима с освоением Марса. Тех, кому повезло на этом этапе, подстерегают рифы во время сеанса — на картах существуют «аномальные области», где пользователь разрывает соединение. Подозрения в том, что режим доделывали на скорую руку, усиливает небольшое количество уровней — всего четыре (и «туториал»).

А жаль, идея-то заманчивая — пара агентов «Третьего эшелона», вооруженная арсеналом Сэма Фишера, сообща решает проблемы и расправляется с противниками демократии. Например, чтобы открыть Важную Дверь, требуется синхронно «вскрыть» два сканера или привести сразу двух «языков», а для обмана камеры игроки по очереди удерживают ее на мушке электромагнитного излучателя, позволяя коллеге проскочить опасную зону. Есть даже совместные «комбо»-удары!

На фоне такого безобразия «Versus», знакомый по Pandora Tomorrow, выглядит сущим ангелом. Этот фронт вновь курировала Ubisoft Annecy; французы, не мудрствуя лукаво, перетащили в сиквел свои прежние наработки (а заодно — и пять старых уровней в дополнение к шести новым).

Поэтому изменений — кот наплакал. Плюсы и минусы, описанные нами год назад, остаются в силе. «Вёрсус» все так же беспощаден к тем, кто не желает запоминать географию и действовать в команде. Лощеностью «сингла» тут не пахнет: устаревшая графика, грубоватая анимация, непривычное управление, скалящий зубы лаг… Получилось не украшение короны, а плохо ограненный алмаз в корявой оправе.

Но расстраиваться не стоит. Впереди — одиннадцать мини-шедевров, к которым хочется возвращаться снова и снова.

А там, глядишь, и мультиплеер починят.

1Зато отсутствием шейдеров v2.0 можно шокировать. На коне оказались владельцы видеокарт серии GeForce 6x00 — им досталась третья версия. Остальные «наслаждаются» ущербными эффектами на базе v1.1. Почему? That's The Way It's Meant to Be Played™, дамы и господа.