Светлая тема

Рецензия на игру Жестокие звезды

В последнее время мы имеем честь наблюдать за тем, как космические симуляторы начинают выбираться из того плачевного положения, в которое их вовлекла сгинувшая в невыносимо легкое онлайновое бытие Origin. После ухода из этой компании Криса Робертса, изобретателя жанра, многие потеряли надежду увидеть такие же захватывающие проекты, как Wing Commander и Privateer. Но свято место пусто не бывает, и соблазненные успехами Origin игроделы начали придумывать свои сочинения на тему “Как сделать WC еще лучше”. Получалось не у всех, но факт старательного следования традициям был налицо. Народилась серия Freespace - безумно красивая, но скорее напоминающая любительский спектакль, нежели эпическую сагу, которой по сути дела и являлся WC. Отметилась и вездесущая Microsoft со своим многопользовательским Allegiance; он подоспел как раз во время официального заявления Origin о том, что последняя надежда фанатов творений Робертса, проект WC Online, закрыт. Но идейного наследника великолепного Privateer’а свет так и не видел. Был X - BTF, но по своему размаху он все-таки ближе к великой “Элите”, у которой, конечно же, особенная стать. Хотелось чего-то не столь масштабного, но проработанного и интересного. И компания Novalogic, ранее замеченная в производстве “полухардкорных” симуляторов, решила занять эту пустующую нишу своим проектом Tachyon: The Fringe. Видимо, не снискав особой популярности на авиасимуляторном поприще, где во главу угла ставится реалистичность отображения и поведения виртуального агрегата, товарищи решили попробовать свои силы в заведомо “ненастоящем” жанре космических симуляторов. И то верно - придраться к неточностям в динамике космического истребителя никто не посмеет.

Nothing personal. Just business.

Вам предстоит играть роль Джейка Логана, ранее не судимого уроженца Новой Осаки. Не знаете такой? Ну как же… это город на Марсе, атмосфера которого стала пригодной для существования человека еще в 2248 году. Логан, пилот космического истребителя, готов выполнить любую подвернувшуюся работенку, при этом не особо думая о морали, достоинстве и прочей чепухе, столь характерной для его земных предков. Его беспокоит лишь сумма денег, выплачиваемая в случае успеха. Он с легкостью поможет местным браткам найти затерянный в поясе астероидов контейнер с контрабандным оружием или доставить письмо интимного содержания фавориту какой-то высокопоставленной аристократки. Впрочем, разработчики позаботились и об игроках, у которых никак не может уложиться в голове тот факт, что главные герои игр могут быть не только белыми и пушистыми борцами за вселенскую справедливость. Tachyon предоставляет нам массу возможностей вершить добрые дела, было бы желание. В начале игры предстоит сделать нелегкий выбор в пользу одной из двух корпораций, желающих заполучить Джейка в свои ряды. Первая - жадная до денег корпорация GalSpan, сулящая вступающему богатство и блистательную карьеру, вторая - подпольная организация Bora, состоящая из коренного населения насыщенных ресурсами астероидов, на которые положила глаз монструозная GalSpan. Служба колонизаторам автоматически делает из нас меркантильного карьериста, а помощь повстанцам сулит славу борца за права национальных меньшинств. Решайте, что ближе лично вам. Более того, удовлетворить пионерские наклонности игрока должны весьма частые стычки, не имеющие никакого отношения к текущей миссии наемника. Как правило, это нападения пиратов на купеческие судна или звездные станции. Вы вольны либо помочь избавиться от вредителей, либо резко поменять курс и поспешить скрыться в межпространственном узле. Рекомендуется выбирать первый вариант, и не только из моральных соображений: как правило, проникшаяся вашим героизмом потерпевшая сторона предлагает вам какую-нибудь заманчивую работенку, а иногда и дарит эксклюзивную примочку на истребитель.

О примочках и истребителях

Работая на благо той или иной корпорации, вы будете постепенно получать в свое распоряжение новые образцы кораблей, оружия и апгрейдов, которые можно покупать и продавать. GalSpan снабжает своих пилотов самонаводящимися ракетами с достаточно слабой убойной силой, в то время как Bora предпочитает убийственные, но летящие исключительно по прямой траектории снаряды. В стандартный набор оружия также входят лазеры различной степени мощности. Еще есть прикрепляемые к броне вражеских кораблей бомбы на дистанционном управлении (они отлично подходят для минирования неповоротливых линкоров) и мелкие паразиты-жучки, высасывающие из своего переносчика весь энергоресурс. Для прохождения некоторых миссий необходимо наличие определенного типа оружия, о чем вас обычно предупреждают. Игрок волен держать в ангаре несколько кораблей на все случаи жизни. Несмотря на то, что истребители весьма сильно разнятся по параметрам вроде максимальной скорости и мощности двигателя, мне не удалось заметить особой разницы в их маневренности.

