Светлая тема

Рецензия на игру Tales of Monkey Island: Глава 1 - Отплытие "Ревущего нарвала"

- Ну, что ж…
Прощай, жестокая адвенчура!..
…да не, забудьте.
Гайбраш, Escape from Monkey Island

Вот так похоронишь, бывает, какую-нибудь знаменитость, отслужишь по ней панихиду, а она продолжает жить своей загробной жизнью. В сердцах ли, в песнях, либо же в доходах правообладателей — не важно. Сколько лет уже хоронят Элвиса Пресли (Elvis Presley)? И сколько еще будут хоронить Майкла Джексона (Michael Jackson)? Дай Бог, чтобы вас так же вспоминали. Но для этого и поработать придется основательно.

Сериал Monkey Island™ (без указания торговой марки здесь нельзя) за десять лет отработал на полную катушку и в масштабах жанра вполне сопоставим с двумя громкими именами выше по тексту. Длинный путь в четыре игры он прошагал бодрячком, от пиксель-арта до красивейшего мультфильма и страшноватого 3D. Главный и последний adventure-бренд LucasArts, любимец миллионов (Стивена Спилберга, Элайджа Вуда и Игоря Артемова в том числе), закладчик традиций и неисчерпаемый кладезь юмора. Сыпать комплиментами автор может долго и щедро, однако прибережем их до официального римейка. Нынешнее событие носит довольно опосредованный характер. Т.е., конечно же, Monkey Island вернулся, пираты ликуют, всем грога, ура. Только вернулся оттуда, откуда не ждали. Ну или ждали, не питая особых надежд. Короче, встречайте: интерактивный ситком от Telltale, arrr!

Море волнуется

В такое и впрямь верилось с трудом, хотя воскрешение соседского «почившего» хита, Sam & Max, вдохновляло фанатов на решительные действия. В смысле, канючили что есть мочи. И доканючились! LucasArts, долгие годы хранившая тайну Обезьяньего острова под семью замками, сдала бастионы и разрешила бывшим сотрудникам порезвиться с лицензией. По слухам, тому изрядно поспособствовал новый президент *звездной* корпорации Даррелл Родригес (Darrell Rodriguez), большой поклонник жанра. Сей богоподобный отрок наверняка наворотит дел в будущем. По крайней мере, темп взят отличный.

Вступление без лишних разъяснений швыряет нас на палубу корабля с Гайбрашем на борту. Да-да, не удивляйтесь, увидев могучего пирата в камзоле, ботфортах и с торчащей бородкой. Гайбраша из LeChuck's Revenge перенесли в целости и сохранности, пускай и в карикатурном обличье. Попытка слегка повернуть время вспять и вновь придать приключениям исконно соленый привкус заметна невооруженным глазом с повязкой. К разработке привлекли лучшие силы, от заслуженных манкиологов Дэйва Гроссмана (Dave Grossman) и Майкла Штеммля (Michael Stemmle) до пиратского композитора Майкла Лэнда (Michael Land) и даже Доминика Армато (Dominique Armato), подарившего голос герою детства. До кучи не хватает Рона Гилберта (Ron Gilbert) с Тимом Шэйфером (Tim Schafer), ну да и без них управились.

Итак, где-то в Карибском бассейне Гайбраш преследует неугомонного мертвеца ЛеЧака. Еще бы, ведь на его бригантине томится в путах верная женушка Элейн, за сердце которой эти несчастные давно и упорно дерутся. Нынче ЛеЧак придумал страшное проклятье и готов привести гадкий план в исполнение. Успеет ли pirate-wanna-be в пятый раз обезвредить злодея и увезти губернаторшу домой в качестве трофея? To be continued…

Обезьяны слушают

А вы что думали? Стезя Sam & Max и Wallace & Gromit — не для великой саги. Пять эпизодов связаны общим сюжетом и вместе образуют полноценную адвенчуру. Притом «эпизодный» формат оказался на удивление удобным для передачи событий «по кускам». В каждой главе (традиционно начинающейся с заголовка на вырванной из книжки страничке) путешественника заносит на очередной таинственный остров. Наша задача — удрать с него. Знакомо? Подобным образом не теряется ни интрига, ни нить повествования. Для затравки Гайбраша поселяют на острове Флотсэм, окруженном дикими ветрами неизвестного происхождения. Там же застряли с десяток других насильно «придутых» персонажей. Ни губернаторши, ни корабля, да вдобавок после стычки с ЛеЧаком левая рука позеленела и зажила собственной жизнью — она перманентно дубасит хозяина! Ряд приемов определенно заимствован у руки Эша из «Зловещих мертвецов».

