- Главная/
- Игры/
- Честь и доблесть/
- Рецензия
В Римской империи очень высоко ценилось чувство гражданского долга. Человек должен был уметь жертвовать личными удовольствиями во имя общественного блага. Strength & Honour заставила меня ощутить нечто схожее. Играть в поделку от Magitech, когда рядом лежит диск с Rome: Total War, – невыразимая мука. Эх, чего не сделаешь ради социума!
Альтернативная история
То же время, то же место, тот же жанр… Strength & Honour основана на знакомых по серии Total War правилах. На глобальной карте мы развиваем города, общаемся с соседями, формируем и перемещаем армии, а при вооруженном столкновении бесплотным духом летаем над полем брани и командуем отрядами.
В погоне за оригинальностью Magitech попыталась сфокусироваться на реализме. Идея не выгорела — игра погрязла под грудой несуразных деталей и условностей. Победить в войне проще, чем разобраться в запутанном интерфейсе. На освоение азов можно угробить целый день. Колонки цифр вгонят в сон даже ветеранов Europa Universalis. ВВП, налоговые поступления, затраты на содержание и строительство, эффективность тех или иных государственных институтов, настроение электората и политической элиты… Кое-что из перечисленного действительно нужно знать, но сваливать все в кучу – глупейшая затея. Будто пытаясь свести игроков с ума, авторы разбили бюджет на несколько частей. Главная сокровищница находится в столице, однако в любом городе есть «заначка», которой распоряжается губернатор – с нашей помощью или без нее (если передать ему бразды правления).
Руководящие должности лучше отдавать наиболее преданным людям. Недовольный наместник может поднять восстание и отделиться, а вместе с ним уйдут и приписанные к городу войска. Персонажи наделены параметрами, чье влияние на геймплей порой сложно оценить. Понятно, что опытный управленец принесет отчизне больше пользы, чем малограмотный юнец, только не надейтесь на его благодарность. Министр или градоначальник стал чересчур популярным? Быть беде. Нож под ребра избавит от конкурента, но навсегда запятнает репутацию правителя. И подобные ситуации — на каждом шагу. Пригласили циркачей и гладиаторов – почивайте на лаврах; провалили переговоры – получите ботинком в лоб.
Внутренние дрязги – мелочь по сравнению с наемными убийцами и «смертью от естественных причин». Если лидер погибнет, не оставив наследника, игре конец. Готов спорить, для большинства это будет сюрпризом. Мануал затрагивает лишь часть важных особенностей, а отсутствие единого меню усугубляет проблему – приходится обшаривать экраны в поисках «активных зон» (примитивная дипломатия замаскирована под лежащее на столе письмо, армию символизирует стойкий оловянный солдатик и т. п.). Задумка интересная, но результат плачевен. Как сменить губернатора? Где узнать дату окончания строительства? Куда нажать, чтобы перебросить воинов из одного города в другой? Элементарные действия превращаются в головоломку.
И ведь было бы ради чего страдать. Битвы – основа основ Total War-клона – выполнены из рук вон плохо. Вначале идет подготовительный этап. Выбираем построение, расставляем войска, выделяем отряды для фланговой атаки и блокирования – тут схема честно скопирована с Takeda. Устраивать жестокую резню необязательно. Достаточно прорваться к вражеской ставке и срубить флаги — воины решат, что генерал мертв, и поспешат смазать пятки. В остальном же все стандартно и… очень быстро – рядовая стычка занимает от силы 5-10 минут.
Переход от классической двумерной изометрии в 3D не облагородил игру. Временами картинка выглядит хуже, чем в предыдущем проекте Magitech. Да и 3D липовое – по холмам и долинам бегают уродливые, дурно анимированные спрайты. Сравните с божественными красотами Rome. Трудно поверить, что Strength & Honour вышла всего на три месяца позже.
Слон и Моська
Magitech – не соперник The Creative Assembly. Shogun и Medieval превосходят Strength & Honour по качеству, а после премьеры великолепной во всех отношениях Rome у студии из Торонто просто не осталось шансов.