- Главная/
- Игры/
- Star Trek: Starfleet Command 3/
- Рецензия
Быть может, в один не самый плохой день на телевидении появится викторина, посвященная компьютерным играм. В ней отважные эрудиты с буйным игровым прошлым будут зарабатывать жуткие тысячи условных единиц, блистая глубокими познаниями в области электронных развлечений. В самом деле, почему бы и нет? Количество людей, хорошо разбирающихся в видеоиграх, растет с каждым годом. Кто знает - может, именно вам доведется занять непыльную должность продюсера подобной телеигры. Поэтому-то и хочется высказать здесь одно дельное предложение потенциальным организаторам.
Чтобы с огромным трудом выбитый из спонсоров призовой фонд убывал не слишком стремительно, рекомендуется почаще подкидывать участникам вопросы о всевозможных играх, действие которых разворачивается во вселенной Star Trek. Идеальным мне представляется такой вариант: игроку демонстрируется скриншот из произвольной стратегии по вышеупомянутой лицензии. На нем отчетливо виден клетчатый космос и занимающий немалую часть экрана интерфейс. Предлагается озвучить точное наименование "сфотографированного" проекта или же выбрать один из нескольких возможных вариантов: Dominion Wars, Starfleet Command n+1… а может, Orion Pirates?.. Готов поспорить, "знатоки" будут вылетать толпами, а призовой фонд останется целехоньким.
Ведь, по сути, это одна и та же игра, которая всячески развивается и эволюционирует. Однако до сих пор ей не удавалось сбросить с себя некоторые рудиментарные признаки и обрести истинную индивидуальность.
Кубики на шестиугольниках
Starfleet Command 3 обладает весьма непростой структурой. Его основу составляют три однопользовательские кампании; их предписывается проходить в определенном порядке: сначала клингоны, затем ромуланцы, а на десерт - приверженцы Федерации. Такая очередность позволит проникнуться всеми тонкостями фирменного стартрековского сюжета. Если же вы не имеете ни малейшего желания следить за сторилайном, сразу выбирайте ту народность, которая вам ближе. В конце концов, Star Trek - это либерализм, а также торжество прав человека и его лучшего друга борга.
Куда же, спросят некоторые, подевались доморощенные "терминаторы"? Не беспокойтесь, любителей погонять по космическим просторам на грозных кубиках из SFC3 не изгнали. Встать на сторону боргов можно лишь в многопользовательской игре и "скирмише", а также в одной "бессюжетной" кампании, избежавшей прикосновения руки сценариста. Разумеется, во всех вышеперечисленных режимах доступны и другие расы.
Решившиеся на одиночную кампанию игроки окажутся на состоящем из шестиугольников поле внушительных размеров, - тот, кто знаком с предыдущими частями SFC, наверняка узнает систему Dynaverse, которая доросла до третьей версии и стала совсем большой. Почти каждый шестиугольник таит в себе какую-нибудь миссию, будь то тщательно заскриптованные сюжетные задания или сработанные на лету случайные битвы. Кстати, обратите внимание - если вы дадите слабину при выполнении сюжетных миссий, игра скоропостижно закончится. Будьте осторожны, тренируйтесь на случайных пиратах и зарабатывайте "очки престижа" (странноватое название все-таки) на низших формах жизни. Их можно тратить на покупку нового оборудования и пополнение флота. Приобрели, значит, массивный корабль с заоблачным количеством слотов под фазеры-мазеры - и десятка тысяч очков как не бывало.
Вторгнувшись в произвольный шестиугольник, мы попадаем в космос. Он, по доброй традиции, начисто лишен третьего измерения и на вид довольно невзрачен. По сравнению со Starfleet Command 2 графический прогресс налицо - модели кораблей стали симпатичнее, а сам космос - немного живее. Однако до стандартов Bridge Commander игре еще далеко, и Taldren такое обстоятельство совершенно невыгодно. Как ни крути, именно BC является основным конкурентом третьей серии SFC, чей проигрыш по части внешней привлекательности крайне нежелателен. Но это, увы, лишь первый познанный в сравнении недостаток…
Интерфейс особенных изменений не претерпел; он по-прежнему чересчур тяжеловесен и оккупирует значительную часть экрана. Впрочем, стоит разобраться во всех тонкостях управления, и первоначальное мнение изменится в лучшую сторону. Несмотря на некоторую громоздкость, все вполне удобно и информативно. Кроме того, разработчики отказались от "национальных" разновидностей интерфейса, заставлявших нас фактически с нуля осваивать игру при выборе новой расы. Теперь он един для всех, и это правильно.
