Светлая тема

Рецензия на игру StarCraft II: Wings of Liberty

Песня с вокалом, точно попадающим в ноты благодаря Auto-Tune. Новая модель телефона, где изменений – столько, сколько требуется для лихих рекламных слоганов. Летний киноблокбастер, чей сценарий написан советом директоров и одобрен фокус-группой. RTS, скроенная по старым лекалам в 3D. Ни капли фантазии и свежих идей – балом правит холодный расчет.

Мочало

Создатели StarCraft 2 преследовали сразу двух зайцев: сводили под кальку ставший уже каноническим мультиплеер, дабы порадовать давних поклонников и население Южной Кореи, и параллельно корпели над 20-часовой кампанией за терранов для жаждавших узнать судьбу Керриган, Джима Рейнора и Зератула.

Итог: надорвались. Суть истории лучше всего отражает логотип «Teen» на коробке. Штампы, обрамляющие 26 миссий, поразят разве что подростка, отродясь не слыхавшего о научной фантастике. Сбор древнего артефакта по кускам, пророчество о загадочных «пожирателях», положивших глаз на нашу Галактику, жуткие монстры-гибриды, «сhosen one» – неужели за двенадцать лет не выдумали ничего умнее?

Джим Рейнор, некогда шериф планеты Мар-Сара, а ныне – злейший враг самопровозглашенного императора Менгска, подался в наемники-партизаны и грезит революцией. У борца с диктатурой на редкость странные методы: сначала мелко шкодит, ломая статуи в шахтерском поселке, потом обращает в пыль половину столицы, чтобы доставить файл с компроматом в офис центрального телеканала. Запись выходит в эфир, всемогущий монарх пускает пузыри на пресс-конференции, будто чиновник, застуканный с секретаршей, и позорно скрывается во дворце. Трогательная, милая сказка о торжестве «хороших парней».

На прочих фронтах колосится маразм. Керриган — Королева Клинков, сочетающая людское коварство и ненасытный аппетит зерга, — оставила наполеоновские планы по захвату космоса и ударилась в эмо-фатализм. Подозреваю, по вечерам угрюмая девушка слушает Tokio Hotel в обнимку с ручным гидралиском.

Протоссам вообще не повезло. Джим – преданный друг яйцеголовых, и сталкивать его с союзниками было бы глупо, поэтому авторы вытащили под софиты мальчиков для битья. Встречайте: протоссы-культисты «Талдаримские стражи», туповатые и в целом безвредные, когда у них не пытаются стибрить реликвию или выкачать газ. Схлопотав в n-цатый раз на орехи, бедняги изрыгают проклятия, обещают неоднократно прикончить Рейнора и, поджав хвост, уползают куда подальше. Вменяемые представители расы мелькают только в скоротечной кампании-флэшбеке, посвященной скитаниям Зератула, да еще одной миссии.

Мои картонные друзья

Если выбросить за борт второстепенные арки вроде помощи спецназовцам-ренегатам и спасения колонистов от опасного вируса, все самое увлекательное без труда войдет в 6-7 эпизодов. Симпатичные сценки на движке не в силах заслонить камерность повествования и нищету драматической мысли. Характеры героев плоски и примитивны, для их раскрытия хватает пары слов: «матерый преступник», «ботан», «верный адъютант», «мрачный бандит», «гном-механик». Диалоги, достойные капитана Очевидность, пропитаны детской наивностью и дикими противоречиями. «Я пойду за тобой до конца!» — клянется экс-уголовник Тайкус Финдли. Через час он окрестит Рейнора чокнутым алкашом и, видимо, по дружбе швырнет в него музыкальный автомат. Даже поначалу серьезные выпуски новостей под занавес сползают в дурацкую клоунаду.

А вот к обертке претензий нет. Никаких скучных шоу «говорящих голов» – мы гуляем по интерактивным картинкам и продвигаем сюжет, тыча курсором в объекты и персонажей. Приткнуть сюда кино с живыми актерами да ветвление диалоговых реплик, и выйдет чистокровный Wing Commander 3. Увы, дорогих заставок – четыре штуки, и причина скудности понятна: качественная CG-анимация раздула бы бюджет до небес.

