Светлая тема

Рецензия на игру Star Trek: Armada

Который год на вершине хит-парадов среди неудачников компьютерных игр уверенно «красуется» сериал Star Trek и все его на корню загубленные корявыми разработчиками отпрыски. Как только к нему не подступались, чем только не завлекали доверчивых покупателей, в какие только эпизоды игровой вселенной не забрасывали сюжетные линии. Однако фатальное невезение прочно закрепилось за данной эпопеей и ни за какие коврижки не собирается с ней расставаться, словно паразит на здоровом и полном жизненной энергии теле.

Обещали

На этот раз поразить воображение игрока собирались первой трехмерной стратегией… Во как! Испугались? Успокаиваю. Первой трехмерной стратегией в одном из сезонов сериала, а именно Star Trek: The Next Generation. Сюжетная завязка такова. В обитаемой части галактики воцарился относительно спокойный, но недолговечный мир после того, как объединенным силам людей, клингонов и ромулян удалось выиграть многолетнюю войну и выбить боргов за пределы квадранта Альфа. Борги, если вы вдруг не в курсе дела, - это раса полиморфных существ, обожающих ассимиляцию с другими живыми организмами и обладающих единым коллективным, причем не самым тупым, разумом.

Отправившись на заслуженный отдых, все три расы занялись делами насущными и других народов, вроде бы, не касающимися. Земляне принялись восстанавливать разрушенные миры. У Клингонов случилась гражданская война, что очень характерно для расы необузданных варваров. Ромуляне, верные своим традициям, ударились в научные исследования и захватили таинственную омега-частицу, обладающую каким-то скрытым от непосвященных потенциалом. В это время обиженные и всеми гонимые борги подумали, поплакались о судьбе своей грешной и несчастной и вернулись живые и здоровые на территорию победившей стороны. Вернулись не просто так, а чтобы поиметь омега-частицу, предательски заныканную мудрыми ромулянами, принявшимися шантажировать коллективный разум. Разум на шантаж поддался. Короче, сторилайн как сторилайн, в меру бредовый и обычный, в полном соответствии с духом сериала. Предварительно радовало то, что сюжет прямо заявлял о наличии четырех рас, из которых особенно сильно выделялись борги, знаменитые своими чудесными возможностями и загадочным происхождением. Более того, разработчики сразу сказали, что можно будет сыграть за любую сторон на абсолютно равных правах.

Как бы не сопротивлялось сознание, но в глаза бросалась заявленная в потрепанных временем пресс-релизах трехмерная графика, поэтому особенно сильно хотелось пощупать игру после выхода Homeworld, где царила настоящая объемность. Четыре расы вместо двух, да еще и со своим неповторимым дизайном кораблей, от которых меня лично всегда тошнило. Возможность высылать на корабли противника группы захвата и брать корабли на абордаж. Как вам все это нравится? Мне нравится. Нравилось, пока игру не видел. Ведь никто не знал, что это будет противный трехмерный псевдо-Starcraft, ничем так и не дотянувший до своего далекого и славного прародителя.

Нарисовали

Давить начнем, пожалуй, с последнего, с графики. Запускаю миссию и, честно просмотрев достаточно длительный ролик на движке, попадаю на игровое поле. Роликов, если честно, будет много, практически перед каждой миссией. Судя по их качеству, движок хоть и трехмерный, но не самый мощный из виденных, и уж точно по всем пунктам уступающий картинке из Homeworld, во всяком случае если говорить о моделях кораблей. А вот космос нарисован очень приятно, пусть и без особого реализма в деталях, зато красиво. Но это все в роликах, а ведь мы уже до миссии добрались. Приготовьтесь морально и физически. Будет больно.

Клеточки. Поверх планет, ярких созвездий и невнятной расцветки туманностей нанесена сетка из клеточек. Крупных таких клеточек, жирных. И единственная плоскость. Одна. Точка. Нет, восклицательный знак! Все, что творится, происходит в этой плоскости, безбожно расчерченной фломастером на клетки. На предполагавшейся трехмерности, как серьезном достоинстве проекта, можно ставить крест. Тем же самым фломастером. Нет, графика, как и обещали, трехмерная, камера свободно вращается и масштабируется. Но в одной плоскости никакого эффекта, кроме визуального, сильно подпорченного качеством моделей, объемность, как вы понимаете, не дает. Пропадает сам смысл ее применения.

Неплохо смотрятся сражения, которых здесь будет бесчисленное количество. Взрывы, выстрелы и прочие световые эффекты сделаны гораздо лучше, чем другие графические элементы. Лазеры, кстати, стреляют на все 360 градусов, независимо от того, куда повернут нос корабля. Это, пожалуй, единственный радостный момент во всей игре, потому как обычно истребитель по непонятным мне причинам должен повернуться к противнику лицом, чтобы произвести залп из бортовых, обязательно стационарных пушек. Меня сей факт всегда напрягал, потому что давно пора снабдить корабли технологически совершенным самонаводящимся оружием. К сожалению, про другие виды вооружения сказать тех же теплых слов не могу. Ракеты и торпеды, например, похожи скорее на разлетающийся от взрыва горох, чем на что-то опасное для здоровья.

