Светлая тема

Рецензия на игру Stolen: Ограбление века

Многие пытались поженить воришку Гарретта с Ларой Крофт, но всякий раз затея буксовала на месте. Сначала была Picassio от Promethean Designs, сразу напугавшая народ пачкой скриншотов из пресс-релиза. Позже за дело взялась Krome Studios, чья Kat Burglar щегольнула розовым платьем, украденным из гардероба Кейт Арчер, и сгинула навеки — ее создатели переключились на детские аркады.

Круг почти замкнулся в 2003-м: Core Design снарядила знаменитую исследовательницу гробниц на ограбление Лувра, но в итоге рухнула лицом в парижскую грязь. А год спустя с треском провалилась электронная версия Alias, утянув за собой в могилу издательство Acclaim Entertainment.

Даже сегодня, когда диски с надписью «Stolen» с первой космической скоростью вылетают из форточек мира, а бывшие сотрудники Blue52 ищут новую работу, находятся люди, мечтающие поднять тему «женского стелса» с коленей — московская компания PIPE Studio ваяет экшен «Искусство ограбления». Ей мы и посвящаем этот печальный рассказ.

Отчаянная домушница

На бумаге Stolen была отличным проектом. Обольстительная преступница в латексе, негодяи, будто сошедшие со страниц американского комикса, акробатика, мини-игры, хитроумные ловушки, высокотехнологичные гаджеты, смертельные трюки с канатом в духе «Mission: Impossible», киношная музыка — всё кричало о блокбастере пятизвездочного масштаба. Казалось бы, вот он, готовый хит, который положит начало мультимиллионному брэнду, только помоги авторам и дай им еще немного денег…

Сказка не стала явью. Мисс Ане Романовой, что живет и ворует в бандитском граде Forge City, не видать большой лиги. Ее хрупкая фигурка не украсит глянцевые обложки популярных журналов, а очки в модном стиле «Смотрите, меня видно в кромешной мгле» не вызовут жгучую зависть у владельцев трехглазого Сэма. Почему?

Для игры, где от умения прятаться зависит жизнь героини, Stolen обладает на редкость отвратительным освещением. Кто виноват — старуха PlayStation 2, выбранная на роль наименьшего общего знаменателя, или крюкоруки программистов Blue52, — уже не разберешь, но факт остается фактом — в Forge City нет мягких теней. То, что есть, напоминает лужи чернил, вылитых неизвестным шутником в корявые формочки. Перешагнув черту, мисс Романова моментально скрывается от любопытных глаз. А Гарретт, бедняга, мучался…

Физика отсутствует, модель распространения звука сводится к формуле «не бегай быстро, а то услышат», а лампы — внимание, знатоки оптики! — не являются источниками света. Они — не более чем повод засунуть в очередную локацию несколько лайтмэпов диковатых оттенков. Электромагнитные дротики, с легкостью отключающие обычные светильники с «грушами», не влияют на флуоресцентные трубки. Разноцветный индикатор видимости в действительности знает лишь два состояния: «всё спокойно» и «полный капут», причем доверяться ему не стоит — лживое устройство наврет с три короба при первом удобном случае. Колонны и прочие препятствия нередко пропускают лучи карманных фонариков, выдавая местонахождение Ани. И это, заметьте, после установки патча.

Главную скрипку в графической какофонии Stolen играют чудовищные текстуры. Четыре доступные карты (да-да, их четыре!) — музей, тюрьма, корпоративная штаб-квартира и секретная база злодея, — выглядят, вопреки ожиданиям, как сиамские близнецы. Пол, стены и потолок покрывает белесая масса, местами переходящая в расплывчатую пародию на кафель, мрамор, сталь и кирпич. Трудно понять, чего не хватает людям, ее рисовавшим, — вкуса или зрения. Тоскливая муть расползлась и по скудному убранству тяготеющих к кубизму локаций, где бродят, спят и болтают десятки копий одной и той же модели жирного полисмена.

