Итак, друзья, представьте: вы осторожно крадетесь по темным коридорам игры N. В руках надежный дробовик, взор ощупывает пространство… Вдруг перед самым носом возникает парочка полуразложившихся зомби, нетвердой походкой направляющаяся к потенциальному ужину. Отточенные годами рефлексы молниеносно срабатывают: перекрестие прицела совмещается с черепом первого гада, и спустя полсекунды стены орошаются багровой кровью. Устрашающее мычание не спасает и второго. Не испытывая никаких угрызений совести, вы брезгливо перешагиваете через тела и продолжаете вечернюю прогулку.
Если все вышеописанное вас полностью устраивает, то даже и не думайте приближаться к Stubbs the Zombie in Rebel without a Pulse! Ибо обаятельный коммивояжер Стабблфилд заставит в корне изменить отношение к хромоногим мозгоедам. Отныне взамен гневного «Умрите, жмуры!!!» уста будут невольно лепетать: «Пожалуйста, стойте! Я не желаю вам зла, просто дайте мне пройти… Ой, я нечаянно, оно само выстрелило!!!». А виноваты в этом «неправильные» разработчики из Wideload Games, решившие показать миру, как весело жить после смерти.
Once upon a Zombie…
В ознаменованном экономическим кризисом 1933 году Эдвард Стабблфилд был обычным торговым агентом. Однажды нелегкая занесла нашего героя на ферму, где он надеялся продать обитателям немного рекламируемого барахла. Каково же было его удивление, когда дверь открыл не потный фермер, а симпатичная леди… Молодое сердце Стаббза затрепетало — верный признак чистой любви с первого взгляда. Собственно, ее он незамедлительно и осуществил… Отца девушки, застукавшего голубков в постели, слегка расстроило опрометчивое поведение дочери. Поэтому родитель вывел юного искусителя на задний двор и хладнокровно пристрелил, зарыв труп неподалеку. Печальная история.
Однако точку ставить рано. Стаббз кормил червей целых 26 лет, пока раскаявшийся нацистский ученый не построил на месте бывшей фермы город Punchbowl. И не простой, а город будущего: повсюду бродят вежливые роботы, люди передвигаются на летающих автомобилях, а о преступлениях и бедах здесь давно забыли.
Благодаря чудотворному эффекту удобрений, Эдвард ожил. Правда, в виде зомби. Самое время сокрушаться по поводу нового обличья, рассуждать о втором шансе… Но голод — не тетка, тем более для охочего до мозгов упыря. Теперь он намерен отыскать пассию, а заодно и увеличить популяцию своего рода на пару сотен особей.
Уже по завязке понятно, что повествование не будет мрачным и готическим. Вместо него игроков ждет высококлассная пародия на соответствующие теме киноленты и книги, обильно разбавленная тоннами черного юмора. К слову, он у Wideload Games получился типично американским: пошлый, плоский, постоянно глумящийся над устоявшимися шаблонами. Чего стоит хотя бы робот на автозаправочной станции, подающий топливо через… кхм… орган металлической конструкции, возможность полить обывателей литрами концентрированных экскрементов или состязание «кто кого перетанцует» с шефом полиции! Как ни странно, более подходящие шутки для разворачивающегося на экране идиотизма (в исключительно положительном смысле) подобрать трудно.
Stubbs the Zombie ни под каким предлогом не отхватила бы билет в «Золотой пантеон», если бы не обладала прекрасно выдержанным стилем. Во всех составляющих. Вся игра — это интерактивный фильм в духе 1930-х, к тому же о предполагаемом светлом «завтра». Джаз, полосатая тюремная форма, шляпы на головах прохожих — существенные мелочи, добавляющие атмосферы.
Разумеется, не обошлось и без обитателей могил. Тут авторы настрадались изрядно. Страшно вообразить те километры киноклассики и кипы зомби-литературы, что пришлось проштудировать дизайнерам Wideload Games. Мучения не пропали втуне — в Stubbs the Zombie самые правильные, по мнению большинства источников, живые мертвецы, которых только может измыслить среднестатистический человек. Все при них: знакомая с младых ногтей внешность (аккуратное отверстие в темечке, горящие огнем глаза, изувеченное тело, нечетное число конечностей), подобающая походка (башку втянуть, руки выставить перед собой, хромым шагом — м-а-арш!)… Даже повадки выдавливают умильную слезу: неискоренимый стадный инстинкт, любовь к хирургическому вмешательству в организмы окружающих, ненамеренное травмирование соратников в яростной борьбе за свежую плоть, наконец, всеобщее пристрастие к мозговой диете. Красота!
«It's chewing my BRA-A-AIN!!!»
Стиль стилем, но поводы придраться к графике есть. В груди Stubbs the Zombie постукивает движок Halo, нынче, мягко говоря, не впечатляющий. Игра бедна полигонами, злоупотребляет спрайтами, «радует» мутными текстурами. Эффекты блеклые и невыразительные. Положение спасают лишь вездесущий «bump mapping» и очаровательная, нарочито «киношная» анимация.