Управление космическим агрегатом весьма традиционно и незатейливо. Если вы играли хотя бы в один космический симулятор, то сразу поймете, что к чему. У вашего корабля есть некоторый запас энергии, который можно распределять между защитным экраном, ускорителем, пушками и двигателем в произвольных пропорциях. Также можно экстренно перевести энергозапас с одной подсистемы на другую. Есть и полезная в бою функция Slide: задействовав ее, можно разворачивать корабль по вертикальной оси, сохраняя движение в прежнем направлении.

Кстати, позволю себе небольшое лирическое отступление. Если вы до сих пор полагаете, что космические симуляторы - жанр легкомысленно-аркадный, а его представители являются эдакими трехмерными ремейками классических скроллеров вроде Tyrian, причем из всех управляющих устройств им за глаза хватает одной клавиатуры, то пришло время вас вразумить. Поверьте, играть в Tachyon с клавиатуры - все равно что гонять ботов в UT при помощи руля. Игра, конечно, запустится и даже благосклонно понаблюдает за тем, как стайка пиратов из первой миссии выносит корабль беспомощного “тракториста”, но не более того. Все же вражеский AI не настолько умен, чтобы аккуратно подставляться под хаотично рыскающий прицел игрока, поэтому для достижения сколько-нибудь значимых успехов необходим приличный джойстик.

В действии

Тщательный анализ структуры игрового процесса неизменно приводит к возникновению в сознании старческого лика Privateer’а. Наемник проводит редкие минуты отдыха в холле космической станции, занимаясь чтением свежих новостей, просмотром деловых предложений от работодателей и копошением в ангаре. Сюжет раскрывается при помощи постоянно прибывающих вестей с космических просторов. Наряду с абсолютно бессмысленными вещами вроде объявлений о наборе групп туристов для путешествий по особо живописным космическим уголкам, здесь встречаются сообщения о событиях, виновником которых стал сам игрок. Например, о спасении транспортного судна самоотверженным пилотом Логаном или таинственном исчезновении линейного корабля GalSpan. Кстати, служба новостей явно куплена этой корпорацией, и все действия колонизатора ложно приобретают положительный оттенок. Но справедливость восторжествует, не сомневайтесь. Что касается заданий, то обычно это достаточно стандартные просьбы об эскортировании дружественных кораблей, уничтожении плохих ребят или перевозке какого-либо ценного груза. Впрочем, благодаря подробному объяснению, зачем и почему вы должны выполнить это задание, а также мелким нюансам, придающим каждой миссии небольшую толику оригинальности, жизнь межзвездного наемника не покажется игроку скучной. Одновременно доступно от трех до пяти заданий, выполнять которые можно в произвольном порядке. Если же вы выполнили их, и на доске объявлений осталась лишь пара скучных тренировочных миссий, то это верный признак того, что настало время менять место дислокации.

Игровое пространство насчитывает семь галактик, каждая из которых разделена на пять-десять секторов. Вы можете свободно перемещаться в пределах одной галактики посредством гиперпространственных врат, связывающих соседние сектора. В каждом секторе имеется космическая база или станция, но пристыковываться к ним следует лишь в рамках соответствующих заданий (например, доставить такой-то груз на такую-то станцию). Торговые операции и набор новых миссий возможны лишь на центральных базах, коих всего семь штук - по одной на каждую галактику.

С путешествиями по собственно галактикам все несколько сложнее. Доступ в другие уголки космического пространства будет открываться игроку постепенно, по мере развития сюжетной линии или после выполнения специальных миссий. В самом начале игры Джейка ошибочно сочтут за главного виновника взрыва космической станции и выдворят за пределы Солнечной системы, в соседнюю галактику. А чтобы открыть недействующий портал в измерение Frontier, придется поискать детальку, которую отвинтили злобные саботеры из GalSpan. Кстати, оказавшись на станции в Нью-Вегасе, не упустите возможность просадить пару тысяч честно заработанных космобаксов на “одноруком бандите”.

