Сварог

Добавить в
Мои игры
2
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию
Нет рецензий
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РАЗРАБОТЧИКАМ

Появление любой отечественной игры - значительное событие в наше непростое время. Так что я был весьма обрадован, когда именно мне было поручено написать обзор по вашему «Сварогу». Не стану описывать, с каким нетерпением я, заполучив игру, мчался домой, вертя в руках яркую коробочку с красивыми картинками, как дрожащими руками вставлял диск в дисковод, как ожидал появления заставки... Увы, ждать ее я мог бы до сих пор, впрочем, разговор не об этом.

Не стану скрывать, что свой компьютер я использую почти исключительно для игр, так что он специально настроен и отлажен для этой цели. Есть у меня сменные звуковые и видеокарты, богатый набор драйверов на все случаи жизни, кое-какие утилиты, помогающие отловить и зафиксировать ошибки программ. Были у меня прежде трудности с запуском некоторых игр, но, рано или поздно, их удавалось преодолеть. Я уже стал считать себя шибко крутым, а свой компьютер идеальной машиной для игр. Вам удалось поставить меня на место, ткнуть носом в...

Ваша игра стойко отказывается работать на шести основных конфигурациях компьютера и во всех возможных для него режимах. Что бы я не делал, какие бы железяки не вставлял, какие бы драйвера не использовал, «Сварог» в самых неожиданных местах исчезал с экрана, не оставляя в памяти компьютера никаких следов. Самым хитроумным программам не удавалось поймать хоть какой-то сигнал из недр моего электронного друга, свидетельствовавших, что что-то там не в порядке. А игра улетучивалась. Только продолжала звучать бодрая и жизнеутверждающая мелодия.

Все, что мне удалось, - это ценой ежеминутного сохранения и восстановления пройти половину миссии за одну сторону и полторы за другую. Ну что же, я признаю свое поражение, складываю оружие и посыпаю голову пеплом. Вы доказали мне, что человек есть прах, из грязи он создан и там ему место. Однако, то немногое, что мне удалось разглядеть в вашей игре, позволяет обратиться к вам с этим письмом. Отнеситесь к нему без гнева и пристрастия, как я отнесся к вашему творению.

С песней по жизни

Как я уже говорил, дожидаться появления заставки я мог бы до сих пор, по очень простой причине - на диске отсутствует автозапуск. Нет, я понимаю, это мелочь, ну что стоит пользователю кликнуть пару раз мышкой и запустить инсталляцию вручную. Ну а вам что стоило написать пару текстовых файлов в одну-две строчки?

Ладно, не буду придираться, будем считать, что тут были какие-то объективные трудности. Тем более что с самой инсталляцией проблем не возникло. Игра установилась на указанный диск и заняла не так уж много места. А потом появилась, наконец, и заставка. Мне понравилось, что вместо малопонятного кино или нудного рассказа хорошо поставленным голосом о предыстории игры, вы оформили введение в виде песни. Тем более что и музыка там вполне приличная, и голос приятный, но...

Если бы с игрой у меня было все в порядке, я бы прослушал эту песню один раз, ну, может быть, два. Но игра-то работать не хотела, поэтому, чтобы отвлечься, я гонял вводный мультик раз за разом и расслышал, в конце концов, о чем же там поется. Приведу выдержку. «По земле ходила осень, время жатвы и дождей. Рубки леса сердце просит, чтоб согреть своих детей. Слышит мирно и спокойно обветшалая ветла праздников беспечье с ночи до утра. Но со всех концов земли слышен шум войны, войны здесь модны. И война стоит у двери, усыпляет дух бойцов. На вратах замок ржавеет, охраняющий засов». И так далее.

Понимаете, если учесть, что на экране как раз и показывают ветлу, замок, бойцов и прочее, получится классический вариант чукотского эпоса, «Что вижу, то пою». Ну как же так, господа, вы нашли композитора, написавшего мелодию, инструментальный ансамбль для ее исполнения, певца с приятным голосом, но не смогли найти человека, который мог бы связать несколько строк во что-то более приличное. Знаете, это приводит на память строчку из Ильфа и Петрова: «И все это великолепие разбивалось о маленькое объявление: «Штанов нет»».

Впрочем, не песней единой, лучше почитаем задания на миссии. Приводить эти тексты, прошу меня простить, я не стану, больно уж они похожи на пиратские «переводы» некоторых игр. Скажите, кто вам написал все это убожество? Нищий студент за десятку? Так взяли бы студента с филологического или исторического факультета вашего университета, уж он бы не вставил в одну фразу «зевка дадим» и «доблестен зело». Между прочим, на АГ обзоры пишут тоже в основном студенты, но любой из них без труда сделал бы из ваших текстов конфетку.

По жизни с песней

Честно говоря, если бы игра работала нормально, я бы мог и не заметить того, о чем говорится выше. Точнее, заметил бы, но стерпел. Но вот того, о чем буду говорить теперь, терпеть никак нельзя.

