Наблюдая за жанром глобальных стратегий, можно поневоле прийти к выводу, что сегодня знакомство с очередной серией игр лучше начинать со второй части. Разработчики обязательно проводят «чистку ошибок» и выдают ту же начинку в новой обертке. Хороший пример — SuperPower 2.
Оригинальная игра поражала воображение колоссальным списком обещанных возможностей и их поразительно бедной реализацией, так что спустя три года GolemLabs надо было просто претворить в жизнь щедро розданные еще в 2002-м заявления маркетологов, добавив парочку свежих идей (в качестве «перчика» были использованы некоторые особенности конкурентов — в частности, пошаговый режим уступил место подсмотренному у Paradox Entertainment реальному времени).
Получилось? Почти.
Brave New World
SuperPower 2 сразу пытается произвести благоприятное впечатление. Аскетизм остался в прошлом, унылая карта превратилась в настоящий глобус, немного уступающий тому же NASA World Wind. К сожалению, смена дня и ночи, перемещающиеся по небу облака и Луна — всего-навсего бутафория. Вышеописанные «спецэффекты» не зависят от настроек скорости течения времени — дневное и ночное светила будут двигаться, даже если заставить хронометр замереть. Но в целом находка удачная.
Утолив жажду виртуального туризма (игра по-прежнему погружает нас в океаны географической и демографической статистики по всем странам мира; что касается ее достоверности, то авторы кивают чуть ли не в сторону ЦРУ), мы вспоминаем об управлении государством.
Интерфейс на удивление удобен — по правой кнопке мыши вызывается контекстное меню, открывающее доступ к тематическим картам и позволяющее отдать приказ армиям и флотам, узнать информацию о выбранной стране или обратиться к заполненной форме двухсторонних международных договоров. Сохранена и традиционная «табличная» составляющая. Как и в Republic: The Revolution, властитель может заняться перестройкой политической, экономической и военной сфер на свой лад. И свободы у него сейчас гораздо больше, чем было.
Палитра власти
Возьмем отношения с собственным народом — самую недоразвитую область SuperPower. Под одной кнопкой скрываются, по сути, не слишком тесно связанные между собой разделы — внутренняя и внешняя политика. Первая стала более комплексной — в перечне режимов появились достойные альтернативы блистательной демократии, — но гораздо интереснее другое: мы можем изменять законодательство. Легализовать однополые браки? Пожалуйста! Разрешить многоженство, ограничить иммиграцию или запретить свободу слова? Легко! Принятые решения в разных державах «работают» по-разному. Увы, не всегда понятно, как на них отреагируют граждане.
Дипломатия также сильно похорошела — соглашений (в том числе и реально существующих международных договоров) навалом, эффекты от их подписания заметны невооруженным глазом, а действия вступивших стран логичны.
Финансовая система прибавила в функциональности и сложности. Конечно, ей еще далеко до сугубо экономических стратегий, однако со вспомогательной ролью она справляется. Ее сильная сторона — автоматизация: после нескольких важных приказов можно на время забыть об этом окошке, поскольку рыночные механизмы оперативно подстраиваются под ситуацию.
Наибольший скачок совершили военное дело и привязанные к нему диверсии и шпионаж. Последние наконец-то начали приносить какую-то пользу — при наличии улучшенной дипломатии желающие могут попытаться поссорить и стравить двух неугодных соперников. Праздник и у поклонников силовых методов — сражения преобразились, став действительно тактическими и приятными на вид. Теперь при обмене ядерными «гостинцами» вместо нудного «ручного» нацеливания ракет нам предлагают выбрать лишь страну, приоритетность мирных или военных целей и количество запускаемых ракет. От ответного удара спасает вовремя развернутая система ПРО. Чересчур сильно размахавшегося кулаками агрессора мигом усмиряют — ко второму-третьему залпу на него ополчится половина земного шара.
