Светлая тема

Рецензия на игру Storm: Frontline Nation

Долгостроями бывают не только шутеры вроде Duke Nukem Forever и S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Шведская Colossai Studios анонсировала пошаговую стратегию Frontline Nation еще в 2006 году. По ее амбициозному описанию было ясно — разработка затянется. Игра увидела свет лишь благодаря компании Simbin, гоночные симуляторы которой Colossai переносила на PC. В ответ земляки помогли издать Storm: Frontline Nation.

Русские бредут

Продукты под брендом «Tom Clancy’s» по праву считают эталоном нелепых технотриллеров. Впрочем, истории о злобных русских пользуются спросом, так что соблазн заработать на этой теме велик. И авторы Storm не просто встали на скользкую дорожку — они подчистую содрали завязку Tom Clancy's EndWar.

За окном — 2012 год. Российские спецслужбы провели на Западе несколько диверсий и пустили преследователей по ложному следу. В итоге НАТО ввязалось в очередной конфликт на Ближнем Востоке и проморгало настоящую угрозу — Ванька-на-медведе не пропил прибыль от продажи нефти, а модернизировал экономику, перевооружил армию и занес пятерню над Европой.

Ну а концепция Storm: Frontline Nation сходна с серией Total War. В основном игрок пребывает на глобальном уровне. Перед ним простирается карта Старого Света и Северной Африки. Правда, более скромная, чем обычно — на нее почему-то не влезли окрестности Персидского залива и Суэцкого канала, Кавказ и даже восточная Украина. Джентльменский набор рычагов управления государством — на месте. Главнокомандующий руководит войсками, развивает промышленность и науку, ведет переговоры и посылает за границу агентов.

Чтобы не было скучно, нам регулярно выдают задания. Большинство из них создает генератор: «послать в Смоленск инженеров на ремонт моста», «уничтожить 5 юнитов за 3 хода», «сорвать работу норвежского порта» и т. п. Еще есть сюжетные поручения, доступные в кампаниях за Россию, США, Германию, Великобританию и Францию. Увы, они мало отличаются от случайных миссий — не надейтесь на интересные тексты или ветвящееся повествование. В этом плане Frontline Nation заметно уступает отечественным «Агрессии» и «Смутному времени», не говоря о проектах Paradox Interactive. Полководец двигает фишки по полю, совершенно не ощущая духа эпохи и последствий своих решений.

Она утонула

Да и других проблем хватает. Хорошую стратегию тянут на дно досадные промахи, которые Colossai допустила из-за «жанровой» неопытности. То, что Балтийский флот представлен парой эсминцев, корветом и подлодкой, можно списать на игровые условности. Зато глупости, царящие на экране исследований, ничем не оправдать. В начале XXI века ведущие державы вынуждены чуть ли не с нуля изобретать химическое, биологическое и ядерное оружие, а также средства их доставки. Прочие технологии съежились в одну-единственную ветвь, отвечающую за электронику, перспективные материалы и иной «хай-тек».

Гибкий механизм дипломатических отношений теряет смысл через 5-7 ходов — ИИ впадает в маразм и решает залить планету кровью без помощи русских. Немецкий блицкриг в Нидерландах и турецкая оккупация Балкан напоминают политические распри пятивековой давности. Поверить в такое развитие событий сегодня невозможно. Сдерживать чересчур активных вояк должны миротворцы ООН, которые поставляют жертвам агрессии дармовые подразделения. К сожалению, это лишь немного замедляет маховик безумия.

Когда наземные части вступают в контакт с противником, Frontline Nation запускает тактический режим (исход морских стычек рассчитывается автоматически). В отличие от Total War, сражения проходят по правилам классических гексовых воргеймов. Авторы учли все важные детали: нужно помнить о влиянии рельефа, погоды, времени суток и боевого духа, о сильных и слабых местах юнитов (например, пехота лучше всего бьется на пересеченной местности, а вертолеты эффективны против танков). Особое внимание Colossai уделила электронной борьбе: применяя спецсредства, игрок может запутать врага, чтобы тот дольше бродил в «тумане войны», или нарушить управление его подчиненными. Хотя и здесь есть подвох — число участников в битве с каждой стороны жестко ограничено. Лишние солдаты сидят на скамейке запасных и выползают на арену в качестве подкреплений.

* * *

Поспеет ли подмога к самой Storm: Frontline Nation? При желании ее недостатки легко исправить парой патчей. Если же шведы посчитают, что с их проектом и так все в порядке, многообещающая стратегия останется забавной поделкой, которую не жаль купить за полцены на распродаже.