Хотя, для объективности, сперва скажу о хорошем. То, что противоборствующими сторонами вы выбрали славянские племена и Тевтонский орден (или что-то вроде них) радует. Приятно, что в игре действуют мужики и бабы, бауэры и пейзанки, дружинники и рыцари. Радует и то, что вы разделили работу между поселенцами разного пола, в то время как мужчины рубят дрова (о чем у них сердце просит) и строят избы, женщины собирают грибы-ягоды. Удачным представляется появление новых поселенцев не в виде мужика с топором, а эдаким мальцом-несмышленышем, постепенно взрослеющим (хотя и не понятно, почему это одинокая женщина, помещенная в избу, начинает с завидным постоянством выстреливать этих пацанов). Но совершенно не радует то, как всеми ими приходится управлять.

Вот я кликнул на мужике, он мне ответил «Чегой-то?» (что тоже приятно слышать после всех этих «Yes my lord»). Теперь я хочу заставить его рубить деревья. Навожу курсор на лес, никаких изменений. Господа, вы что, не слыхали об интеллектуальном курсоре? Конечно, если пользоваться библиотеками из третьего DirectX, то там этого может быть и нет, но весь мир давно пользуется шестым и готовится к переходу на седьмой. Объясняю, для удобства пользователя курсор при наведении на объект, с которым можно производить какие-то действия, изменяет форму. После этого одним щелчком клавишей мышки эти действия выполняются.

То, что в вашей игре нужно кликать не левой, а правой клавишей, можно пережить, но вот с тем, что наводить курсор нужно очень точно (чтобы срубить дерево, например, нужно попасть в участок размером пикселей в пять), а никаких подсказок не появляется, раздражает страшно. Чаще всего вместо ожидаемой работы получаешь простое перемещение работника в новую точку. И почему это вы завели появление всех дополнительных команд (в основном по строительству) на клавишу Control, а всякие там охранять-патрулировать вывели на панель? Я понимаю, соригинальничать захотелось, у всех, дескать, наоборот, а вот у нас так будет. Но дело-то в том, что пользователь уже привык к общепринятому варианту, так что ваш будет вызывать только раздражение.

Не хотелось бы мне говорить о графике, поскольку для стратегий она глубоко вторична, но приходится. Дело в том, что в вашей игре отличить один юнит от другого (даже мужика от бабы) весьма не просто. Нет, конечно же, они разные, но чтобы определить, кто из них кто, нужно присмотреться. Можно ли спутать пейзана и лучника в Warcraft’е? А вот у вас перепутать мужика и бывалого воина проще простого.

О тупости AI в RTS говорилось много, но вы и тут смогли превзойти других. Что-то я нигде не видел ходящих кругами вокруг дерева работников, мечущихся неизвестно почему воинов, кораблей, отказывающихся высадить десант и прочих чудес света. Если бы еще ваши юниты перемещались спокойно, можно было бы как-то ими руководить, но они мельтешат, словно тараканы, так что просто отловить нужного тебе бойца нелегко.

Благими намерениями

Наверняка вы посчитаете, что я к вам придираюсь, заглючила у меня ваша игра, не смог я с ней справиться, вот и злобствую. Ну что же, может быть и так. Вполне возможно, что, пройди я ее до конца, нашел бы еще что-то хорошее, скрасившее недостатки. Но, господа, что же делать, если достоинства запрятаны так далеко, а недостатки лежат на поверхности? Может быть ваша игра и хорошая, может быть дальше следуют интересные миссии, забавные приключения и оригинальные находки, но те недостатки, о которых я сказал, здорово испортят впечатление самому неприхотливому игроку. Может быть вы считаете, что ругать отечественную игру вообще не патриотично? Так я как раз и ругаю ее потому, что мне за державу обидно! Все у нас есть, все мы умеем, а получается всегда черт-те что. Вот у вас же была прекрасная задумка, оригинальное оформление, талантливые художники, а что получилось? Куда вы спешили, почему не проверили свою игру вдоль и поперек, не отработали ее во всех вариантах? Никто ведь ее не ждал с нетерпением, не осаждала вас ежедневно армия фанатов с вопросом «Когда?», могли бы поработать не спеша. С деньгами туго, средств на все не хватило? Так ведь, если вы и дальше собираетесь так работать, финансовый кризис у вас станет перманентным явлением.

Хотя вы и сообщаете на своем сайте, что существуете с 1993 года и осуществили уже множество проектов (о которых почему-то никто и слыхом не слыхивал), в игровом бизнесе вы начинающие. А основная заповедь начинающего гласит: «Первое произведение должно быть шедевром». Если удастся своей первой работой обратить на себя внимание, дело в шляпе, в противном же случае лучше искать другую сферу приложения своих сил. Причем первый труд должен быть не «не хуже, чем у других», а значительно лучше. Это признанные мастера могут позволить себе иногда схалтурить, сделать что-то недостаточно хорошо, для начинающего же это смерти подобно. А что у вас получилось? Как говорил репортер Семечкин из «Время вперед» Катаева: «Задумано как у Наполеона, а вышло как у Ваньки-маляра».

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Alawar Entertainment
Издатель
Crystal Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated

Системные требования для PC

Pentium 133, 32 Мб памяти
Pentium 200, 32 Мб памяти
Больше…

Рецензии и комментарии Сварог