Появление серьезного тактического шутера — событие, способное в плане уникальности соперничать с парадом планет или солнечным затмением. После Raven Shield мы не видели ничего по-настоящему достойного (Hidden & Dangerous 2 не в счет; уж слишком велика пропасть между современным спецотрядом и диверсантами времен Второй мировой войны).
SWAT 4, как часто случается с хорошими проектами, пришла незаметно. Почти шесть лет минуло с премьеры предыдущей части, и армии поклонников помаленьку рассосались. По сравнению с совместным детищем Ubisoft Montreal и Red Storm наша гостья выглядит и функционирует иначе, но это не имеет значения. Ведь даже без благословения Тома Клэнси (Tom Clancy) можно делать классные игры.
Скриншоты106
Специальные солдаты
Не нужно быть Нострадамусом, чтобы догадаться — в SWAT 4 игроку отведена роль командира элитного спецподразделения, выполняющего задания, которые для обычных полицейских чреваты потерями в личном составе. Освобождение заложников, захват особо опасных преступников, усмирение разбушевавшихся гангстеров…
И никаких баек про неонацистов и латиноамериканских диктаторов, вздумавших поработить весь мир. Миссии не связаны единым сюжетом — перед нами суровые будни американского «омоновца». Читаем развесистый брифинг (для желающих максимально погрузиться в атмосферу игры предусмотрен поминутный хронометраж — от звонка в «911» до прибытия нашего автобуса), выбираем оружие, спецтехнику, способ проникновения на объект и окунаемся в пучину городского боя. Пяти человек вполне достаточно для критических ситуаций. У противника небогатый выбор — поднять лапки к потолку или схлопотать дозу свинца. Нечаянных свидетелей операции тоже необходимо заковывать. В мировой практике нередки случаи, когда бандиты, осознав безвыходность положения, сами притворялись заложниками.
Управление — не последнее достоинство игры. В систему контекстно-зависимых приказов влюбляешься сразу и на всю жизнь. Наводишь прицел на дверь — зажимаешь правую кнопку мыши — получаешь список героических поступков. Ворваться, метнуть гранату (есть слезоточивый газ, давно знакомые «флэшбэнги» и интереснейшая модель с разлетающимися резиновыми шариками), вскрыть замок, навесить заряд С2, заглянуть в щель с помощью диковинной оптической штуковины — командир, как и должно быть, руководит, а не пытается на собственном примере показать ошибки. Для пущего удобства отряд поделен на двойки — «красную» и «синюю». Рекомендую постоянно держать двух бойцов при себе (для охраны), а другую пару отправить выполнять мелкие военно-тактические поручения.
Меня распирало от радости, пока я наблюдал за тем, с каким профессионализмом и грацией спецназовцы закидывают в комнату гранату. Они располагаются по обе стороны проема. Один из них достает гранату и выдергивает чеку… Заметьте, лишь после всех приготовлений его напарник открывает дверь! Взрыв, «ошпаренные» враги и полная победа здравого смысла над маразмом, процветавшим в рядах «Радуги шесть».
Заранее написанные скрипты всегда работают «на ура», а вот AI (в любой ипостаси) подвержен традиционным недугам — «заторам» в дверях и нежеланию переключаться на «второстепенное» оружие. Злодеи, в случайном порядке распределенные по помещениям, сидят на заднице и покорно ждут смерти. Самые умные понимают, что против пятерки профессионалов им не устоять, и с истеричным воплем «Копы!» улепетывают в ближайшую дырку. О минимальной координации и взаимодействии с особенностями интерьера мечтать не приходится. Помнится, наткнувшись на нескольких автоматчиков, засевших в банковском хранилище с одной-единственной крошечной дверкой, я решил, что без кучи дымовых шашек (в игру почему-то не попавших) и «поллитры» здесь не обойтись, но все оказалось проще. Вместо того чтобы организовать нормальную оборону, паникеры выскочили под пули, а кто поскромнее — забились в угол в ожидании справедливого возмездия. Во времена Raven Shield инфантильное поведение можно было простить, но сегодня хочется чего-нибудь более сложного.
Перестрелки по-прежнему молниеносны. Когда врываешься в комнату, счет идет на десятые доли секунды. Крики, мечущийся луч подствольного фонарика — если осоловевший от вспышки световой гранаты боевик слишком долго размышляет, бросать ему свой «Калаш» или нет, поможет хитрый электропистолет либо аккуратный выстрел в ногу. Игроки, воспитанные на идеалах Rainbow Six, рискуют потерять добрую половину очков за немотивированную жестокость. В руководстве к игре ясно сказано, что использование табельного «ствола» допустимо только в целях самообороны. Точка. Израненный, но живой преступник нравится начальству больше, чем бездыханная тушка в луже крови. И не ленитесь регулярно докладывать по радио о местонахождении обнаруженных заложников, обезвреженных злоумышленников и тяжелораненых членов отряда. Пальба пальбой, однако о бюрократических тонкостях забывать не стоит — непоседливую старушку придется облить из газового баллончика, а полумертвую от издевательств жертву маньяка уложить носом в пол.
