- Главная/
- Игры/
- Стальная бригада/
- Рецензия
Бывает ведь. Огромные команды бьются над подобными проектами годами. Обычно танковые симы, как и все прочие, выпускают только толстые издатели, ибо риск провалиться по продажам у таких экземпляров очень велик. Да что тут говорить, далеко не у всех получаются качественные симуляторы, особенно когда речь идет о танкистах. Если покопаться, то в летописях обнаружится всего один полноценный симулятор танка M1A2 Abrams от Microprose - M1 Tank Platoon II. До настоящего времени в плане реализма, графики и построения кампании эта игра была непревзойденной, и только M1 Tank Platoon III имел право рассчитывать на большее. Но времена меняются, проект M1 Tank Platoon III, по новой моде переименованный в Tank Platoon!, закрыт, и других разработок в этом жанре не предвидится. А тут на сцене появляется eSim, никому не известная контора, для которой Steel Beasts стали первой игрой! Играющая в симуляторы общественность находится в легком замешательстве. Демо-версия наглядно показала, что игра, по качеству графики находящаяся в районе середины 90-ых, обладает одной уникальной чертой - непревзойденным реализмом.
Красота по-европейски
Впрочем, по поводу графики я бы поспорил. Она тоже обладает парой очень неплохих моментов, а точнее, ландшафтом и пиротехническими эффектами. Да, да, вы не ослышались, игра, совершенно равнодушная к ускорителям, обладает очаровательнейшими взрывами и прочими сопутствующими красотами. Даже навороченный в графическом плане Panzer Elite не может тягаться с детальностью прорисовки взрывов в Steel Beasts. Комья земли, вырванные снарядом, густой маслянистый дым из горящей техники, или дымовые завесы - такое сейчас редко можно увидеть в хорошем качестве. Жаль только, что воронки от взрывов не остаются, как это было в M1TP2.
Ландшафт - песня отдельная. "Кирпичи" едва различимы, сглаживание идеальное. Правда, текстур просто катастрофически мало, отсюда практически все поля боев щеголяют европейскими пейзажами, а пустыня - так вообще одна текстура. Но зато этот лес... Это вам не корявые попытки сотворить настоящую рощу, лес в Steel Beasts - это виртуальное отображение истинного смысла этого слова, огромное количество отдельно стоящих деревьев, где может прятаться техника, а особенно пехота. Кстати, в последней фразе кроется и самое неприятное - модели. Вполне достойно выглядят БМП и БТРы, но вот главные герои, равно как и вражеские танки, сделаны из рук вон плохо. И это очень огорчает. Именно на этом поприще Steel Beasts проигрывают даже кошмарному iPanzer'44. Но в остальном...
On the way!
Авторский подход к симуляции очень серьезен. Если вы еще не напуганы графикой, то самое интересное впереди. Да и для бывалых много сюрпризов. Самый главный, к примеру, состоит в том, что симулируемых танков два: M1A1 Abrams и Leopard 2A4. Боюсь ошибиться, но, по-моему, сразу пара танков - это впервые (а Leopard, так вообще новичок на мониторе). Разве что в Armored Fist помимо пресловутого "Абрамса" был еще Т-80 (к слову, лучше бы его там не было, а то опустили, как только смогли). Хотя назвать AF симулятором даже рука не поднимается. Кстати, в eSim собирались еще имитировать Т-72 и Т-80, однако не сумели раздобыть достаточное количество информации. Большим ассортиментом могут похвастаться разве что симуляторы танков Второй Мировой, но там-то симулировать особо нечего, никакой электроники: забил снаряд, в бинокль прицелился и готово. С современной техникой все, конечно же, намного сложнее.
В качестве основной трудности выступает все, что связано с боем. Здесь нужно сразу обговаривать один нюанс: либо вы играете роль наводчика сами, либо доверяете ее компьютеру. В принципе, второй вариант бывает очень полезен, когда цель труднодоступна или находится на большом расстоянии, но первый куда приятнее. Можно спокойно кататься по полю боя и ждать, пока командир не заорет истошным голосом, что видит цель. Дальше - дело техники.
Target Identified
В работе бортовой электроники следует разбираться особо, поскольку авторы подошли к ее симуляции более чем тщательно. Все требует первоначальных навыков. Если вы владеете основами работы с лазерным дальномером, то проблем возникнуть не должно. Приняли значение, баллистический вычислитель сам рассчитает угол возвышения ствола, и вам останется только нажать на кнопку. Другой вопрос, как быстро вам удастся это сделать. Тут-то настоящего танкиста и поджидают сюрпризы. Взять хотя бы такое простое правило, что многократно использовать дальномер в короткий промежуток времени нельзя - сгорит. В игре больше 5-6 раз этого делать не стоит, а то танк превратится в аналог тигра в клетке, который сильный, да сделать ничего не может.
Тут, опять же, все зависит от опыта. Целиться можно и без всякой там навороченной электроники, дедовскими методами. Но, например, есть у лазерного дальномера такая беда - рассеивание сигнала. При возвращении лазерный импульс несколько рассеивается в пространстве, и на компьютер может прийти искаженное значение, отчего вероятность промаха становится весьма приличной. Впрочем, вышедший из строя дальномер - это еще полбеды, в конце концов, можно определять расстояние самостоятельно и набивать его руками в компьютер, отвечающий за баллистику. А вот если из строя выйдет самый главный мозг, придется очень несладко. Думаю, все эти технические углубления и размышления наглядно показывают, насколько все реалистично.
