Весенняя депрессия взяла свое, поэтому начну с грустного известия. В Ubisoft нас не любят. После того как годы ожидания вылились в жутковатую Rainbow Six: Lockdown и заживо погребенную Ghost Recon 2 («потому что не надо» — более внятного объяснения не было), я уже не надеялся получить от предприимчивых французов что-то доброе и светлое.
Реальность не смогла уместиться в скупую черно-белую палитру. В целом Advanced Warfighter — неплохая игра, и ярких моментов, ублажающих поклонников военных шутеров, в ней немало. Но откуда же такое количество несуразиц, недоделок и глупостей?
Скриншоты178
Проще и веселее
Подобно любимой фермерами субстанции, доказательства вольготно плавают на поверхности. Мехико — один из самых огромных мегаполисов на Земле. «Большая советская энциклопедия» с гордостью за братский народ говорит о семи миллионах налогоплательщиков, но город пуст. Либо мачо под ручку с мамаситами эмигрировали в Штаты, либо технологические «понты» опять оказались впереди здравого смысла.
Уверен, многие читатели недоумевают. Поясняю. В Мехико четверку «призраков» занесло не случайно. Встречу глав США, Канады и Мексики в столице прервал внезапно начавшийся путч. Вся власть теперь в руках хунты под предводительством зловещего генерала, президенты исчезли, по улицам бродят отряды наемников… Как учит современная история, «контртеррористическая операция» — крайне расплывчатое понятие. Пройдет пара часов, и на горизонте появятся тяжелые танки и реактивные истребители. Следить за политической интригой (необходимые сведения, включая выпуски новостей, транслируются на крошечный экранчик в углу монитора) все труднее, директивы командования приобретают откровенно захватнический характер, а я снова безуспешно пытаюсь сообразить, за какие заслуги игровая индустрия так беззаветно предана Тому Клэнси (Tom Clancy).
Взрыв посольства переполнил чашу. Элегантности Rainbow Six тут нет, Advanced Warfighter ближе ура-патриотизм в духе Delta Force. Вояки лихо спасают попавшего в окружение «випа», подрывают неприступные бункеры, вызволяют из плена инфантильных танкистов, сбивают боевой вертолет из пулемета (неизменный элемент каждой второй «стрелялки»), устраивают коварные засады… А когда «старшие командиры» попросили разведать уже известные позиции вражеской артиллерии, чтобы навести на них шныряющие в поднебесье истребители, я почувствовал, что помаленьку схожу с ума. Мы подходим к заранее помеченной на карте САУ, нажимаем кнопку, и с неба сыплются ракеты. Почему же авиация не могла управиться без нас? Если имелось в виду лазерное наведение, то где специальная «указка» (вроде той, что была в Conflict: Desert Storm 2)? Ну, допустим, техника встроена в шлем, но тогда хотелось бы видеть расстояние до цели и прочие параметры… Сплошные натяжки.
Натыкаться на столь досадные недоразумения в проекте, который загодя называли сверхреалистичным военным симулятором, очень обидно (в Full Spectrum Warrior и Close Combat: First to Fight и то больше правды). Суть миссий почти всегда сводится к передвижению между двумя «флажками» и размеренному уничтожению всего, что посмело высунуть нос из норы. Мирных жителей нет, «свои» выделены голубыми ромбиками. Видишь силуэт — стреляй, не прогадаешь.
Командное меню скудновато. «Беги туда-то», «атакуй того-то»… Готов поспорить, что большинству пригодится лишь лаконичное «за мной», а прирожденным стратегам — еще и удобная масштабируемая карта. В теории она позволяет координировать действия подчиненных и крутить безумные тактические кренделя, хотя вообще изыски ни к чему. Куда эффективнее бегать толпой или, наоборот, заниматься «сольными выступлениями». Союзники не особо талантливы, но способны при необходимости прикрыть огнем («вселяться» в их тела, как в оригинальной Ghost Recon, увы, нельзя).
Время от времени под наше начало попадают артиллерийские расчеты, смертоносные «Апачи» или танки. Ткнул прицелом во врага, выбрал незаменимое «attack» — и полетели клочки по закоулочкам. Шастающий в облаках бочонок-разведчик отмечает расположение юнитов противника, дополнительно облегчая процесс обуздания распоясавшихся революционеров. Подбить его — все равно что слопать порцию бурито, но хмурые головорезы не смотрят вверх, кровью расплачиваясь за отсутствие романтической жилки.
Уровни выглядят шикарно. Холодные краски, обилие мелких деталей, четкие текстуры, высокополигональные модели и… драконовские системные требования. Желаете выжать из игры максимум? Приготовьте видеокарту с 512 мегабайтами. Успевший стать притчей во языцех конфликт HDR и FSAA не обошел стороной и Advanced Warfighter. Неотключаемые «лесенки» быстро сбивают спесь с обладателей дорогущих 7900GTX.
