Светлая тема

Рецензия на игру Tom Clancy's EndWar

За студией Ubisoft Shanghai прочно закрепилась дурная слава ремесленников, неряшливо штампующих заказы французских хозяев. После анонса Tom Clancy's EndWar мало кто сомневался, что китайцы вновь не прыгнут выше головы. Глупо ждать прорыва от фирмы, испортившей половину серии Tom Clancy's Splinter Cell.

Разговорчики в строю

Главными платформами для EndWar были Xbox 360 и PlayStation 3, а не PC. RTS, перенесенные на консоли «в лоб», часто оказываются неуклюжими, гонять толпы солдат и обустраивать форпост с геймпада слишком неудобно. Впрочем, авторы заверяли, что от всех бед избавит голосовое управление.

Нажимать кнопки тут необязательно: войскам и ключевым точкам присвоены номера и условные обозначения, и едва вы произнесете «Unit 1 — attack — Hostile 2» и «Unit 2 — plus — Unit 4 — move to — Bravo», подчиненные ринутся выполнять приказ. Немногие рискнут напугать домочадцев беседами с компьютером, хотя такой системе не откажешь в оригинальности. К тому же ее реализация на удивление хороша. Если у вас есть минимальные познания в английском и нормальный микрофон, EndWar «понимает» речь почти без запинок (вот-вот выйдет патч, который добавит поддержку русского языка).

Конечно, необычный метод командования — не панацея. Для достойного результата надо полностью поменять принципы игры. Например, создать симулятор офицера, написав для подопечных толковый искусственный интеллект, чтобы в их действия приходилось вмешиваться только в ответственные моменты. Но Ubisoft вряд ли задумывалась о подобных экспериментах. Взяв за основу типичную RTS без развития базы, она сделала ее еще примитивнее и медлительнее. Суть заданий сводится к вялому захвату «чекпойнтов» 7-8 отрядами, причем стайки юнитов поливают друг друга разноцветными лучами смерти по 30-40 секунд, не двигаясь с места.

Unreal Engine 3 еле тянет крупные карты. Возможно, именно из-за технических проблем ограничено перемещение камеры. Виртуальный оператор сидит на коротком поводке и не может отлететь от выбранного подразделения. Разработчики предлагают использовать вид сверху, для которого нужна штабная машина. Конечно, в этом случае вашему взору не откроются горящий Париж, знакомые по Fallout 3 руины Вашингтона и опаленный снег под светом северного сияния.

Арсенал стратегов 2020 года скуден. По-настоящему впечатляющих образцов нет, сплошные банальности типа гусеничных роботов с пулеметами и орбитальных лазеров. Пехота удалась гораздо лучше. Любуясь подробной анимацией бойцов, осторожно высаживающихся из броневиков или лихо штурмующих бункеры, задаешься вопросом — не стоило ли забыть о скучных танках и посвятить всю EndWar спецназовским миссиям?

Камни и палки

Вероятно, упрощения были неизбежны, иначе погибла бы разрекламированная концепция распознавания речи. Игрок, тщательно проговаривающий указания, не угнался бы за динамичным геймплеем. Однако цена этой диковинки невелика, потому что управление мышью и стиками никто не отменял. Большинство людей покричат с часок в микрофон и вернутся к привычному варианту.

Вызвать какой-то интерес могла бы увлекательная одиночная кампания. До недавнего времени авторы произведений под маркой «от Тома Клэнси» не лезли в расплывчатое «близкое будущее». Добавляя горстку глобальных заговоров и шпионских интриг, они превращали телевизионную картинку в подмостки для остросюжетных технотриллеров, ценимых, несмотря на бредовые нотки, за отношение к деталям и «правдоподобность».

В EndWar все совсем по-другому. Сценаристы зачем-то нырнули в тему «футуристический пессимизм для самых маленьких». После того, как в 2016-м ближневосточные экспортеры «черного золота» сгорели в пламени локального ядерного конфликта, потенциальные участники Третьей мировой наконец-то защитились «зонтиками» ПРО. Баллистические ракеты стали бесполезны. Правители России, лишенные «оружия возмездия», решили, что Запад рано или поздно отберет у них источник богатства, и нанесли удар первыми. Под видом терактов они атаковали космодром на мысе Канаверал, нефтеперерабатывающий завод в Европе и т. п. США поддались на нелепые провокации и объявили войну державам Старого Света, а русские под шумок отправили армию в Польшу… В общем, даже предыстория Frontlines: Fuel of War не так убога.

Высосанный из пальца сюжет подан без тени иронии. Красивые вступительные ролики убегают вдаль, оставляя нас наедине с унылыми брифингами. За лепетом начальников и «диафильмами» скрывается набор отдельных сражений без внятного повествования.

Прогнившей механике не помогли и сетевые схватки, хотя в Ubisoft Shanghai придумали для них любопытную обертку. Оживить мультиплеер должна была стратегическая надстройка: игроки «прокачивают» свои батальоны и меняют очертания границ на глобусе. Увы, за три недели в рейтинге набралось статистики меньше чем о 800-х участниках. Лишь пара десятков одержали две и более побед, около 500 — продули один матч и в ужасе сбежали.

* * *

Низкая популярность EndWar на PC закономерна — поклонники RTS замерли в предвкушении World in Conflict: Soviet Assault. Да и владельцам консолей лучше не обращать внимания на эту поделку. На ее фоне Red Alert 3 кажется удобной, глубокой и дико веселой.