- Главная/
- Игры/
- 13 полк. Военное искусство/
- Рецензия
Уставший циник твердит «чудес не бывает, миром правят деньги». Не верьте ему. MadMinute Games не гналась за прибылью и не корпела над революционной концепцией, а спокойно создавала один из лучших воргеймов последних лет. К сожалению, ее первенец был обречен: дурную службу сослужили Activision Value и клеймо «History Channel» на коробке. Но сказки живут и в наш цифровой век. В Paradox Entertainment как нельзя кстати узнали про несчастья американских разработчиков и поспешили на выручку. В обоих смыслах.
Непростая «биография» Take Command: 2nd Manassas приведена мной не случайно. С одной стороны, в ней не слишком много отличий от первой части и ее стоило бы раскритиковать, а с другой — ситуация ведь исключительная. Пылящийся на дальних полках магазинов тираж оригинала стал раритетным, и сиквел можно считать неким «дополненным изданием». Если вы пропустили History Channel's Civil War: The Battle of Bull Run (а я в этом почти уверен), 2nd Manassas будет для вас откровением.
Впрочем, я все равно советую прочесть рецензию на The Battle of Bull Run, поскольку там подробно описана суть игры и ее достоинства.
Лимоны и эпилепсия
Первым в глаза бросается доработанный движок. В большей степени изменения коснулись солдат, избавившихся от огромных пикселов; кроме того, улучшена окружающая среда (например, деревья могут становиться прозрачными, дабы не мешать камере). Часть битв проходит ночью, кое-где мелькают свежие образцы военной формы… Конечно, за современной серией Total War не угнаться, однако прогресс налицо. Если так пойдет и дальше, не за горами тот день, когда мы перестанем делать скидки на «вторичность графики в воргейме».
Система обзора окрестностей также изменилась: высота подъема и радиус отдаления камеры от нашего персонажа напрямую зависят от его звания. Бригадный генерал довольствуется чем-то близким к «зоне прямой видимости», а взгляд на поле боя — прерогатива командующего армией. Вполне логично, хотя с непривычки немного неудобно.
Управление войсками традиционно. Зачем чинить то, что не сломано? Поправки немногочисленны. Пехота освоила команду «Ложись!», став менее уязвимой для артиллерийского огня. Кавалеристам повезло чуть больше, в их распоряжении оказались четыре новые кнопки, включая автоматическую разведку и удары по «слабым точкам». Опасения по поводу «заморозки времени» не оправдались: отдавать приказы на паузе запрещено, дух «настоящего» командования не пострадал.
Главное преимущество 2nd Manassas по сравнению с The Battle of Bull Run — связь прошедших сражений с будущими. Это не совсем динамическая кампания, ибо развилок и выбора стратегии нет, да и чтобы пройти цепочку битв до конца, нужно успешно завершать каждый ее этап. Развитие навыков генерала и число уцелевших бойцов запоминается и используется в следующей миссии. Подчиненные стали ценным ресурсом, а не строчкой при подсчете очков, и бросать их в самоубийственные атаки попросту опрометчиво. MadMinute Games заставила игроков думать и поступать так, будто они действительно очутились в водовороте Гражданской войны.
Этой же цели добивается и дизайн сценариев. Темп боев не даст заскучать — самые длинные занимают 3-4 часа. «Двигающие сюжет» курьерские сообщения великолепны: одни умоляют о помощи, другие справедливо сомневаются в компетенции пораженного падучей болезнью начальника, а хрустящий цитрусами Томас «Stonewall» Джексон (Thomas Jackson) раз за разом ободряет требованием «стоять до последней капли крови». Любой конфликт снабжен исчерпывающим описанием — здесь есть и интересные допущения, и данные из справочников. Двух- и трехходовые связки и отдельные стычки сведены в наглядную хронологическую таблицу. Осилив все 48 миссий, вы узнаете о событиях 1862 года больше, чем почерпнули бы из учебников.
2nd Manassas не хватает лишь мультиплеера. Да, исторические баталии — огромное поле для творчества, но в конце концов они будут исхожены вдоль и поперек. И даже режим Open Play и сильный искусственный интеллект — не панацея.
* * *
Серия Take Command снова подарила нам лучший на сегодняшний день воргейм об американской Гражданской войне, эдакую машину времени, переносящую на 140 лет назад. Его реалистичность — не в учете десятков параметров или в правильных ордерах. Истинное призвание военно-исторической игры, будь то стратегия, шутер или симулятор, — дать хотя бы бледное отражение подлинных ощущений офицеров и солдат изображаемой эпохи. Take Command: 2nd Manassas блестяще справляется с этой ролью.