Реализовали

С реализацией четырех заявленных рас тоже получилось, и тоже шиворот на выворот. Да, их, согласно прейскуранту, предложено целых четыре штуки. Да, за каждую из сторон можно сыграть. Формально все чисто. Фактически совсем иначе. Дело в том, что сыграть можно только последовательно, а не параллельно. То есть, сначала все миссии за людей, потом за клингонов, потом за ромулян и лишь в конце, когда желание продолжать пропадает раз и навсегда, за боргов. Сыграть сразу, скажем, за интересующих нас боргов запрещено правилами. Почему все так глухо, мне лично непонятно. Впрочем, дальше будет хуже.

Разница между расами минимальна, даже несмотря на заведомую уникальность боргов. Проявляется эта разница в двух моментах: в дизайне кораблей и функциональных особенностях оружия. Дизайн кораблей, безусловно, уникален для каждой из сторон, однако внутри модельного ряда одной расы наблюдается явный и бессовестный плагиат чудовищных размеров. Например, знаменитый звездолет флота Федерации «Энтерпрайз» будет путешествовать в тесной компании маленьких «энтерпрайзиков», словно размножение происходило естественным путем, как это описано в школьном учебнике по биологии. Аналогичным образом дела обстоят и в стане трех других рас. Даже количество моделей и их размеры у всех сторон абсолютно одинаковые, только с разным оформлением. Также абсолютно идентичен по функциям и непохож по названиям набор зданий, которые можно построить. База, верфь, добывающая станция, две исследовательских лаборатории, модифицированная верфь, торпедная установка и так далее. Строительством занимаются специальные корабли, выпускающие с борта рабочих ботов, картинно суетящихся вокруг медленно обрастающего мясом скелета новой постройки.

Юнитов неприлично мало и все они жутко однотипны по своему предназначению. Очень маленький и дешевый кораблик, маленький кораблик, средний кораблик, большой кораблик, очень большой и дорогой кораблик. Из всех типов юнитов у каждой расы выделяется гигантский корабль, типа «Энтерпрайза» за людей. На нем рассекает главный герой, смерть которого по любому недопустима. Иногда эта крепость начинает миссию в гордом одиночестве, собирая сторонников по ходу дела. Кстати, миссии в 90% сводятся к полной отстройке базы и производству максимума крупных кораблей, даже если начинается задание каким-либо необычным образом. К середине все равно дадут базу и возможность отстраиваться по полной программе, каждый раз заново приступая к технологическим исследованиям.

Разница в оружии противоборствующих сторон проявляется в следующем. Каждый корабль описывается набором характеристик (защита, двигатели, вооружение и тому подобное). Определенная раса после строительства некоторых зданий и проведения ряда исследований получает в свое распоряжение определенное же оружие, воздействующее на один-два из указанных параметров корабля. Например, клингонские корабли способны на время парализовать вражеские механизмы. А можно отключить все радары противника и хулиганить, скрывшись за щитом невидимости. Либо наносить удар редко, но сразу по нескольким целям. Тут как раз проявляется еще одна заявленная разработчиками возможность. Речь идет о переброске на корабли противника боевых отрядов. Таким образом можно захватить корабль противника и перевести его на свою сторону, если раньше этот корабль не расстреляет ваших наступающих юнитов. А я-то думал, будет что-нибудь интересное...

Экономическую основу игрового процесса составляют три вида ресурсов. Дилитий, экипаж и офицеры. И если первый из них добывается самым обычным образом через подобие харвестеров, потрошащих дилитиевые луны, а затем транспортирующих ископаемое на перерабатывающую базу, то офицеры и экипаж кораблей размножаются самостоятельно, было бы где. В игре есть несколько интересных моментов, связанных с необходимостью заселять корабли, однако кроме переброски своих людей на корабли противника столкнуться с ними так и не пришлось, быть может, из-за выбранного мною невысокого уровня сложности. Надо думать, что по этой же причине всегда срабатывала тактика «много танков, больших и одинаковых». Танков здесь, конечно, нет, но пара десятков одинаковых крупных звездолетов «на ура» выносят любую встречающуюся опасность.

Что касается боргов, то они так ничем грандиозным и не блеснули. Основная особенность расы - возможность обездвижить любой корабль противника ассимиляцией и перевести его на свою сторону. Прибыльное занятие, и не более того. Забавно смотрятся и корабли боргов - кубы, шары и прочие правильные фигуры, покрашенные в зеленый цвет. Да еще названия зданий и кораблей сводят по началу с ума. Но этого мало, господа, ибо все остальное глухо, безнадежно и по-детски неграмотно. Делали кое-как, отсюда и неутешительный результат.

Подведем итоги. В очередной раз попытка реализовать вселенную Star Trek на компьютерном игровом фронте с шумом провалилась. Игра будет интересна только поклонникам сериала, коих на просторах нашей дикой родины встречать мне до сих пор не приходилось. Остальные могут со спокойной душой играть в Starcraft или Homeworld. Аминь.