Зато озвучка превосходна. Думаю, Wideload Games могла бы добавить к прибыли средства от продажи «Набора веселого Инквизитора», использовавшегося звукорежиссером. Чтобы заставить человека так истошно орать, нужно быть, по крайней мере, родственником Ганнибала Лектера. «А-а-а!!! Моя любимая рука!!!», «Хватит меня жрать, пожалуйста!», «О-О-ОЙ!!! ОЙ! ОЙ… ой…» — малая часть воплей.
Талантом не обделены и братья по рациону: запредельные хрипы, стоны, мычания, рычания, хрюканья, бульканья и растянутое «Braaaainsss…» тоже западают в душу. А хруст прогрызаемой черепной коробки, громкое чавканье, свист ветра в продырявленном пулями Стаббзе, характерный шум «выпукиваемых» газов… К сожалению, мы не в состоянии передать читателю подобные звуки, но не сомневайтесь — это лучше услышать самому. Равно как и великолепный саундтрек (Rogue Wave, Phantom Planet, Rose Hill Drive, The Flaming Lips и пр.), достойный издания отдельным альбомом.
Незамысловатый и в чем-то даже банальный геймплей умело прячется за яркой упаковкой и парой интересных находок. В сочетании с уникальной зомби-романтикой серый «покусай их всех» экшен предстает в куда более соблазнительном ракурсе.
Большинство местных «фич» держится на специфической физиологии Стабблфилда. Особенность номер раз: нечеловеческий метаболизм. Словив пулеметную очередь, герой не спешит отбрасывать коньки — здоровье автоматически восстанавливается. Конечно, тактика «отсидки в кустах», уже опробованная в Call of Duty 2 и Peter Jackson's King Kong, серьезно снижает уровень волнения за альтер эго, однако иногда без нее в Stubbs the Zombie приходится туго.
Особенность номер два: высокий коллективный дух. Эдвард редко остается один, поскольку бывший обладатель скушанных мозгов встает на ноги, полный искренней любви к вашей персоне. Заразность зомби позволяет в короткие сроки сколотить маленький отряд упырей. Пройти игру сольно нельзя, люди отчаянно сопротивляются до последнего, так что покорять их цивилизацию нужно тупым количеством.
Особенность номер три: отделяемость некоторых органов. Многолетнее проживание в могиле даровало Стаббзу четыре любопытные способности. Неповторимый аромат вкупе с повышенным метеоризмом могут спасти жизнь. Испортив воздух в окружении стражей порядка, вы выиграете драгоценные секунды, дабы и покушать, и благополучно скрыться. Из прямой кишки получилась хорошая граната. Ловко брошенная лимонка может прикрепиться к противнику и сделать из него террориста-смертника. При желании можно использовать прохожих как кегли, а голову Эдварда — как роковой шар. Управляемый череп послушно разлетается на куски по вашей команде. Интригует? Десерт — чуть ниже.
Зомбик из запчастей
Если вам наскучит творить добро и справедливость исключительно в кулачных боях, смело ампутируйте себе руку. Оказавшись на холодном полу, она примется за поиск нового тела. Подобно чужим из Aliens vs. Predator 2, хитрая конечность (повинуясь вашим приказам) будет карабкаться по стенам и ползать по вентиляционным трубам, чтобы внезапно вцепиться зазевавшемуся товарищу в котелок. Родство с «хэдкрабами» очевидно — глупое млекопитающее легко становится безвольным орудием. Ура, отныне камера смотрит в новую здоровую спину. На экране — знакомый вид: и классический «крестик», и панель, отображающая состояние обоймы. Человечишка лишен послесмертных бонусов, но при таком раскладе тоже можно наворотить бед. Жаль, умерщвленные свинцом никогда не пополнят шатающиеся ряды мертвого легиона…
Нашлось место и лихим катаниям на различных транспортных средствах. Собственно, суть задачи не меняется: под веселую музыку вы разъезжаете по выделенной территории и изощренно посылаете на тот свет все живое. Нельзя сказать, что заезды в Stubbs the Zombie «прикручены для галочки» — несмотря на странную физическую модель авто и небольшую протяженность «трасс», они затягивают. Да и в какой игре вам дадут сдобрить органы правопорядка натуральными удобрениями и перемолотить кооператив фермеров на монструозном тракторе?
Разумеется, и на солнце есть пятна. Конкретно — отсутствие толковой системы сохранений. Привычной для PC-игроков связки «save/load» в Stubbs the Zombie не предусмотрено, зато прилагается невнятный checkpoint-обрубок. Контрольные точки разбросаны по уровням редко, но метко, хотя их еще надо найти. Иными словами, перед важными эпизодами нужно прочесывать область, разыскивая заветный (и невидимый) «сейв». Спасибо неизлечимой болезни под названием «кроссплатформенность».
* * *
Бодрый экшен + оригинальная обертка X виртуозно выписанный стиль = Stubbs the Zombie. Игра, способная увлечь как истинных адептов зомби-культуры, так и новичков, только вчера купивших компьютер.
P.S. В России игру издаст компания «Бука». До выхода русской версии держите пальцы скрещенными — малейшая оплошность в переводе может убить изрядную порцию соли в здешних шутках.