Впрочем, не столь важно, кто, что и откуда заимствовал. Чем хорош персонаж Гайбраша — у него нет истории. Конечно, на примере трипвудовских подвигов при желании можно защитить диссертацию. Однако истории как таковой почти не существует. «Я хочу стать пиратом», — заявил флибустьер в первой части, и этой легендарной фразой его бытие исчерпывается. У настоящего пирата должна быть возлюбленная и кровный враг. С ними-то мы и бороздим морские просторы. Безусловно, Launch of the Screaming Narwhal не ограничивается побегом с Флотсэма. Вскоре из-за кулис выплывет расфуфыренный тип, промышляющий незаконными операциями и позарившийся на нашу обезумевшую конечность. Вот с типом, с розой ветров и прочими мелкими бедами и нужно будет разобраться за отведенные 4-5 часов.

Резиновая курица

Но главное в Monkey Island — фирменный юмор. После LeChuck's Revenge он редко заглядывал на огонек, чаще уступая место скабрезным шуточкам, кислым one-liners и неким осовремененным отсылкам, нарушавшим безмятежную картину XVII века. В Tales юмор встал на путь исправления. Попугаи-скелеты, взятие неприятельского судна на абордаж и поиски фарфорового (брр) клада с помощью детской карты сокровищ отлично вписываются в рамки мира. Куколки-ниндзя и спятивший ученый с обезьянкой, кайфующей от электрических разрядов, — не особо. Зато сколько восторгов вызывают многочисленные отсылки к прародителю! Помянут и смертоносных пуделей, и трехголовую обезьяну, и культовый Chuck the Plant, и любимца детей — черепушку Мюррея… Отсылки в изобилии раскиданы по угодьям — знай узнавай. Воистину фанаты своего дела.

То, что большинство старых знакомых упоминают лишь в диалогах, — несомненно, хороший тон. Ничего не стоило забить стартовый эпизод привычными рожицами и вытягивать серию на заезженных типажах. Но кроме главной троицы и Вуду-леди мы никого не встретим, хотя по ходу припомнят и Стэна («…ее всучил мне человек, активно размахивавший руками»), и Уолли, чью позу невольно принимает Гайбраш. Анимация вообще крайне охотно участвует в поднятии настроения. И без того похорошевший движок с легкостью крутит нашим героем — тот постоянно корчит рожи, прыгает, кривляется и словно отвлекает внимание от неудобного управления. От Wallace & Gromit его отличает возможность комбинировать предметы (наконец-то!) и альтернатива бегу с клавиатуры — «мышиные бега», с первых же секунд преданные мною анафеме.

Дерешься как корова

Чарующая обстановка с покосившимися башенками, корабликами и тотемами прекрасно подхватывает дух сериала, и никуда с Флотсэма уплывать не хочется. Жаль, населяют остров сплошь дылды с бочонками, такие обычные серые прохожие. А ведь когда-то каждый встречный прикладывал меткими фразеологизмами, точно прикладом. К счастью, облака-завитушки, нависшие над землей, не скрыли от нас прочие радости. Launch of the Screaming Narwhal не только заставляет улыбнуться — она заставляет задуматься.

Это уже вторая игра от Telltale, которую не стыдно назвать адвенчурой. Загадки распадаются на загвоздки помельче, вынуждают плутать по джунглям, действовать в ограниченных условиях, собирать по кусочкам каменных идолов и искать применение бесполезной U-Tube (ага, трубка в форме U), чтобы затем срастись в крупную напасть на наши невинные головы. Очень по-манковски. И очень по-лукасовски. Студия не просто вернула бренд к жизни, а доказала, что ни одному из клонов последних лет десяти никогда не стать Monkey Island™.