"Безофицерщина"
Примечательно, что SFC3 значительно проще в обращении, в отличие от своих предшественниц. Уменьшено количество кораблей, причем теперь у них по четыре защитных экрана вместо прежних шести. Реструктуризации подверглось и вооружение - канули в небытие ракеты, остались лишь всевозможные торпеды. Между тем, получили дальнейшее развитие некоторые элементы, которые иначе как аркадными не назовешь. Максимальное количество "ремонтов" поврежденных систем корабля строго ограничено, а разогнавшись до внушительной скорости, можно сделать лихой полицейский разворот на 180 градусов. Чрезвычайно странный маневр, если учитывать солидные пропорции корабля.
Успех последней операции, ко всему прочему, зависит от квалификации населяющих корабль офицеров. Ошибочно полагать, будто они выполняют те же функции, что и в Bridge Commander. Там эти ребята олицетворяли собой всевозможные подсистемы корабля, и все указания шли через них. В SFC3 "персонал" является лишь неодушевленным оборудованием, пассивно влияющим на работу всего корабля. Отдать приказ штурману и огневому оператору нельзя. Вы управляете кораблем, стреляете по неприятелю и занимаетесь прочими вещами самостоятельно. Если ваши офицеры обладают достойной квалификацией, выполнение упомянутых действий проходит относительно гладко. Если же на борт были взяты зеленые новички, готовьтесь к разного рода сюрпризам: улетающим в "молоко" торпедам, постоянно срывающемуся high energy turn (тому самому полицейскому развороту) и прочая. Вот таков он, сын ошибок трудных.
И фазер, парадоксов друг
Заботливо подготовленные дизайнерами задания не отличаются особой оригинальностью. В некоторых нужно подолгу сканировать определенные области карт, натыкаясь между делом на остовы различных кораблей и получая посредством этого очередные порции сюжета. Далее следует эскорт своих и уничтожение чужих конвоев, seek'n'destroy - словом, ничего экстраординарного.
Но, как бы там ни было, сердцевину миссий составляют бои между неповоротливыми лицензионными махинами. Дабы преуспеть в ратном деле, необходимо учитывать массу факторов. Во-первых, надо стараться подставить противнику защищенный энергетическим экраном борт. Любой корабль окружен четырьмя щитами, которые исчерпываются под давлением вражеских орудийных установок, поэтому нужно следить за тем, чтобы наиболее истощенные места не попадали под залпы фазеров и торпеды. Также можно перераспределять энергию между отдельными щитами, укрепляя таким образом самые уязвимые стороны.
Активно вертеть кораблем приходится и по другой причине: любое установленное на борту вооружение имеет ограниченную область поражения и после каждого выстрела некоторое время восстанавливает свой потенциал. Орудия передней части корабля не могут уязвить севшего на хвост супостата, и vice versa. Вот и приходится отчаянно маневрировать тяжеловесной посудиной. Надо ли говорить, что выполняются эти телодвижения крайне неторопливо, и что нанесение реального ущерба предваряет длительное уничтожение защитных экранов? В результате подобной усложненности боевой части устранение шайки хилых пиратов занимает достаточно много времени. Быстро в SFC3 не умирает никто, и вам придется смириться с таким положением дел. Когда же приходит черед столь любимых ST-сценаристами эпических баталий с участием нескольких рас, лучше вообще расслабиться и забыть о всех планах на текущий день недели.
Командиры не сдаются
Конечно, стремление стать ближе к народу, обнаруженное во многих чертах SFC3, похвально, но у меня есть серьезные опасения в успехе мероприятия. Авторам не удалось уберечь свое детище от однообразия игрового процесса, этого родового недуга серии Starfleet Command. Третья часть выглядит намного симпатичнее первых двух, однако титул лучшей ST-тактики игре, увы, не светит. Bridge Commander не будет делиться ценной наградой с кем попало.