Миссия: не нужна

Stolen — это восемь часов блужданий по комнатам-пазлам, висящим в черном вакууме межуровневого пространства. Лишь карта да попадающиеся иногда вентиляционные люки вяло создают иллюзию единого мира. Задания обычные — украсть, отключить, сфотографировать, — а взлом замков, вычисление компьютерных кодов, вскрытие сейфов и художественное вырезание дырок в стальных пластинах выполнены в виде мини-аркад, страдающих от медлительного управления. Спецсредства позволяют метить передатчиками охранников, временно обесточивать камеры, подсматривать за врагами сквозь двери и устраивать небольшие диверсии, но всегда можно обойтись и без них. Наконец, нам разрешают ковыряться в шкафах и мусорных бачках, разбираться с необязательными поручениями и втихую обчищать карманы ничего не подозревающего персонала в погоне за бонусным концепт-артом.

Удовольствия, правда, не будет. Вместо того чтобы предложить свободу действий и альтернативные пути решения задачек, Stolen отправляет нас в прогулку по шпалам абсолютно линейного геймплея. Вариантов мало: долго и муторно сидеть в темноте, запоминая маршруты патрульных, дабы потом сделать единственно верный шаг, либо забыть об осторожности и вихрем промчаться по коридорам, оставляя повсюду горы трупов. Впрочем…

В отличие от Гарретта, у которого был выбор — оглушить, убить или обездвижить несчастного гарда, — тов. Романова предпочитает гуманное отношение. Серьезная ошибка, ибо придушенные, избитые и парализованные стражи приходят в себя через 5-10 секунд и немедля зовут подмогу. Почему девушка, без труда перетаскивающая бездыханные тушки 120-килограммовых громил, не в состоянии толком «вырубить» хотя бы одного оппонента? Почему в арсенале нет флакончика с хлороформом? Да потому что это глупое ограничение высосано из пальца.

В общем, в драки лезть не стоит. Во-первых, противник встанет на ноги быстрее, чем вы успеете прочитать вслух предыдущий абзац, и непременно поднимет тревогу. Во-вторых, на сражение порой уходит половина здоровья — ИИ безнадежно туп, но стреляет метко. В-третьих, анимация немногочисленных боевых приемов Аннушки вызывает стойкий рвотный рефлекс.

Real bad news

В довершение всех бед оно тормозит. И речь идет не о вычурных режимах вроде 1920х1200, не о заоблачных параметрах полноэкранного сглаживания (оно все равно не поддерживается здешним движком), а о старом добром 800х600х32. Прыткий Pentium 4 3 ГГц хрюкает от усердия уже в главном меню, не понимая, как можно в 2005 году показывать картинку уровня PlayStation со скоростью 15 fps. Патч помогает не лучше, чем мазь от насморка — при переломе ноги.

Приструнить оператора, снимающего это паралич-шоу, нельзя. Он выбирает наиболее неуклюжие ракурсы, бесцеремонно влезает в тело героини, запоздало реагирует на движения мыши и постоянно напоминает, что ему глубоко плевать на ваши шпионские страсти. Кстати, вас привлекает перспектива погибнуть в ходе просмотра скриптового ролика по воле дизайнеров, не посчитавших нужным останавливать время для драматических мизансцен?

А еще наша подопечная то и дело «зависает» на ровном месте. Представьте себе напряженный момент: охранник уходит в дальний конец холла, и мисс Романова подкрадывается к Сюжетно Важному Компьютеру. Внезапно включается свет, а прямо над ней оживают сразу две камеры слежения. Их «слепое» пятно находится у самой клавиатуры. В запасе — пара секунд. Аня пытается протиснуться между столом и креслом, но намертво прилипает к мебели. Вторая попытка… безуспешно! Гримаса ярости на лице, трясущиеся руки, соседские дети, прижавшиеся к стене, чтобы услышать отборную ругань… После пятой загрузки «чекпойнта» в голове возникают очень злые мысли. Жаль, что у Blue52 Games больше нет своего офиса.

Антисанитария

Stolen — одна из тех игр-неудачниц, которым не следовало появляться на публике. Хорошая идея, бодрый вступительный ролик и симпатичная музыка погребены под многокилометровым слоем протухшей графики, гнилого дизайна уровней и программного мусора.

Господа разработчики «Искусства ограбления», пожалуйста, не проходите мимо полок со Stolen. Всего за 200 рублей вы получите наглядное пособие о том, как не надо делать «стелс»-экшены.

P.S. По иронии судьбы, игра сама предсказала свою участь — пираты украли её за полмесяца до официального релиза.