Strategic Command: European Theater — одна из худших глобальных стратегий по Второй мировой. Возможно, грамотный сиквел исправил бы ее недостатки, но лишь самые наивные игроки могли поверить в такое чудо.
Вторая бестолковая
А ведь концепция Strategic Command была очень хороша. Матерые ветераны часто ругают несложные, удобные и легкие для понимания игры, и все же подобные проекты важны. С жанром лучше знакомиться с помощью «обезжиренных воргеймов», а не наследников военных тренажеров типа TacOps 4. К сожалению, Fury Software не подкрепила мудрые идеи делом. Стремление к простоте довело до примитивности, да и графика оказалась до того ужасной, что необстрелянные бойцы шарахались от SC, как от огня.
Однако разработчики остались довольны своим трудом. Во всяком случае, о том говорят изменения, подготовленные ими для Strategic Command 2: Blitzkrieg. Большинство из них — сугубо косметические. По сути, это та же Strategic Command: European Theater.
На экране монитора — карта Европы и прилегающих областей: Северная Африка, Ближний Восток, Атлантика и кусочек Северной Америки. Игрок руководит не конкретными странами, а всей «Осью» или альянсом противостоящих ей государств. Тем не менее, воевать не сложнее, чем в Panzer General. Вооруженные силы враждующих сторон состоят из дюжины-другой подразделений — каждая фишка изображает армию, корпус или… корабль. Здесь-то и начинаются глупости.
Представляете, британский флот в 1939 году не насчитывает и десяти судов! По заложенной в оригинале традиции, клетку может занимать всего один юнит, поэтому, чтобы надежно перегородить Ла-Манш, хватит пары крейсеров. На суше — та же свистопляска. Наступление на узком фронте бесит сильнее пятничных московских «пробок».
Самое заметное улучшение Strategic Command 2: Blitzkrieg — внешний вид. Помните сценарий на тему Второй мировой в Civilization 2? SC 2 далеко не так увлекательна, зато выглядит похоже. Об уважении Fury Software к потребителям заикаться бессмысленно, хотя в этот раз от их творения уже не тошнит. Интерфейс тоже возмужал. Очень здорово, когда сразу видно, какие неприятельские части отрезаны и не получают снабжения. Если бы в игре были нормальные прогнозы боевых потерь, я бы назвал управление интуитивным.
Еще одна новинка — схожий с Gary Grigsby's World at War институт дипломатии. Серьезный прогресс по сравнению с European Theater, в которой весь набор действий ограничивался опцией «объявить войну». Жаль, толку не прибавилось. Дабы СССР, США и прочие нейтральные страны поскорее смогли использовать свою промышленность на полную катушку и присоединились к борьбе с «коричневой чумой», остальные «союзники» должны регулярно слать им дань. Мне непонятно, как преодоление американской политики изоляционизма может уменьшить число танков, произведенных в Великобритании и Франции. Международную торговлю стоило выделить в самостоятельную сферу (пожалуй, необязательную для «зеленых» игроков).
Совершенно иначе нужно реализовать и систему конвоев, кочующих по жестко проложенным маршрутам, которые известны врагу с начала партии. Перекрыть их с помощью субмарин — элементарно, как и отыскать докучающие подлодки. В итоге интересная грань войны превратилась в рутину.
Столь же скучна и предсказуема экономика с наукой. Основа всех хозяйственных мероприятий — медленно добываемые в шахтах и городах «деньги». Собрав требуемые суммы, главнокомандующий «покупает» свежие армии и исследования и заказывает стратегическое перемещение или пополнение войск. Единственный достойный внимания нюанс — скорость развития технологий сильно зависит от удачи. Правда, иногда эта неопределенность раздражает.
Искусственный интеллект неспособен на хитрости в нападении и беспомощен в обороне (поэтому, коли уж захотелось, в Blitzkrieg лучше играть с приятелем). Тоску от затяжных конфликтов не разгоняют и 5 одиночных сражений, окончательно превращающих SC 2 в дешевый клон Panzer General.
* * *
Strategic Command 2: Blitzkrieg так же безнадежно плоха, как и ее предшественница. Если Hearts of Iron 2 вас смущает, разберитесь хотя бы в Gary Grigsby's World at War.
P.S. Компания «Акелла» вновь порадовала образцово-бездарной локализацией, оставив нас даже без английской версии пользовательского руководства.