Зато какая здесь физика! Дорожные знаки с грохотом падают на асфальт, у припаркованных авто отлетают прошитые очередями двери, заборы рассыпаются в щепки… Удачный выстрел из противотанковой установки вызывает фонтан эмоций. Трах-бах! Башня в одном углу, колеса — парой кварталов севернее. Причем трупы и покореженные остовы взорванной техники не исчезают, являя собой молчаливый памятник нашему мастерству. И геймплею они не мешают. Если Battlefield 2142 будет менее зрелищной, не видать ей медали.
Основная претензия к движку — недостаточная оптимизация. Нормального меню настроек вы тоже не найдете. Неведомые силы заставили разработчиков запрятать «конфеты» в хитрый xml-файл, предоставив игрокам возможность самостоятельно отыскать панацею от тормозов. Что самое удивительное — она существует1! Жаль, в офисе Ubisoft об этом не подозревают.
А широко разрекламированная поддержка PhysX обернулась мыльным пузырем. По словам очевидцев, с ускорителем игра работает медленнее, чем без него. Хорошая реклама ребятам из AGEIA.
С пулеметом наперевес
Арсенальные разносолы остались в Raven Shield. В мире Advanced Warfighter царит строжайшая экономия. Все образцы только что с полевых испытаний, но до чего же их мало! Моей единственной отрадой стала М8 (в Lockdown была смахивающая на сверло укороченная модель) — американская чудо-винтовка, которая в ближайшем будущем сменит М16. Для любителей экзотики (и тех, кто следит за развитием мирового ВПК) — стильный «буллпап» MR-C. Штурмовая винтовка Scar, доступная в двух версиях, смотрится скромнее и традиционнее; в первые минуты я подумал, что скряга оружейник сунул мне знакомую по куче других игр G36.
Впрочем, это штучки для девочек. Ультрамодный пулемет МК48 — вот выбор настоящих мужчин. Коробка на две сотни патронов (при желании в лагере можно взять «добавочный» боезапас), фантастическая скорострельность, вечно холодный ствол и… минимальная отдача из положения стоя. Да-да. Если создатели EuroCops умудрились превратить могучего монстра в «снайперку», то специалисты GRIN не пошли мудреной тропинкой Red Orchestra и ограничились рассеиванием. Scar H или M8 лягаются гораздо круче.
Ну а заядлых «кемперов» одарили дальнобойной М99 с солидной оптикой. И ручной перезарядкой после каждого выстрела. Некоторые называют подобный подход «хардкором», а я до сих пор с дрожью вспоминаю родственный экземпляр из Battlefield 2. Кстати, жертвами портирования пали и дымовые гранаты.
Дабы не пугать игроков заумными графиками и цифрами (а заодно избежать падения лицом в грязь, ведь информация секретная), авторы баллистической модели выдали проверенный комплект параметров: точность, стабильность, убойная сила и вес. Пробиваемые стены пришлись к месту, а вот убить кого-либо сквозь дверь нельзя, поскольку небоскребы тщательно заперты. Отсутствие «close quarters combat» (несколько лестниц и ангаров не в счет) нанесло мощнейший удар по атмосфере. Даже в Athena Sword уличные стычки были на порядок интереснее. Оборона домов, перебегающие от окна к окну снайперы-невидимки, террористы, маскирующиеся под «гражданских»… Видать, у Xbox 360 не хватило ресурсов на неотъемлемые элементы войны XXI века.
Прочие мелочи, вроде точек сохранения (никаких фокусов с «quicksave») и оживающих между миссиями напарников, окончательно добивают зрителя. Безликие персонажи давно стали характерным атрибутом «шутеров от Тома Клэнси». Десантнику из Doom 3 я сопереживал сильнее, чем капитану Митчеллу и затюканным президентам. Соратники, с которыми угрюмый вояка за всю игру не перекинулся и парой фраз, действительно похожи на призраков, а не на живых людей.
Продолжительная кампания закончилась, и вы решили взглянуть на многопользовательский режим? Зря. Там все очень скромно: стандартный «кооператив», где гибель лидера группы ведет к обязательному рестарту, и неспешная вариация на тему Battlefield 2. Негусто.
Двинутый шутер
Симпатичный шутер, который мог бы быть лучше, если бы кое-кто учел особенности нынешнего PC. Когда игрокам приходится вручную ковыряться в файле настроек, разгадывая заковыристые ребусы, — это позор для издателя и открытое неуважение к потребителям. Да, приемлемое сочетание «скорость/качество» оставляет позади убогую Lockdown и немного успокаивает. Однако неудержимое стремление разработчиков угодить «и нашим, и вашим» (в итоге «наши» считают AW примитивной, а «ваших» закономерно раздражает смерть от одного попадания) ощутимо повредило игре. Ветеранам виртуальных спецподразделений в ней делать нечего.
1Если в вашем компьютере установлено 1,5 гигабайта (или больше) памяти, и вас не устраивает скорость Advanced Warfighter, откройте файл …\data\settings\renderer_settings.xml, найдите параметры, включающие в себя связку «texture_managed» (например, <variable name=«texture_managed_backdrop» value=«false»/>), и везде поменяйте значение с «false» на «true» (пример: <variable name=«texture_managed_backdrop» value=«true»/>). Теперь игра будет заранее загружать все текстуры в «оперативку», что повысит производительность в полтора-два раза.