Светлая тема

Рецензия на игру Страшилки: Шестое чувство

Без малого шесть лет прошло с тех пор, как отечественная компания S.K.I.F. (мир ее праху) при содействии «Буки» осчастливила нас первой отечественной адвенчурой с персонажами русско-советского фольклора. Несмотря на явную ориентацию исключительно на внутренний рынок, «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» окупилась уже в первые месяцы продаж. Российские разработчики неожиданно открыли золотую жилу — «квесты на национальную тематику».

Вот тут и заявила о себе доселе неизвестная воронежская студия «Сатурн-плюс», решившая вплотную заняться созданием лубочных творений на основе популярных в народе сюжетов. Не стоит перечислять ее многочисленные проекты, которыми нас потчевали все эти годы, — они и так хорошо известны. Хочу лишь заметить, что «Страшилки», очередной претендент на почетное звание «русского квеста», имеет под собой фундамент в виде… короткого хулиганского четверостишья. Делайте выводы, господа.

Девочка шла домой через парк

В этот раз главная роль отведена маленькой бестии Шизе (ударение на последнем слоге) — злобной, распущенной девчонке лет восьми, с саперной лопаткой за спиной, которой она лупит практически каждого встречного. Фигура, что и говорить, колоритная, а главное — с самого начала кое-что говорящая о геймплее.

Завязка также многообещающа: однажды нашу героиню, выгуливавшую свою ненаглядную собаку Кутявку, окликнул подозрительный господин, закутанный в темный плащ. Недолго думая, Шиза применила на незнакомце свой излюбленный прием, после чего тот скрылся за углом, гонимый верной дворнягой. Назад Кутявка не вернулась…

Что дальше? А дальше мы получаем обыкновенный «русский квест» со всеми вытекающими: задавшись целью обязательно отыскать своего блохастого друга, девочка из детской страшилки принимается бродить по близлежащим окрестностям, болтая с кем попало об отстраненных вещах, пополняя инвентарь всевозможным мусором и комментируя детали пейзажа.

Слабые попытки где-то к середине игры связать и без того облезлый сюжет в «тщательно проработанную интригу» (цитата с коробки) выглядят смешно: мелкие разборки нескольких мафиозных группировок в стиле «Агента» сводятся к одному примитивному финалу. В нем Шизе придется разоблачить злодея Алексеева, занимающегося перекачкой из собачьих голов в свою умений, способных сделать его суперчеловеком. Ох…

В кустиках ждал сексуальный маньяк

Если вам попадался на глаза хотя бы один анимационный квест последних лет, вышедший из недр «Сатурн-плюс», можете быть спокойны: сюрпризов не будет. Разве что загадки стали более логичными и более легкими; «Страшилки» вряд ли заставят игроков биться головой об стену, тем более что прохождение предусмотрительно размещено на диске.

Зато графическая сторона не оставляет никаких сомнений — авторы остались верны себе. Нас встречают те же картонные персонажи на фоне симпатичных, но мрачноватых задников, и тот же до боли знакомый интерфейс с использованием «умного курсора», принимающего несколько различных форм, в зависимости от исследуемого объекта.

Анимация действующих лиц, несмотря на внушительный список фамилий в соответствующей графе титров, по-прежнему хромает. Кстати, о лицах. В большинстве своем они представлены набившими оскомину типажами, без которых не обходится ни один отечественный проект: алкаши, наркоманы, туповатые дворники, продажные милиционеры, «лица кавказской национальности», туземцы и, конечно же, родимая мафия.

Но помимо этих прелестей «расейской житухи» был обещан еще и «оригинальный юмор», причем «местами черный». Разумеется, нас обманули. Многочисленные шутливые комментарии героини, сопровождаемые раздражающим «хе-хе», понятны, наверное, только ей одной. Беседы тоже лишены малейшей доли искрометности: Шиза высмеивает парня, навеки прикованного к инвалидному креслу; вовсю «стебается» над пьянчугой, потерявшего единственного сына; будит смертельно больного туземца… Подобный «юмор» вызывает острую жалость к сценаристам.

Меткий удар саперной лопаткой

Игру можно было бы смело записать в бесконечный ряд произведений отечественного поджанра, поставить низкий рейтинг и благополучно забыть о ней, если бы не одно «но» — этап, выпадающий на долю изнывающего от скуки игрока практически в самом конце повествования. Упоминавшиеся выше туземцы с помощью магии переносят дух героини в… мозг Алексеева. Знаю, звучит как бред сумасшедшего, но это нисколько не умаляет всех прелестей приключения.

Переместившись в голову злодея, «Страшилки» круто меняют свое течение. Прежде всего, перед нами предстает некий сюрреалистический мир (именно мир!), не имеющий общей структуры, а состоящий из отдельных, едва связанных комнат, видимо, символизирующих различные участки головного мозга. Скажем, зайдя в одно из помещений, можно наткнуться на двух японцев-философов, очевидно, отвечающих за богатые познания нашего маньяка, а в подвале обитает Совесть, томящаяся под гипнозом…

Кстати, из-за дьявольской натуры Алексеева большая часть комнат стилизована под Ад: растрескавшиеся каменные плиты, раскаленная лава вместо реки, позеленевшие мертвецы, груды костей, раскиданных тут и там… Даже свой демон имеется — тот еще любитель выпить. Оформление соответствующее — художники не скупились на краски, своеобразная атмосфера присутствует, да и аниматоры не подкачали. Даже карта, специально нарисованная для этого, в общем-то, небольшого уровня, выглядит очень стильно.

Не подводят и загадки, довольно простые, но, тем не менее, сделанные в традициях классических квестов. Особенно это касается нескольких параллельно решающихся головоломок — ход, достойный самого Гайбраша Трипвуда. Тут-то и возникает ощущение дежа вю, словно мы оказываемся в какой-нибудь адвенчуре середины 90-х (будь то King's Quest 7 или Torin's Passage).

Судя по всему, создатели игры затеяли эту беготню с бандитскими разборками и поисками пропавшей собачки единственно ради небольшого экскурса в прошлое. Что ж, если подобные вещи случаются в российских проектах — значит, еще не все потеряно.

Забудет маньяк про дурные повадки

Нет, мы не забудем многочисленные огрызки, которыми господа из «Сатурн-плюс» и «Буки» кормили нас в течение стольких лет. Не забудем и про вульгарный характер «Страшилок». Но разве можно не обращать внимания на слабые, но весьма удачные попытки разработчиков привить своему болезненному детищу приключенческий дух образца 1995 года?! Это не столько похвала, сколько надежда…