Отношение нейтральных государств к конфликтам намного более адекватно, как и сами конфликты. Во всяком случае, неправдоподобности я не приметил — к примеру, без моего участия Индия схватилась с Пакистаном, а Израиль при поддержке США боролся практически со всем арабским миром.
TV setting
«Откуда же взялось это „почти“, если все так благополучно?» — спросите вы. Дело в том, что в первой части игрок практически сам придумывал для себя занятия. Нельзя же считать приличным такой набор: «захватить мир», «достичь баланса ресурсов», «подавить повстанцев» или «усидеть на троне»?
Подвижки в нужном направлении видны, но их масштаб смехотворен. В SuperPower 2 всего 9 сценариев (по три «политических», «экономических» и «военных» соответственно). Задания интересны — добиться принятия Турции в ЕС, снять торговое эмбарго США с Кубы, возродить СССР или ввести Канаду в «ядерный клуб», однако многие из них запредельно просты. Чтобы бывшая Османская империя стала членом единой Европы, надо… нажать одну кнопку, ибо необходимые условия уже выполнены. В «custom game» число задач вообще сократили до «захватить мир» и «увеличить ВВП на 50%». Совсем не смешно.
Но зато какой у нас простор в выборе целей и методов их достижения! Отвлечься от SP2, дабы посмотреть новостную пятиминутку на центральном канале, а потом смоделировать увиденное на экране монитора? Что ж, у любителей подобных экспериментов есть дополнительный стимул. Остальных игра через пару вечеров очень сильно разочарует. Впрочем, если вы располагаете достаточно быстрым интернет-соединением, то можете примкнуть к трем десяткам безумцев, алчущих отхватить от пирога мирового господства жирный кусок. Продлите агонию на несколько недель.
A bit close to heaven
Несмотря на огромные перемены, сделавшие SuperPower 2 вполне привлекательным проектом, ему не хватает изюминки. А без нее он больше похож на справочник по геополитике, хотя и в меру интерактивный.
О локализации
Эта заметка вынесена за рамки рецензии, поскольку авторы оригинальной версии игры не имеют никакого отношения к издевательству над потенциальными поклонниками SP2 в России.
Почему «потенциальными»? Потому что никто не захочет связываться с бездарным переводом от компании «Акелла». Жуткая нестабильность, неправильная сортировка стран в алфавитном списке, зависание музыки и отсутствие январского патча 1.4 — лишь верхушка айсберга. Правда, отбившись от набега разъяренных фанатов, локализаторы, пусть с запозданием, но выпустили «заплатку»… после установки которой на многих системах SuperPower 2 попросту перестает запускаться. Комментарии, как говорится, излишни.
Официальный комментарий от компании «Акелла» (26.09.2005)
Нестабильность работы русской версии SuperPower 2 никак не связана с произведенной «Акеллой» локализацией. В результате возникших проблем с разработчиком игры компания «Dreamcatcher» не смогла предоставить нам финальную версию игры. В результате долгих переговоров «Акелле» было предложено самостоятельно разбираться с единственным присланным ранее испанском билдом SuperPower 2. Локализаторы компании потратили массу времени на выправление огромного количества багов в проекте, пытаясь привести его в удобоваримую форму для игроков. Что до сортировки стран, то она производится не по их названиям, а по внутреннему представлению игры, которое мы не можем изменить. Так что адресуйте свои претензии не нам, а разработчику и западному издателю SuperPower 2, ибо локализаторы приложили максимум усилий, работая с предложенной версией.
Комментарий автора
Мы выражаем благодарность компании «Акелла» за предоставленную информацию о причинах столь неудачной локализации. Тем не менее, на AG принято оценивать полученный результат, а не затраченные на его достижение усилия. Нестабильность игры и серьёзная задержка с выходом патча — это объективные недостатки, достойные худших образчиков нелегального сегмента рынка, но не одной из крупнейших компаний-издателей. Мы надеемся, что в дальнейшем «Акелла» все же будет ориентироваться на сохранение своей достойной репутации, а не только на получение прибыли.