Светлая тема

Рецензия на игру Sudden Strike: The Last Stand

Выход дополнения к невзрачной нишевой RTS по мотивам Второй мировой — настоящее проклятие для игрового критика. Все акценты уже расставлены, параллели проведены, шутки «пошучены»… Попытка отвлечься от перечисления фактов, обратившись к эмоциям и переживаниям, заранее обречена на неудачу. Sudden Strike: The Last Stand — из породы тех игр, которые невозможно любить или ненавидеть. Полный штиль.

В сером-сером городе

Граничащее с комой равнодушие понятно — горстка непримечательных миссий едва ли потрясет основы жанра. Загорелые киприоты из Fireglow предлагают принять участие в харьковской операции 1942 года, где советские войска потерпели сокрушительное поражение, либо переместиться на пару лет в будущее и стать свидетелями бойни в Арденнах. Сразу заметно четкое разделение: под Харьковом мы командуем крупными силами вермахта, растягивая линию фронта через всю карту, а во Франции зачастую вынуждены обходиться несколькими танками. Обе кампании интересны лишь заядлым фанатам серии, оригинальная Sudden Strike 3 была гораздо богаче на возможности. Историческая привязка крайне условна. The Last Stand не претендует на роль учебника — если заменить российские леса и деревушки африканскими пустынями, ничегошеньки не изменится.

Важные реформы спрятаны глубоко в недрах игры. Например, пехота научилась ездить на броне (совсем как в идеологически чуждой «В тылу врага 2») и освоила нехитрые тактические уловки. Раньше балом правил микроменеджмент — игроку приходилось лично управлять чуть ли ни каждым солдатом. Сегодня все проще. Выделяем толпу, один раз щелкаем мышью и откидываемся в кресле — виртуальные человечки сами залезут в окопы и займут брошенные орудия. Модель повреждений тоже стала лучше и реалистичнее. Авторам не удалось избавиться от попсовых полосок здоровья и пресловутого фехтования стволами, и все же в целом танковые бои теперь протекают интереснее. Другое нововведение коснулось засад. Расположив отряд в каком-нибудь домике, запретите подчиненным стрелять — противник не увидит их, а при попытке занять «нейтральное» здание получит на орехи.

Не уверен, что вы будете использовать этот прием в «сингле», однако в мультиплеере он наверняка пригодится. Только играть не с кем. Кстати, Fireglow нашла в себе силы отказаться от старичка GameSpy и запустить собственную систему поиска соперников. Хотя без толку. Лобби вечно пустует — можно ждать часами и в конце концов уйти ни с чем.

Последыш

Так уж сложилось, что The Last Stand не нужна никому, кроме наших с вами сограждан. Почему? Почти все «пряники» (включая две харьковские миссии) вошли в патч 1.4, который — сюрприз! — несовместим с русской Sudden Strike 3. Честнее было бы выпустить расширенное издание и не морочить людям голову.

P.S. А где долгожданный редактор уровней? Владельцы «полноценных» версий Sudden Strike 3 бесплатно получили необходимые инструменты еще в прошлом году, «1С» же ограничилась обещаниями на обложке.