«Симулятор эволюции от самого Уилла Райта» — безупречный слоган. Получасовой ролик с демонстрацией Spore на Е3 2006 года произвел неизгладимое впечатление даже на тех, кому ничего не говорило имя отца-основателя The Sims и SimCity. Пристальное наблюдение за проектом многим аукнулось неприятными сюрпризами в долгожданной коробке с игрой. Счастливые неофиты радостно лепят уморительных существ и скачут по зеленым лугам, а знатоки разводят руками и мрачно упоминают «рожки да ножки».
Микроб
Нет сомнений, что аддоны сделают свое дело, и Spore когда-нибудь вырастет в нечто похожее на увиденное два года назад. Пока же отложим претензии вроде «Куда подевались подводные приключения?!» и порадуемся локализации от «Софт Клаба».
Судя по названию и анонсам, очередное творение Maxis должно быть исполнено наукообразия а-ля Evolution и туго набито познавательными материалами. В действительности все гораздо проще (впрочем, в подарочное «Галактическое издание» вложен толковый документальный фильм от National Geographic Channel). Для затравки притянута многострадальная теория панспермии, пережившая за более чем вековую историю всевозможные взлеты и падения.
В далекой галактике юную планету бомбардируют космические тела, разносящие споры живучих микроорганизмов. Разработчики не пичкают нас современными научными идеями, благоразумно пропуская незначительные детали в планетарной истории. Например, вычеркнуты скучные миллионы лет, когда мертвые океаны избавлялись от избытка железа, постепенно превращаясь в так называемый «первичный суп». Именно в нем, полном жизни и вкусной еды, начинается большой путь маленькой козявочки.
Первый двумерный этап — «Клетка» — воскрешает в памяти flOw. Малютка отчаянно барахтается в отведенной ей луже, стараясь хорошо кушать и при этом не попасть на обед к особям покрупнее. Выбор между животным или растительным кормом не критичен, но позже придется освоить всеядность.
Здоровое питание — не пустой звук. Чем прожорливее «герой», тем быстрее он наберет «очки ДНК» и поменяет конечности и некоторые органы. Заодно не помешают острые шипы и чудный ядовитый шлейф. Подросший толстячок обзаводится крепкими лапами и выползает на сушу, радуясь ярким краскам (или страдая от буйства мультяшных расцветок) и новому эпизоду в биографии.
Розовую козу в желтую полосу…
Занимательную лепку персонажа можно было бы считать игрой в игре, настолько она забавна и самодостаточна. В Electronic Arts поняли это намного раньше рецензентов, выпустив прошедшим летом «Лабораторию существ Spore» (Spore: Creature Creator). Гибкий редактор, позволяющий фантазерам создавать сине-буро-малиновых летающих кроколисков в крапинку, мгновенно стал невероятно популярным.
На момент написания рецензии на официальном сайте хранилось свыше 18 миллионов (!) образцов: рогатые, крылатые, шипастые, длиннохвостые и какие угодно твари, а также причудливые здания и транспортные средства, иллюстрирующие бурное человеческое воображение. Обладатели лицензионных копий могут обмениваться пестрыми коллекциями, и подключение к серверу с чужими произведениями способно надолго повергнуть в шок. Здесь есть все, причем на подборки определенных авторов можно подписаться, дабы не вылавливать их новинки из свежих поступлений. Система наград предусматривает как внутриигровые достижения (посетить центр Галактики, покорить десяток планет и т. п.), так и активное взаимодействие с другими пользователями. Что до полноценного мультиплеера, то его, увы, нет.
Существование на земной тверди уже не столь безмятежно. Контакты с местным населением предполагают либо бескомпромиссную грызню, либо трогательную дружбу. Налаживание и разрушение социальных связей дополнено поисками артефактов в виде чьих-то обглоданных скелетов. Находки обогащают «арсенал» новыми вариациями глаз, ушей, крыльев, лап и т. д., влияющих на ключевые параметры. Для драк важен уровень здоровья и владение мощным оружием, в общении пригодится умение петь, танцевать, кокетничать и позировать.
Сражения тупы и прямолинейны (смачные удары, визги, вопли, пух и перья налево и направо), а вот церемония знакомства с чужаками заслуживает внимания. По сути, это еще одна аркада семейства простейших: в племени нужно заинтересовать не менее трех особей, для чего мы по очереди повторяем за каждой ее действия. Удачные и своевременные песенки, пританцовывания и ужимки открывают дорогу к процветанию.
Поумневший зверь издает брачный зов и, найдя партнершу, получает потомство, что означает очередную смену внешности и «обвеса» под текущие нужды, порой до неузнаваемости. Сила растущего коллектива демонстрируется с потрясающей наглядностью: заносчивая фауна почти игнорирует одинокого приставалу, но слаженно отплясывающая компания непременно привлечет взгляды окружающих. И кого бы вы ни слепили, все равно будет очень смешно.