Детализация уровней сделала бы честь любому высокобюджетному шутеру. У пригородного домика, в подвале которого бесчинствует психопат с садистскими наклонностями, нам ухмыляется октябрьская тыква. В подсобке подпольного тотализатора свалено развлекательное оборудование. Над разгромленным пунктом охраны мелькает красная надпись «security breach». В ночном клубе на входе продаются фирменные футболки. В Raven Shield я искренне восхищался кривой лестницей на зимней карте. Поверьте, тут обстановка еще реалистичнее. Разве что выключателями щелкать нельзя.
Наши соратники и бандиты из трехмерных фигурок превратились в живых людей и при случае не ленятся комментировать игровые события. «Ты еще пожалеешь», — шипит сквозь зубы скрученный негодяй. «Ты не первый говоришь мне это», — нехитрые угрозы не мешают потуже затянуть наручники. «А я-то думал, что уже все повидал», — бормочет один из бойцов, окидывая взглядом мрачное логово сектантов… Мелочь, а сколько удовольствия!
К внешнему виду никаких претензий. Не Doom 3, но на фоне нынешних портов смотрится конкурентоспособно. Качественные модели, простенькие, но стильные световые эффекты, симпатичные текстуры — несомненный талант дизайнеров Irrational Games позволил сотворить из банальных урбанистических «коробок» замечательные декорации. Очень жаль, что в игре нет музея. Карта в духе первой миссии Raven Shield: Athena Sword не помешала бы.
На страже человеколюбия
Стихийным бедствием для SWAT 4 стало поразительное человеколюбие напарников. Из-за того и мрут. Доктрина ответного огня себя оправдывает, если нас просят захватить парочку ценных бандюганов, но когда за стеной поджидает компания боевиков в бронежилетах, начинаешь скучать по команде «огонь на поражение». Ближе к финалу «мясо» ничуть не хуже, чем в Rainbow Six, и вопли «руки вверх» становятся неуместными. Проблему усугубляет то, что электрошокером и газовым баллончиком, похоже, умеет пользоваться лишь главный герой.
Да-да, в игре есть «мирное» оружие. Брать иродов живьем необязательно, но почетно — только так вы заработаете рейтинг «100 из 100». К услугам гуманистов «шотган» с резиновыми пулями, пейнтбольное ружье, заряженное шариками с «перцем», и упомянутый баллончик. Ласково ткнуть тугодума прикладом в живот не разрешают, всякий раз приходится убирать автомат и тратить драгоценное время.
Знакомство с вооружением вызывает закономерное возмущение. Маловато. Штурмовая винтовка М4А1 (укороченная версия М16), помповый дробовик, его полуавтоматический собрат М4 Super 90 (удивительно неточный и бестолковый), немецкая G36 и два безымянных SMG, в чьих очертаниях узнаешь знаменитые H&K… Имеется вариант с глушителем, но толку от него немного. А вот над правильным выбором боеприпасов стоит подумать. Кстати, абстрактное действие «secure weapon» наводит на всевозможные мысли. Конечно, оставлять связанных врагов в метре от АК-47 — верх беспечности, но я не понимаю, куда наши бойцы девают весь этот арсенал.
Применение снайперов — традиционный элемент спецоперации, но уж больно неоднозначно он реализован. Мы не можем отдать команду стрелять и спокойно продолжать штурм. Игроку придется активировать снайперское «окошко» и лично продырявить пару чересчур горячих голов. В Raven Shield было удобнее и реалистичнее. Нажал кнопку — стрелок открыл сезон охоты.
Со сложностью вышла промашка. Численность врагов, скорость реакции, сверхчеловеческая меткость — удел конкурентов. В SWAT 4 важны очки, начисляемые за профессиональное поведение (и снимаемые за ураганную пальбу). Мы заранее выбираем нижнюю планку и стараемся вписаться в нужную сумму. Захватили всех преступников? Ни один гражданин не пострадал? Не забывали постоянно докладывать статус командованию? Поздравляю — это и есть «elite». Не хватило пары баллов? Не беда — количество переигрываний не ограничено. Раздражает неимоверно. На высокой сложности противник сдается совсем неохотно, а убивать гадов — себе дороже. Остается установить позорный «normal» и наслаждаться собственной крутизной. Захотите настоящего экшена — включайте «быстрые миссии».
Убийства «понарошку» — очередная уступка в пользу геймплея. Потеря сознания — худшее, что может произойти с оперативником. Для ветерана Rainbow Six гибель опытного штурмовика нередко означала рестарт уровня.
Сравнительно незамысловатая тактика — не недостаток, а, скорее, особенность SWAT 4. Забудьте о слаженной работе групп и мудреном планировании из Rainbow Six. Здесь от нас не требуют синхронно запрыгивать в комнаты с разных сторон и стрелять через закрытые двери. Теоретически можно заставить боевую двойку действовать самостоятельно, наблюдая за ней на специальном экране, но лишние трудности, как правило, себя не окупают. Эффективнее бороться с преступностью совместно, методично «зачищая» территорию.
Тактика года
Проведя за игрой уйму времени, я признаю, что незначительные придирки не помешают SWAT 4 стать лучшим тактическим шутером 2005 года. Учитывая неведомую судьбу Rainbow Six: Lockdown, это более чем вероятно — Close Combat: First to Fight, Delta Force Xtreme и прочим неоперившимся представителям жанра до такого уровня далеко. Правда, слегка огорчает продолжительность. «Чертова дюжина» миссий пролетает за два дня, хочется больше. Больше оружия, больше видов заданий, больше свободы в управлении подчиненными. Тогда игра станет идеальной.