Вместе с угловатыми трехмерными руками мы получили приятный сюрприз – потрясающе глубокую локализацию. Переведено и перерисовано практически все: нашивки с именами, граффити на придорожных плакатах, бегущая строка в телевизоре, интерфейс, надписи в пререндеренных роликах, газетные вырезки на стене кают-компании… Отличная синхронизация русской речи и движений губ довершает картину, и лишь некоторые вышедшие в тираж голоса смазывают удовольствие. Например, бортовой ИскИн, щебетавший таким же тоном в космических играх «1С».

Спасение рядового геймплея

Между миссиями есть занятия поважнее, чем болтовня и зуболомный скролл-шутер Lost Viking. Чтобы ускорить возведение базы и становление армии, быстро надоедающее в «сингле», Blizzard вынесла бонусные улучшения юнитов (по два – на каждого) в отдельное меню. Теперь их не нужно исследовать на поле брани – достаточно один раз заплатить деньги.

Особо ценные технологии поставляет лаборатория, изучающая биологию зергов и протоссов. Добывая образцы, необходимые для экспериментов, придется выполнить немало дополнительных поручений. К тому же перед нами постоянно ставят мучительную дилемму. Что выгоднее в хозяйстве: усовершенствованная броня или автотурель для бункеров? Грамотно сделанный выбор здорово облегчает жизнь.

Стремясь обойти болото рутины, дизайнеры пляшут что есть мочи. Рейнор и его спутники прожигают храмы огромными лазерами, собирают ресурсы наперегонки с компьютером, пускают под откос поезда, эвакуируют жителей, устраивают тюремные бунты, удирают от взрыва сверхновой, угоняют секретные прототипы роботов… Только бы игрок не зевал или, того хуже, разглядывал покусанную молью картинку, поражаясь соседству дурных спецэффектов и множества забавных мелочей.

Впрочем, на супергероев, бегавших табунами в Warcraft 3: The Frozen Throne, разработчики не налегали – подобные задания можно пересчитать по пальцам. Фанатам же вернули старых любимчиков. Встретить медика, огнеметчика и научное судно, кроме как в одиночном режиме, негде. Но порой желание угодить публике выливается в безудержные самоцитаты. Помните поспешное отступление терранов с Мар-Сары или оборону рухнувшего крейсера от зергов? StarCraft 2 копирует их с раболепным старанием. Нотки дежа вю проскальзывают и в мелодиях; чуткое ухо уловит, помимо треков из StarCraft, известные творения голливудских композиторов.

Сметана для Котика

Зато в коммерции Blizzard оригинальности не занимать – никто из издателей-мейджоров не отваживался на столь дерзкую дискриминацию по географическому признаку. Вместо «купил и наслаждайся» с жителей СНГ и еще ряда небогатых стран взимают абонентскую плату. DVD-бокс отсыпает с барского плеча 12 месяцев («джевел» — 4). Продолжение банкета на 120 дней обойдется в 500, а неограниченный доступ — в 1800 рублей. Хотя терять «сингл» не жаль – ни «достижения», ни наградные портреты для аватара не заставят мусолить его по второму кругу. Куда обиднее адептам сетевых баталий – их будут доить ох как долго.

По сравнению с «бетой», о которой мы подробно рассказали в нашем превью, мультиплеер почти не изменился. Blizzard выпустила без пяти секунд идеальную многопользовательскую стратегию для приверженцев классики, способных отбивать чечетку на «горячих» клавишах. Тактические возможности значительно богаче, а стороны разнятся сильнее, чем в Command & Conquer 3 и Red Alert 3.

Отрыв от конкурентов закрепляет служба Battle.net. Часть ее полезных функций (поиск соперников и общение с товарищами) перекочевали из надстроек типа Steam и Games for Windows — LIVE, однако у удобств есть скрытая цена. Прощай, поддержка LAN, здравствуй, навязчивый онлайн-DRM и жесткое разделение игрового сообщества на регионы.

Старый-старый «…Craft»

Игроков, привыкших к современным реалиям жанра, Blizzard вряд ли очарует. Если вас увлекают дележ контрольных точек и расстановка бойцов за укрытиями, попытайте счастья в Company of Heroes, Dawn of War 2 или World in Conflict. StarCraft 2 – подарок тем, чья кровь бурлит от развития вспомогательных баз, планирования апгрейдов и филигранного микроконтроля. Выйди она лет семь назад, мы бы не раздумывая рекомендовали ее всякому, кто хочет приобщиться к RTS. Но та эпоха миновала. Сегодня это – просто лекарство от ностальгии.

P.S. В подготовке материала участвовали Константин Фомин и Михаил Хромов.