С целью прохождения особо заковыристых миссий игрок может за определенную мзду нанимать ведомых, согласуясь с их личными характеристиками. В процессе миссии им можно давать базовые команды вроде “атакуй мою цель” или “защищай такой-то корабль”. Увлекаться наймом, однако, не следует: ведомые будут забирать некоторый процент от общего призового фонда миссии, успешному прохождению которой они способствовали.

Сумма технологии

Графика достаточно приятна, хотя и не блещет особенными изысками. В окружении имеются мягкие тона звездных туманностей и симпатичные астероиды (кстати, есть миссия, очень напоминающая один из этапов Homeworld; в ней нужно отчаянно долбить дрейфующие каменюки, некстати оказавшиеся на пути у гражданского корабля), а также красивые и сочные взрывы вражеских истребителей. Идиллия! Неплох дизайн кораблей, обходящийся без надоевших биомеханических вариаций. Особенно забавны экстравагантные агрегаты повстанцев, явно собранные из сподручного металлолома. Хорошо реализован трехмерный кокпит, который живо трясется при особо удачных попаданиях, а стекло кабины ловит на себя блики от всевозможных светил.

Космические станции потрясают своими огромными размерами. Эти необъятные нагромождения геометрических примитивов имеют крайне сложную пространственную конфигурацию, и вражьи истребители очень любят ныкаться в этих хитросплетениях. Бои в окрестностях космических баз требуют от пилота хорошего мастерства в управлении звездолетом. Помочь совладать с норовистой железякой призваны тренировочные миссии, в которых нужно на время пролететь через серию извилистых коридоров, образованных висящими в пустоте кольцами. Такие миссии доступны почти на каждой базе, причем сложность и количество коридоров различны для каждой галактики.

Озвучкой Логана занимался актер Брюс Кэмпбелл, известный по ролям в фильмах Congo и Evil Dead 3: Army of Darkness, а также сериале Xena: Warrior Princess (кажется, сейчас его крутят по одному отечественному телеканалу). Именно благодаря этому наше заэкранное альтер-эго может похвастаться небывалой для компьютерных игр колоритностью, целостностью образа. Меткие, саркастичные комментарии межзвездного наемника здесь в порядке вещей. А как ловко он заговорил зубы патрулю, застукавшему его в процессе выполнения одного темного дела!.. Но не только участием профессионального актера интересна звуковая часть игры. Дюзы вражеских истребителей издают весьма убедительное гудение, позволяющее примерно определить расположение врага относительно вашего агрегата, а щелкающий звук попадания в защитный экран разительно отличается от треска ничем не прикрытой обшивки. Tachyon поддерживает EAX, но даже на аудиокарте без поддержки этого модного девайса звук очень хорош.

В мнопользовательскийTachyon могут играть до 120 человек на онлайновой службе Novaworld; это, конечно, не так много, как в Allegiance, но все равно очень неплохо для проекта, заточенного под одного пользователя. Кстати, сам механизм онлайновых развлечений почти полностью повторяет изделие Microsoft. В режиме Base Wars нашей первостепенной задачей является уничтожение базы противника, ощетинившейся турелями и прочими защитными устройствами. Понятно, что в одиночку такая цель невыполнима, поэтому всячески приветствуется сколачивание стай злобных истребителей и вынос обители противника совместными усилиями. Кроме того, для достижения победы необходимо собирать кристаллы, которые поднимают технический уровень базы. С повышением уровней в ангарах базы появляется более мощное оружие, а при достижении десятого уровня становится доступным единственный девайс, способный уничтожить вражескую базу. Время многопользовательских игрищ варьируется в пределах от 15 минут до 1 часа.

Итоги

Мы получили интересный и качественный космический симулятор, который не стыдно сравнивать с творениями молодой да ранней Origin. Давно пора. Злые языки могут часами твердить о том, что в игре нет той свободы, которой славится Privateer. Действительно, слоняться по секторам в поисках приключений здесь абсолютно бессмысленно. Собственно, если вы не возьмете задание, вам попросту не разрешат покинуть станцию. Большинство встречающихся на вашем пути космических баз являются обычнейшими декорациями без торговых и работодательных функций. Однако это лишь пустые придирки к добротной игре. Novalogic не пыталась объять необъятное, а сделала ставку на компактную и проработанную игровую вселенную. И совершенно точно не прогадала.