Опять же отдельного разговора заслуживает система игровых повреждений. Оборудования, которое в состоянии отдать концы, очень много. Что-то жизненно важно, что-то нет, но в любом случае потеря любого девайса крайне неприятна. Даже радио может вырубиться, оставив нас в гордом одиночестве, без всякой возможности уточнить текущую боевую обстановку. Кстати, о минах. Это не просто банальное "бум!" и сообщение о разрыве гусеницы; я аж подпрыгнул в кресле от неожиданности, когда мой танк, шедший на максимальной скорости, немного подбросило, развернуло, после чего он встал как вкопанный. А еще может выйти из строя гидравлика, и наводчику придется поворачивать башню танка рычагами. Веселье гарантируется.
Авторы утверждают, что физика повреждений очень продвинутая. Во время полета снаряда учитывается масса параметров, которые впоследствии влияют на степень повреждения техники. Также учитываются зоны бронирования - в борт или корму танк вынести гораздо легче, чем в лоб. И в это верится как-то без особого труда после того, как окинешь взглядом энциклопедию используемой в игре техники. Редко где встретишь такое обилие технической информации, которая присутствует не "для вида", а реально применяется на практике.
Кого боятся танки
В реальной боевой обстановке танки никогда не действуют в одиночку. Суперсовременная машина, напичканная разнообразной электроникой, может быть совершенно беззащитной перед пехотой или легким БМП, вооруженным ПТУРами. И очень хорошо видно, что для подтверждения этой истины на деле разработчики приложили максимум усилий.
В первую очередь это касается AI. С врагами все ясно, они действуют строго по сценарию, а вот коллеги - "в зависимости от ситуации", причем делают это легко и толково. Танки, входящие во взвод, ведут себя очень разумно: ставят дымовые завесы, умело маневрируют, используют укрытия. К тому же, формации здесь далеко не для красоты, а рекомендованы к различным типам местности. Этому, кстати, посвящен огромный электронный мануал, где буквально "на пальцах" объясняется стратегия ведения командного боя.
Впервые в танковом симуляторе пехота представлена не кучей спрайтов, которые словно в тире расстреливаются из крупнокалиберного пулемета (в M1TP2 некоторые деятели били по ней "кумулятивными"). Пехотинцы умело маскируются в лесных зарослях или залегают в дымовых завесах, чтобы при первом удобном моменте дать прикурить из ПТУРов. Кроме того, дружественная пехота занимается не только танками, но и своими коллегами из стана врага. Иногда даже имеют место настоящие битвы между пехотой и легкой техникой. Потом приезжаете вы - большой начальник, и всех разгоняете. Но с техникой куда труднее. Бои стенка на стенку, практиковавшиеся в M1TP2, здесь совершенно неактуальны. Враги действуют небольшими группами и очень хорошо прячутся, если речь идет об обороне. Можно получить снаряд, совершенно не подозревая, откуда же он прилетел. Такое бывает редко, но если и случается, то бьет наповал. А воюют против нас такие модели, как Т-72 и Т-80, которых мальчиками для битья никак не назовешь. Впрочем, сбрасывать со счетов БМП я бы не советовал, симулировать систему постановки оптических помех пока еще никто не пытался, а "Арена" (автоматический комплекс "активной защиты", способный сбивать противотанковые ракеты) есть пока только на русских танках. Вот и приходится всех бояться.
Если уж говорить о самозащите, то самый эффективный способ - дымовая завеса. Неплохо помогает как от лазерного облучения (на последних моделях танков есть система, способная определить облучение лазером и сообщить об этом), так и от визуального обнаружения. Больше вроде ничего не предусмотрено, если не считать того факта, что "автопилот" неплохо работает при выполнении hull down и turret down маневров, но это очень сильно зависит от ландшафта.
Увы
Игра обладает, пожалуй, только одним минусом - полным отсутствием кампаний. Играть можно только в отдельные миссии, никак не связанные между собой. С одной стороны, самое главное, чтобы симулятор был хороший, а остальное как-нибудь можно пережить, с другой - мне очень нравилось, как в М1TP2 была реализована работа с взводом: награды, звания, рост опыта. В Steel Beasts всего этого нет. И разработчиков можно понять: на подобные штуки уходит очень много времени, а бюджет был отнюдь не резиновым.
Есть, правда, смягчающее обстоятельство - редактор сценариев. Очень, кстати, удобный и функциональный. С ними проблем быть не должно, умельцев всегда было достаточно, а на официальном сайте игры уже во всю можно скачать свежие сценарии. Глядишь, и кампании подойдут.
Медицинское заключение
Вывод может быть только один: игра - достойнейший представитель танковых симуляторов. Трон под M1TP2 впервые покачнулся. Да, по форме последний гораздо лучше, но по реализму и AI Steel Beasts выше на голову. Если закрыть глаза на графику и отсутствие кампании, можно смело сказать, - перед нами лучший танковый сим. Нет, не года. Вообще.