Светлая тема

Рецензия на игру Стартрек

Много лет назад каждую рецензию на игру по мотивам «Звездного пути» приходилось снабжать культурологической справкой — мол, есть такой сериал у американцев, они все его смотрят, знают наизусть, нам с вами не понять. С развитием интернета, торрентов и эволюцией отечественных «трекки» (так называют себя поклонники Star Trek), людей, нуждающихся в ликбезе, становилось все меньше. В 2009 году франшизу перезапустили с фильмом Джей Джея Абрамса, предназначенным для инициации новых поклонников, и сегодня объяснять, в чем разница между Кирком и Споком уже никому не надо. А это значит, что и наши соотечественники попадают в число преданной и платежеспособной аудитории. Ведь только представители такой аудитории купят одновременно и билет в кино, и эту игру.

Камень давит ящерицу

Новая игра с издевательски простым названием честно является промо-материалом к «Возмездию». Действие происходит между первым и вторым фильмом перезапуска, персонажей озвучивают все звезды из киноверсии, а от игрока требуется осведомленность о некоторых фактах из истории обновленной вселенной. Если не знать, что представляет собой «Энтерпрайз» или чем вулканцы отличаются от людей, играть будет совершенно неинтересно.

Как всегда, больше позитивных эмоций получат люди, глубоко вовлеченные в тему: они поймут, что вся игра вдохновлена старинным эпизодом оригинального сериала, где капитан Кирк (тогда еще в исполнении Уильяма Шатнера) боролся с человеком в идиотском костюме ящерицы (а на самом деле представителем инопланетной расы горнов). В новой игре горны похищают мирную разработку, имеющую мощный деструктивный потенциал, но тут на них как всегда случайно натыкается бравая команда «Энтерпрайза», и начинается погоня.

Впрочем, игра вдохновлена не только серией про ящериц. Мирные исследователи космоса превратились в героев парного шутера а-ля Army of Two или Gears of War: прячемся в укрытиях, обходим врагов с двух сторон, помогаем друг другу проникнуть в недостижимые места. Чтобы отключать вражеские турели или перенастраивать их в своих союзников, нужно играть в «биошоковские» мини-игры. Спрятавшись за углом, можно включить волшебный гаджет трикодер и в духе Бэтмена от Rocksteady подглядеть, сколько вокруг врагов и куда ведут всякие имеющие практическое значение провода. Тем же Бэтменом вдохновлены stealth-уровни (понятые разработчиками своеобразно — можно, например, взорвать горна на мине, и остальные не поднимут тревогу).

Но, если честно, больше всего Star Trek похожа на другую игру, имеющую некоторое отношение к Абрамсу — Lost: Via Domus. Похожа в том смысле, что, имея некую сентиментальную ценность, является наспех сварганенной лицензионной поделкой, которую даже самым преданным фанатам будет тяжело пройти до конца — не из-за уровня сложности, а из-за скуки.

Ящерица ест бумагу

Так же, как в Via Domus хотелось бродить по бункеру на таинственном острове, разглядывая его с ракурсов, недоступных в сериале, а не двигаться по монотонному сценарию, в Star Trek хочется подольше задержаться на капитанском мостике «Энтерпрайза» или просто побродить по коридорам корабля. Конечно, они успеют надоесть к тому моменту, когда Кирка под нашим руководством в который раз заставят бежать на мостик. Но не так сильно, как основные уровни, где не раз придется ходить туда-сюда, пытаясь разобраться, что делать дальше.

Главным врагом игрока будет именно дизайнер уровней, поскольку горны на среднем уровне сложности серьезной угрозы не представляют — особенно после того, как Кирк и Спок разживутся чем-то помимо прославленных сериалом фазеров. Впрочем, хмурить брови над очередным выпавшим из врага оружием, словно Мастер Чиф (тут тоже можно носить только два ствола одновременно), не придется, потому что нет никакого смысла выбирать что-то кроме стандартного вооружения Звездного флота.

Альтернативным режимом стрельбы пользоваться почти не приходится, за исключением уровней, предлагающих награду за гуманное обращение с врагами. Тут Кирк и Спок вспоминают, что они все-таки не Мастер Чиф и Маркус Феникс, ставят фазеры в оглушающий режим, и уповают на командную работу: оглушив врага из фазера, его надо оглушить еще раз крепким ударом кулака. Для этого партнер должен стоять довольно близко, иначе враг очнется и комбинация потеряет смысл; следует признать, что компьютерный напарник эту часть обязанностей исполняет исправно. Однако переоценивать его интеллект не стоит. Отдав напарнику команду и наблюдая, как мудрый Спок погибает, послушно забежав в огонь, начинаешь сомневаться, с ним ли твой персонаж в начале играет в многомерные шахматы.

Спок ломает ножницы

Самая большая польза от партнера в том, что на него можно свалить решение некоторых утомительных головоломок. В определенных эпизодах партнер может подсказать, что делать, если его попробовать отправить в недостижимый угол карты. Возможно, он покажет, что надо просто прыгать. Тут у игрока появляется второй главный враг — программист, который отвечал за физику и управление прыжками. Особую ярость можно испытать в тот момент, когда надо пропрыгать по островкам через наэлектризованное озеро: это близко к началу игры, и уже тогда ее хочется бросить. Откуда у нынешних разработчиков эта тяга из всего делать развеселый платформер — непонятно.

При этом когда ваш герой получает ранение и драматически отстреливается с пола в ч/б, зовя партнера на помощь, происходит чудесное: через несколько секунд он встает на ноги, просто потеряв какое-то количество здоровья. Если вы надеялись разыграть Кирком и Споком драматические прорывы в духе «я тебя спасу», которыми славны современные кооперативные шутеры... В общем, не надейтесь.

***

Вряд ли Star Trek — худшая игра на свете (хотя по многим отзывам уже могло сложиться такое впечатление). Более того, нет ничего невозможного в том, чтобы сделать ее лучше. Например, она могла бы быть значительно короче, и тогда не успела бы надоесть, а визуально удачные моменты вроде ходьбы по поверхности космической станции в магнитных ботинках хотелось бы пересказывать друзьям больше, чем ироничные посты пользователей про баги, глюки и неработающий на стадии запуска кооперативный режим. Например, можно было исправить выводящую из себя особенность инвентаря: после каждой сценки на движке игра методично меняет вам оружие на базовое, а иногда сама сбрасывает нужное вам и берет лежащее рядом. Например, можно было позаимствовать из других игр не только идеи, но и схему управления, чтобы не возникало проблем с использованием укрытий (одна из главных жалоб игроков). А лучше всего было бы просто давать ее в нагрузку к фильму всем, кто купил билет или легально скачал цифровую версию — тогда и жаловаться было бы грешно.