В Supreme Ruler 2010 особенно привлекает ее необычная судьба. Первые строчки кода Джордж Гежи (George Geczy), руководитель и вдохновитель проекта, написал более двадцати лет назад — в 1982-м. После того, как у него что-то не заладилось с дебютной игрой, он забросил идею до 2000 года, когда был подписан контракт на издание со Strategy First. Работа закипела…
С тех пор изменилась не только игровая индустрия (тогда ее еще и не было) — до неузнаваемости изменился сам мир. С мироустройством SR 2010 связывает толстая нить, поскольку нас переносят в недалекое будущее, где практически все державы разделились на враждебные анклавы (США вообще раздробились на мелкие самостоятельные штаты), а на Земле воцарилась гигантская корпорация под названием «Мировой рынок».
Let's start a war
Несмотря на независимость регионов, у некоторых из них оказалось ядерное оружие, так что пограничный конфликт между Москвой и Санкт-Петербургом способен запросто перерасти в Третью мировую войну. Чтобы этого не случилось, любые проблемы нужно решать с помощью либо переговоров, либо привычного вооружения. Его здесь навалом, от автоматов и баллистических ракет до тактического ядерного. Баталии с участием бронетехники, тактической авиации и пехоты подчиняются законам обычных RTS и внешне напоминают о стратегических играх от Paradox (кстати, по желанию SR 2010 может работать и в реальном времени, и в пошаговом режиме).
В общем, все честь по чести: динамические фронты, мудреный расчет итогов боевых действий и, повторюсь, огромное разнообразие вооружений. Тактика не уступает стратегической части, чего нельзя сказать о Hearts of Iron, невзирая на ее достоинства как глобальной стратегии.
Путь к победе
Управление экономикой — не самый сложный элемент SR 2010. Ошибочное представление о нем создают недружелюбный интерфейс и масштабы игры. Зачастую приходится заведовать незначительной территорией, а потому поначалу хлопот немного (что несколько компенсирует отсутствие толковых обучающих миссий).
Торговые приоритеты — торговля даже в мире будущего занимает главное место — у большинства стран все те же. Одни экспортируют ресурсы, другие делают упор на производство, третьи продают оружие, остальные успевают везде.
Основным «клиентом» является мировой рынок. Куда он все это девает — непонятно, но мы не будем придираться. В конце концов, колебания спроса и предложения регулируются по вполне серьезным алгоритмам и достаточно требовательны к стратегическому планированию. Заваливая потребителей дешевыми товарами и ориентируясь на экспорт, вы рискуете через 2-3 года очутиться у разбитого корыта. Особенно страдают поставщики сырья — цены так и скачут. Лучше всего сбывать товар, спрос на который неэластичен.
К экономической модели такого размаха трудно предъявлять какие-либо претензии, но отдельные нюансы вызывают подозрение. Во-первых, интересно, почему затраты на производство стандартны, несмотря на наше местонахождение. Можно с одинаковым успехом качать нефть и строить автомобили, хотя условия для обоих видов деятельности различаются. Во-вторых, нет жесткой зависимости государств от запасов продовольствия и энергоресурсов. Солидные долги и пустые закрома несущественно сказываются на положении в стране.
Разделяй и властвуй
SR 2010 грозна на вид, однако в действительности не сложнее любой глобальной стратегии. Интерфейс неудобен и в то же время функционален. Большинство обязанностей может исполняться министрами, которых мы же и назначаем. Приказывать напрямую нельзя, но можно расставить приоритеты. За «качество» чиновника отвечают его персональные способности. Одно огорчает — за какую бы страну мы ни брались, лица (и характеристики) высших чинов не меняются. Наверное, на них сил разработчиков уже не хватило.
Помощь министров необходима, и все-таки кое-что стоит взять на себя. Например, дипломатию и военные вопросы. Мало ли что придет в голову постороннему.
* * *
Supreme Ruler 2010 оправдывает свою богатую историю. Игр такого охвата у нас нет, а ее качественный уровень намного выше, чем у ближайших конкурентов. Играть не очень просто, не всегда занятно, но когда добираешься до глубин… Это как прыжок с парашютом или ныряние с аквалангом — надо почувствовать самому.