Несмотря на то, что Squad Battles и Panzer Campaigns являются чем-то из разряда вечных ценностей, я был приятно удивлен встречей с очередным шедевром на многочисленных московских лотках, где, кстати говоря, представлена разнообразная entertainment-продукция, от произведений специалистов по наживе на нормальных человеческих потребностях до программ по расчету инженерных конструкций.
Любопытная тенденция. Попадание столь, казалось бы, неконкурентоспособной игры в высшую лигу (впрочем, не без исключений) может означать две вещи: а) публика хватает сейчас все подряд б) воргеймы HPS приобретают популярность. Первый вариант наиболее вероятен, но чему же все-таки отдать предпочтение, решить сложно. Важен, пожалуй, сам факт. HPS этого достойна, как и ее продукты, неброские, но ладно скроенные.
Чего ждать от The Proud and The Few пользователю, неискушенному в наших воргеймовых делах? По меньшей мере - простоты. Хардкорности полномасштабных воргеймов в нем минимум, а это аргумент даже в пользу первого знакомства. Squad Battles: Vietnam в эту роль вжиться было бы легче, но... Словом, The Proud and The Few - практически герой нашего времени. На роль "пошагового" конкурента Close Combat сгодится.
У американцев история Второй мировой не так богата, поэтому на выбор, как правило, предлагается пара театров: Нормандия и Тихий океан. Второй - это вечная любовь разработчиков всевозможных авиа- и морских симуляторов; первый - пристанище пехоты и танков. Так оно, в общем-то, и было. Война на Тихом океане вниманием индустрии компьютерных игр не обделена, хотя, похоже, мы уже вытоптали всю Нормандию с точностью до квадратного дюйма. Steel Panthers, Guadalcanal, Rising Sun… Для HPS TPaTF - третья игра из серии Squad Battles и первая, эксплуатирующая эту тему. Получилось довольно неплохо: тут и Guadalcanal, и Iwo Jima, и Tarawa; словом, в единое целое объединено несколько родственных эпизодов. Разумный шаг, позволяющий избежать ненужных спекуляций; отдельный проект, посвященный Iwo Jima, - это нонсенс.
По сравнению со Squad Battles: Vietnam TPaTF гораздо внимательнее относится к деталям. Картинка порой кажется излишне пестрой, - наверное, не стоило так расходиться с условными изображениями, - но на практике очень удобна, да и играбельности добавляет (правда, с ней традиционно все в порядке). Игра откровенно хороша с точки зрения подхода к тактической стороне дела. Победа любой ценой не имеет смысла. И дело даже не в ассигнованиях начальства на нужды наступления; просто командиром здесь быть трудно. Почти как Богом.
Несмотря на призрачную дружественность, TPaTF требует опыта. Вру? Сам в начале говорил, что она жаждет объятий рядового потребителя? Согласен, играть не трудно. А вот выиграть... Даже возможность растянуть количество ходов не оставляет шансов, если нет четко проработанных тактических механизмов. Шаблонность нулевая, тактика на высоте. Бои протекают настолько динамично, что простор для глубокой стратегической мысли практически отсутствует! Пять-десять ходов, и бой сходит на нет - ваши солдаты измотаны, а боеприпасы на исходе. Последние, впрочем, можно собирать на поле боя. Убитый боевой товарищ или недруг - не так важно, оружие им уже не пригодится, а нам воевать.
С американцами идти к победе интересней, они все-таки не у себя дома. Японцы закапываются по самое не хочу, - одни жерла пулеметов торчат, - нещадно обстреливают, устраивают засады. У янки для таких случаев предусмотрены собаки. Правда, лично я ранее об их применении в боевых действиях ничего не слышал. Это что-то новое (еще можно вспомнить спецназ в Modern Campaigns: Middle East' 67; все-таки любят в HPS сюрпризы).
С техникой дела обстоят похуже. Ее не так много, а баланс вызывает нарекания. Разработчики, однако, пожелания учитывают, - после патча версии 1.02 использование "брони" стало более эффективным. Американцам приходилось туго, они техникой избалованы не были, а вот японцы могут озадачить танковой атакой. Действует AI умело, необходимо соблюдать осторожность. Но танковые рейды - редкость, не стоит особо рассчитывать на железо (тем более что в джунглях оно нередко попросту бесполезно даже в качестве стационарной огневой поддержки).
Особым же шармом отличаются операции с высадкой. Раскиданные по пляжу "ежи" выглядят весьма впечатляюще. Полоска рыхлого золотистого песка, а дальше - бесконечные джунгли, усеянные японскими засадами. Или вы на стороне Страны восходящего солнца?