Члены семьи принимают облик вместе с новорожденным, и вскоре настает время перейти на следующую ступеньку — «Племя». Прежде чем нажать заветную кнопку, стоит тщательно осмотреть свой табор и внести решающие поправки. Изменить фиолетовое чудо о четырех ногах, в которых путается клюв, с этой минуты уже нельзя (начиная другую игру, можно кое-что подкорректировать или позаимствовать модель из «Споропедии»). Правда, любоваться ближними планами некогда: нас ждут великие дела.
Маленькая победоносная война
Жизнь в племени известна по таким древним и достоверным источникам, как Populous, The Settlers и т. п. Событие предваряет торжественный ролик, копирующий знаменитую сцену из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) и пафосной музыкой оттуда же. Для подопытного это важный шаг, для игрока — повод для искреннего недоумения. Подобные RTS зачастую вызывают приступы ностальгии: они до слез примитивны и благополучно устарели еще в прошлом веке.
Наблюдать то же самое в 2008-м — удовольствие на любителя. На небольшой карте раскидано несколько деревенек. Трудяги ходят по ягоды и ловят рыбу (пища — единственный ресурс), остальным предстоит протыкать копьями несговорчивых соседей и проламывать им черепа каменными топорами, не заморачиваясь стратегией и тактикой. Дружеское общение не исключено, просто на него уйдет больше времени. Необходимо собрать минимум 5-6 соплеменников, выдать им музыкальные инструменты, отправить «на гастроли» и самолично давить на клавишу, изображая концерт.
Добившись грубой силой или утонченным музицированием и льстивыми дарами всеобщего почитания, пора объединяться и строить «Цивилизацию». Переход в современное общество стремителен и смахивает на переселение из курятника в космопорт. К сожалению, он лишь ненамного затрудняет прохождение, но тут уже заметна разница между тремя уровнями сложности.
Теперь борьба идет по всей планете. Возникают города, а с ними — возможность придумывать собственные варианты строений: ратуши, жилого дома, завода и развлекательного центра. И снова только одна ценность — месторождения «специй». Знакомое название заставляет вспомнить сериал C&C, однако местные реалии не дотягивают и до его прародительницы — Dune 2 (которой, к слову, 16 лет). Здесь даже не надо гонять на поля харвестеры и следить за их живучестью, хотя можно создать аналогичные машины по своему вкусу. Достаточно один раз добраться до колоритного красного дымка, тянущегося из-под земли, — и доход в казну обеспечен.
Воинственные устремления из предыдущей стадии желательно забыть. Быстрая экспансия и правильная экономика — залог успеха. Сговорчивые лидеры опрометчиво соглашаются на торговлю, позволяющую впоследствии выкупить город вместе с постройками и обитателями. К упрямым лучше всего подъехать на вычурном авто в разгар их войны с кем-нибудь и нагло дождаться массовой разрухи.
Счастливый победитель воспаряет ввысь на личном космическом корабле; именно в это время в отдельно взятых «кабинах» звучат непечатные ругательства тех, кто верил официальным анонсам и ждал совсем иного содержания. Пройденные четыре испытания — чем не сборник простеньких аркад? — отнимут пару вечеров. Недостаток отчасти компенсирован чудесной анимацией, да и 19 встроенных редакторов для всех видов юнитов способны продлить сказку. Надолго ли? Понятно, что далеко не взрослый PEGI-рейтинг обязывает к определенному примитивизму, но не до такой же степени.
Звездный путь
Заключительное путешествие на поверку оказывается наиболее растянутым (вокруг десятков тысяч звезд — множество занятых и бесхозных планет). Одинокого странника ожидает гора работы. Дипломатические усилия порой не срабатывают, и рано или поздно исследовательский режим сменит война с 5-6 агрессорами одновременно. Зато союзники всегда готовы предложить свои корабли. До внушительного флота из тысяч судов не дойдет, но инопланетные друзья подкинут щедрые призы за ценные артефакты.
Изменения атмосферы и терраморфинг, выгодные деловые связи и прочная сюжетная линия затягивают с головой. За выполненные поручения положены почетные ранги, а затем — шопинг. Мощные двигатели, ускорители и другие агрегаты помогут завершить историю (кто-то сомневался, что дело обойдется без Земли?) и рвануть в бесцельный поход. Финал? Как таковой он не предусмотрен.
Космическая часть увлекательна… при условии, что вы никогда не слышали о легендарной Elite (1984) для ZX Spectrum и ее потомках. Ощущение межзвездного пространства, в котором кипит жизнь, надо искать в «Космических рейнджерах», настоящее общение — в EVE Online, красивый трехмерный космос — в X³: Reunion. Соперничать с такими китами не всем по силам, и Spore в нынешнем виде — скорее многообещающее начало, нежели законченный шедевр. Она наверняка получит развитие в грядущих дополнениях, а сейчас это просто детская игрушка. Очень легкая, добрая и на редкость очаровательная.