- Главная/
- Игры/
- Хроники Тарр: Призраки звезд/
- Рецензия
На КРИ 2005 «Акелла» привезла груду проектов. Среди них была космическая RPG Enosta: Discovery Beyond от молодой краснодарской студии. На экране монитора одинокий истребитель неспешно лавировал между астероидами, отстреливая врагов, а пресс-менеджер рассказывал мне о необычной вселенной, пожираемой безликим Мраком. Люди, флотилии, целые планеты — все, чего коснулось незримое зло, превращается в нечто, чуждое разуму. «И когда же релиз?» — спросил я. «Должна к концу года».
Без лица
Минули лето и осень, но Enosta так и не вышла, будто ее тоже поглотила тьма. В Quazar Studio по-прежнему уверяют, что она просто заморожена и рано или поздно вернется в строй. Пока же на костях вырос симулятор, действие которого разворачивается в том самом мире.
Если в Enosta ощущалось влияние EVE Online, то «Хроники Тарр» — любовное письмо к Descent: Freespace длиной в девять глав. Беглого взгляда хватит, дабы понять, откуда растут ноги. До боли знакомая раскладка интерфейса, яркие краски, жирные Лучи Смерти, бодрый треп в эфире и… холодная, отстраненная подача сюжета.
Авторы обезличили персонажей, сделав героя немым и безымянным пилотом с позывным «Омега-4», а его спутников и начальство — сборищем «говорящих голов» с неряшливо записанной озвучкой. Пресная, деловитая речь, пересыпанная канцеляритом, повторами однокоренных слов, англицизмами вроде «рикон» и «Фронтир», некрасивыми причастными оборотами и ляпами («экскортировать» — стыд и срам!), рвет атмосферу в клочки. (Субтитры, пораженные вирусом «тся/ться», пунктуационными ошибками и перлами типа «регоцентровки» — совсем грустная повесть.) Слишком мало эмоций. Дребезжащий голос чтеца из стильных черно-белых заставок, готового «включить» слезы в любую секунду, словно отдувается за весь экипаж.
Досадно, ибо драма получилась бы знатной, будь у сценаристов Quazar писательский дар, а у «Акеллы» — бюджет и желание. «Хроники» — это история приключений крейсера «Талестра», волей судьбы заброшенного в удаленный рукав галактики. Оторванная от основных сил, команда начинает долгий путь домой через системы, захваченные тварями Мрака — Дэ'Хэттами. Одиночество, страх и слабая надежда на лучший исход, скрытые за неугомонной болтовней наших соратников, всплывают только в личном дневнике «Омеги-4», который становится суше и скучнее с каждым боевым вылетом.
Дурной сон
Бледнеют со временем и миссии. Чем ближе к развязке, тем чаще на игрока вываливают орды штурмовиков, бомбардировщиков, турелей и авианосцев, возникающих прямо перед носом. Крушить всех, всех, всех! Ремонтная бригада вытаскивает из пыльного чулана убойные образцы «птичек» и оружия, оправдывая «находки» нелепицей про то, какой, мол, большой у нас флагман. Кстати, кто решил, что ракетницы требуют для размещения на пилонах энергию вместо массы? Баланс — важная штука, однако такая условность выглядит глупо.
Колонки стонут от надоедливых воплей напарников (сколько раз надо выслушать «Веду дистанционный огонь, не вмешиваться!», чтобы сойти с ума?), диспетчерская заливает в уши раскаленный поток сугубых терминов и пустопорожних бесед, напрочь отбивая интерес. Что происходит, зачем, когда? Почему «при попытке сделать ряд структурных слепков были уничтожены дальние модели фиксации»? Солнечный ветер уносит кусочки мозаики, их уже не соединить.
На этом фоне технические беды — сущие мелочи. Скриптовые ролики не промотать, так что в случае гибели их придется смотреть заново. Регулятор громкости не различает музыку, речь и эффекты, предлагая вылавливать полезные фразы из шума и звуков стрельбы, не смолкающих и по окончании битвы. Поддержки джойстиков нет. Хрупкие триггеры дают сбой, если «Омега-4» проявил самодеятельность и расстрелял неприятельское звено вперед генератора. Стрейф отсутствует, как и кнопка «навести прицел на моего обидчика». Нам часто позволяют взять в бой несколько видов ракет и пушек, но залповый огонь, привычный в Freespace, — несбыточная мечта. Движок порой безжалостно «тормозит», проигрывая Darkstar One в численности объектов, четкости текстур и масштабе карт.
Единственная дозревшая задумка в «Хрониках» — мастерская, где игрок разбирает ненужные лазеры, корпуса, броню, щиты и прочее барахло на детали (не более трех вещей за миссию). Здешний Левша создает из сырья запрещенные устройства, которые улучшают разные характеристики судна, от усиленного урона до быстрого авторемонта обшивки. Умело выбрав бонусы в конструкторе чудо-побрякушек, вы сможете выкроить пару лишних тонн под свежий реактор. Самый выгодный вариант — потихоньку копить ценные материалы на по-настоящему хороший предмет. Ведь ячеек под спецоборудование — две, затраченные ресурсы не вернуть, а «расценки» больно кусают за пальцы…
Miniature disaster, minor catastrophe
Дежурная мольба «Не плюйте в дебютантов!» сегодня не трогает сердце. До «Тарра» вышло немало космосимов, чтобы начинающая студия могла уяснить, какие мысли стоит брать на заметку или, напротив, обходить за три километра. Ее проект, увы, не раскрывает и десятую долю своего потенциала.
Внимание, спойлер! Нажмите здесь, чтобы увидеть скрытый текст.В финале «Талестра» врезается в огромный артефакт, стирая события последних полутора лет вместе с проклятым сектором космоса. Итог: команда жива, здорова и счастлива, но ни черта не помнит. Жаль, нельзя сделать так с самой игрой и начать все с нуля.