- Главная/
- Игры/
- Сталин против марсиан/
- Рецензия
Не важно, что о тебе говорят, хорошее или плохое. Лишь бы говорили… С каждым годом этот сомнительный принцип обрастает и обрастает сторонниками среди отечественных разработчиков. Качество давно перешло в количество. В стране побежденного коммунизма есть все: «Ядерные титбиты» и «Твари», «Правда о девятой роте», «Принуждение к миру», «Братва и Кольцо», «Евгений Онегин» (я специально выношу из списка «Пластилиновую Кама-Сутру» и прочую секс-банальщину). «Сталин против марсиан» идеально вписывается в компанию протухших недохитов. Главное — как следует шумнуть и отбить копеечный бюджет. Остальное — тлен и суета.
Марс атакует!
Выражаясь научным языком, «Сталин против марсиан» — донельзя упрощенный «Блицкриг 2» с инопланетянами вместо немцев. Даже некое подобие сюжета приплетено. В самый разгар Великой Отечественной войны в лесах Сибири приземлились поработители из космоса. Красной Армии предстоит дать отпор незваным гостям, выдворить их за пределы СССР и, наконец, втоптать железными пятками в марсианский песок. Сверхсекретную операцию возглавил сам товарищ Сталин. На видеобрифинги в духе Red Alert средств, увы, не хватило, так что «вождь наций» общается с нами короткими, нарочито безграмотными писульками. «Юмор» в том, что часть текста была переведена с английского на русский автопереводчиком, в результате чего послания верховного главнокомандующего пестрят странными фразами «не дайте мне вниз», «оружие, которое, несомненно, прийти в руках в этой миссии», «перезаберите город» и т. п.
А может, виновата Steam, распространяющая англоязычную версию? Видимо, поэтому юниты разговаривают с жутким акцентом: «Lenin, partiya, komsomol», «Da tovarisch», «I have a samovar in Moscow». Нет, фарс только начинается. Знакомые с детства «тридцатьчетверки» и «Катюши» обстреливают очаровательных трехглазых пузанов, огнедышащих синих слоников или плюшевых жаб, игроков-ветеранов должны умилить стайки улыбчивых какодемонов… Сколько лет прошло после выхода Doom, а авторы шутят с таким искренним задором, словно вчера познакомились с папой современных 3D-экшенов. «Злободневные» пародии продолжает явившийся из будущего (точнее, из C&C 3) танк «Мамонт». Ну, и апофеоз — прибытие Сталина на Марс. Могучий двадцатиметровый колосс преодолел миллионы километров для того, чтобы лично надрать задницу гигантскому осьминогу-мутанту с головой Гитлера.
Весь этот псевдохудожественный бред заключен в стандартную RTS-оболочку. Отличие лишь в способе добычи ресурсов. Из убитых врагов вываливаются разноцветные монетки, которые лечат, пополняют военный бюджет или улучшают ТТХ юнитов. Денежку нужно быстро подбирать, поскольку через несколько секунд она исчезает. Насиловать «Блицкриг 2» базостроительством — плохая затея. Игра обходится системой подкреплений; платишь в кассу и немедленно получаешь «reinforcements from Kremlin». Обычная пехота, спецназ, БТ-7, Т-70, Т-34, Т-35, ЗСУ-37, БМ-13 — зачем мудрить, если все модели достались в наследство? Кстати, вы помните, в каком случае человек становится наследником? То-то! Неутомимая «ниваляшка» и в 2005 году не поражала высокотехнологичностью, а сегодня выглядит совсем архаично. Хотя вряд ли уместно требовать от треша красивую картинку.
Да и сетовать на бестолковый AI и тоскливые миссии глупо. Нередко враги просто стоят на месте, игнорируя обстрел. Кто ж поймет этих чужаков? Сложность постоянно скачет. Можно всерьез застрять в самом начале и потом проскочить добрую половину игры на автопилоте. Чаще всего нам выпадает роль ассенизатора, очищающего территорию от интервентов и липкой слизи, которая «превращает славные Сибири в нечто совершенно неуместное доктрине коммунизма». Затем на очереди уничтожение летающих тарелок, выкачивающих из земли советскую нефть и советский же газ, конвоирование академика Сахарова к межпланетному порталу, борьба с жуками-артиллеристами. Изредка попадаются боссы: помимо многоногого фюрера, нас ждут червяк-переросток и ученая медуза в шапочке-конфедератке. Избавиться от нее поможет красная магия… впрочем, за колоритным термином спрятаны привычные для жанра спецприемы. «Гимн СССР» увеличивает урон и скорострельность, «Сибирская язва» обрезает «здоровье», «Сталинские соколы» вышвыривают на рабочий стол…
Проблема не в редких «багах» или концепции, а в убийственно скучном геймплее. Возможно, кого-то повеселил полутораминутный трейлер с танцующим Сталиным и мультяшными захватчиками. Но если вы способны гыгыкать над одним и тем же приколом на протяжении шести часов, рекомендую не медлить и посетить специалиста. Неординарные персонажи, яркие диалоги, неожиданные сценарные повороты, хитрая тактика — ничего этого здесь нет.
В качестве бесплатного бонуса — винтажная видеогимнастика, долбанутый death-metal-самопал (кстати, глотку дерет главдизайнер и продюсер игры Александр Щербаков) и по-хорошему безумный клип «Gorbachev» российско-казахстанской рок-группы ANJ. Дабы не углубляться в культурологические и музыкальные дебри, задам разработчикам единственный вопрос: неужели трудно было сделать нормальный «деинтерлейсинг»?
Лопата
«Сам по себе факт существования такой игры — уже событие. Не столь важно, что там твориться будет и можно ли в это вообще, собственно, играть», — честно предупреждает официальный сайт. Поклонники треша (в его диком первозданном виде) наверняка оценят задумку, но людям с более традиционными взглядами на искусство лучше пройти мимо. «Мозговитый русский китч» оказался глупым, дешевым и надоедливым шаржем на серию «Блицкриг» и другие RTS по мотивам Второй мировой.