The official motto of Sol Force is «Per Ardua Ad Astra»,
«Through Hardship, the Stars».
The unofficial motto of Humans in space is «Repensum est
Canicula», «Payback is a Bitch».
Sword of the Stars могла стать одной из лучших стратегий о строительстве звездных империй. Проекты, в которых корабли каждой цивилизации пересекают трехмерный космос по уникальным правилам, — штучный товар. Увы, в 2006 году у молодой и амбициозной Kerberos Productions не хватило сил для уверенного воплощения смелых концепций. Зачистить шероховатости со второй попытки тоже не получилось. В паре шагов от финишной прямой студия споткнулась и переломала все кости.
Трехголовый Акелла
Катастрофа, постигшая Sword of the Stars 2, напоминает об Elemental: War of Magic. Одной рукой авторы отправляли в печать сырую версию, другой — сгребали пепел, чтобы посыпать им голову. Игра оказалась настолько «глючной», что ей не помог даже десяток патчей.
В пресловутых «Корсарах 3» ошибки порой развлекали — когда на борту «полтора матроса», можно и посмеяться. В SotS 2 все скучнее. С релиза прошел месяц с лишним, а она по-прежнему представляет собой бесполезную мешанину программного кода. Нормально играть нельзя: скачав очередную «заплатку», фанаты запускают злосчастное приложение, ковыряются в нем полчаса и вновь понимают — кактус несъедобен.
Когда Kerberos приведет SotS 2 в чувство, неясно. После нескольких разрядов электрошока дипломатия и торговля стали подавать признаки жизни. Почти все расы научились без запинок путешествовать по космосу. Но к чему думать о высоких материях, коли любой справочный экран «тормозит» и открывается по 3 секунды, а раз в 10 минут игра «вылетает» на рабочий стол? О том, с каким скрипом идут расчеты при передаче хода, лучше не заикаться.
К счастью, издательство Paradox Interactive вернуло деньги тем, кто устал слушать извинения и чувствовать себя «обманутым вкладчиком». Оптимистам, верящим, что Sword of the Stars 2 еще расправит крылья, раздали наборы загружаемых дополнений. Жаль, не всякий разработчик в игровой индустрии заглаживает вину таким образом.
Суматоха и лазеры
SotS 2 угодила на прилавки в состоянии, очень похожем на раннюю «бету». Сначала кажется, что перед нами цельный проект. Стоит копнуть чуть глубже, и любознательного исследователя по шею заваливает недоделками. Kerberos и не пыталась их скрыть, просто наспех заткнула «заглушками».
Неприятности подстерегают с самого начала — при создании вселенной. Вместо генератора предложено лишь два десятка готовых вариантов, причем размер карт уменьшился. Зато в каждую систему теперь входит больше планет. Завершив подготовительный этап, игрок попадает в вакуум. Понять здешние правила удается только путем проб и ошибок. Для новичков, слабо вникших в тонкости жанра, это будет особенно сложно — авторы не шибко старались облегчить знакомство. Руководство пользователя и всплывающие подсказки скупы на полезные сведения, обучающего режима вообще нет.
Как и оригинал, вторая часть уделяет основное внимание боевым действиям, игнорируя события в тылу. По задумке Kerberos, игрок должен командовать не отдельными судами, а соединениями. К несчастью, здравая идея убита наповал корявым интерфейсом. Чтобы разведать обстановку у соседней звезды, нужно выделить ее, выбрать искомый пункт из выпадающего меню, и только тогда вылезет специальное окно со списком флотов, пригодных для выполнения задачи. А ведь на все хватило бы двух щелчков мышью…
То же самое — с экраном исследований (большинство из которых — новые виды оружия и брони). Его странная цилиндрическая форма уже стала традицией серии. Неудобно определяется и дизайн будущих кораблей. Правда, собранный прототип сразу же разрешено испытать в полевых условиях.
Сражения, по-прежнему протекающие в реальном времени, тоже далеки от совершенства. Отныне они разворачиваются на территории целой солнечной системы со всеми ее небесными телами. При стандартной длине раунда в 5 минут противники едва успевают найти друг друга. Впрочем, даже растянув схватку до максимума в 12 минут, вы не сумеете повоевать всласть. При этом остановить часы и обдумать тактику нельзя — хорошо хоть позволили ускорять бег секундных стрелок в три раза.
Черная дыра
В перерывах между боями галактические лидеры зевают. Управление державой осталось рутиной, не требующей напряженной умственной деятельности. Экономика до ужаса примитивна: мы выбираем горстку перспективных планет для развития, а затем двигаем ползунки доходов и расходов до тех пор, пока не сбалансируем бюджет. Строить что-либо на поверхности запрещено — лишь звездолеты и орбитальные станции.
Зато несколько систем можно объединить в провинцию. Какой тут смысл и зачем эта кнопка, не знают даже сами разработчики. С политикой связана и еще одна новинка. Государственный строй меняется не по желанию игрока, а автоматически, в зависимости от решений, которые он принимает. Столь замечательному механизму не пристало быть частью такой убогой поделки, как SotS 2.
Побыстрее расстаться с Kerberos я советую и авторам сюжетных вставок. Здесь их талант пропадает впустую. Информацию о мире Sword of the Stars 2 можно почерпнуть из встроенной энциклопедии, с экранов загрузки, из книжки The Deacon's Tale, но… не из самой игры. Раздел меню с манящим заголовком «Сценарии» ведет в никуда.
* * *
Вот что бывает, когда «космическая опера» попадает в заложники к криворуким идеалистам.