- Главная/
- Игры/
- Последний самурай/
- Рецензия
Китайские RPG у себя на родине занимают ту нишу, которая у нас отдана «русским квестам». Эти бюджетные проекты точно так же под завязку набиты национальной спецификой, так же сделаны через пень-колоду, да и играть в них можно лишь через силу. Но «Бука» не додумалась издать «ПиВИЧ» в Поднебесной, а вот «Руссобит-М» решился пересадить на наш чернозем самобытные китайские творения.
«Последний самурай», тот, что в кинотеатрах, с Томом Крузом, к этой игре отношения не имеет. В Китае, между нами говоря, самураев вообще никогда не было. Вы играете роль не Томаса Мапотера четвертого, а Лин Ху, местного Иванушки-дурачка, разгуливающего по деревне в рубахе до пояса и самых натуральных лаптях. Объяснения сюжетных ходов отсутствуют, ведь китайские народные RPG основаны на китайских народных новеллах о кун-фу, которые по популярности можно сравнить с нашим сериалом «Менты». Вот Ларин, вот Дукалис, а вон, смотрите, вон Казанова! И мало того, что все персонажи похожи на персонажей русских народных сказок, стилизованных под восточные реалии, — их речь еще и пестрит отсылками к деяниям прочих героев с хлесткими именами типа Шам Пунь. Запомнить всех этих Сунь Укуней из воинствующих школ совершенно невозможно, и сюжет величаво шествует мимо игрока.
Предпоследняя фантазия
Геймплей беззастенчиво слизан с игр серии Final Fantasy. Партия бродит по глобальной карте, разыскивая интересные локации. В играх Хиронобу Сакагути «лишние» экраны были до поры до времени отгорожены холмами, реками и другими естественными преградами, и со временем партия обретала полную свободу передвижения. В «Последнем самурае» на «закрытые» территории попасть нельзя потому, что главный герой попросту не желает туда идти. Не хочу, говорит. Города и села трехмерны, отчего у летучей камеры случаются тяжелые судороги и припадки. Бедняжка не всегда поспевает за Лин Ху и частенько застревает в декорациях. К счастью, в левом верхнем углу экрана постоянно маячит полезнейшая мини-карта (Сакагути & Co. додумались до нее только в десятом выпуске своей саги). Дальше всего от канонов jRPG отошла боевая система, которая хоть с виду и похожа на Active Time Battle, но на самом деле больше напоминает о разудалых сражениях из Grandia 2.
С одной стороны поля боя встают наши, с другой — враги. Как и в Final Fantasy, все персонажи ходят в порядке своей инициативы. Изюминка в том, что все удары вручную выполняет сам игрок. Ход передается одному из наших героев, тот налетает на врага, и пожалуйста: клавиша «вверх» — удар в голову, «вниз» — по ногам, «вправо» и «влево» — в корпус и по рукам. В один заход укладывается несколько ударов, которые можно нанести отдельно, а можно соединить в комбо. Когда атакует противник, движок сравнивает характеристики персонажей и определяет, сможет ли наш подопечный парировать удар, и если да — подсовывает кнопочку «блокировать». Благодаря такой боевой системе во время любой, даже самой скучной баталии, нет нужды созерцать унылые ролики от Guardian Forces; мы отстукиваем комбинации, подбираем удары — словом, развлекаемся.
Игра вроде бы историческая, а значит, биться придется с миллионами китайцев или, в крайнем случае, с дикими животными. Весь зоопарк состоит из 10-20 моделей. От карты к карте враги «прокачиваются» автоматически, что никак не отражается на их внешнем виде, и вот уже лысый монах в желтом одеянии, когда-то совершенно безобидный, одним комбо вырубает любимого «танка». За победы герои получают опыт, идущий на повышение навыков. В магазинах втридорога продают оружие и одежду, которая улучшает ТТХ, но тоже не отображается на модели. Разработчики японских ролевых игр обычно стараются сделать как можно более мудреную систему развития персонажей, дабы выделиться на переполненном рынке, а здесь все гладенько, простенько и чистенько, ничего выдающегося. Поддавшись соблазну скопировать прочие находки «Финалок», авторы навертели дюжину жутких мини-игр. А позаботиться об игроке, увы, забыли. Никаких «вторых попыток» — проиграли, умерли, загрузились. Сохраняться можно в любом месте, и лучше сразу приучить себя делать это каждые пять минут. Нервы целее будут.
Здесь есть одна странная змея!
Из всего перечисленного наверняка вышло бы что-то путное, если бы не «русская квестовая» реализация. Игра поддерживает только разрешение 640x480, и я бы поставил ее в один ряд с Onimusha CT, но тамошний Саманоскэ анимирован так, как «последним самураям» и не снилось. Персонажи умеют только прыгать, словно в Septerra Core, да изображать страшное «гунфу», беспорядочно размахивая конечностями. Алгоритмов поиска пути нет: герой идет туда, куда ему указали, напрямик. Если на пути попадется препятствие, он упрется в него лбом и начнет сучить ножками.
В интерфейсе можно легко запутаться, поскольку расположение стандартных кнопок меняется от экрана к экрану. В общем, сказать, что игра выглядит плохо — значит не сказать ничего. Это чудо вышло в Китае в 2001-м, и уже тогда оно смотрелось весьма бледно, а прошедшие годы уничтожили всякое подобие красоты.
И довершает картину убойная локализация от «Руссобит-М». Ладно, содрали название с именитой кинокартины — можно стерпеть. Но нельзя же оставлять названия всех предметов на китайском. Зайдешь, бывало, в меню, и гадаешь, что из «Гу Дзы Мин», «Ля Сяо Сун» и «Сам Дзи Бин» является простой аптечкой. Диалоги, так сказать, гармонируют с прочим содержанием игры и еще больше усиливают сходство с копеечной лентой «про кун-фу». Уж не знаю, была ли в оригинальной версии озвучка, но в локализации герои способны лишь корчить страшные рожи, шевелить губами и обмениваться репликами внизу экрана. «Лин Ху, ты — предатель, ты связался со школой дьявола. Сегодня я убью тебя, чтобы спасти добрых людей от зла, то есть от тебя!» — прямо-таки цитата из суперфильма «Искусство Шаолиня: техника змеи и журавля, змея в тени орла». Не желаете?
* * *
Ужасно. Кроме смазливой боевой системы и раскрученного названия в «Последнем самурае» нет ничего интересного. Даже если вы привыкли покупать все, что имеет отношение к истории Китая, бегите от этих трех (!) дисков, как от чумы.