Террористы, пыльные улочки, «призраки» в стильных разгрузочных жилетах, потрясающе сочные звуки выстрелов — полный комплект, лишь акценты расставлены по-новому. Вряд ли кто-нибудь назовет Advanced Warfighter 2 «симулятором спецназа». Военно-патриотический шутер с очевидными достоинствами и, увы, столь же предсказуемыми недостатками — вот верное определение.
Спецназ с человеческим лицом
Вы помните сюжет оригинала? А подоплеку идеологически близкой Rainbow Six: Vegas?.. В Advanced Warfighter 2 все иначе. Банальная история о том, как злобные латиноамериканские наемники раздобыли себе ядерную боеголовку (по версии сценариста, ОМП приторговывают украинские товарищи), сбита на редкость крепко. В процессе защиты демократии меня ни разу не посетила мысль из разряда «что я тут забыл?», хотя раньше это случалось с пугающей регулярностью.
Скриншоты100
GRAW 2 вообще не признает слова «раньше». Чудесное спасение президента США, похищенного загадочными мексиканскими «революционерами», и ликвидация хунты не отразились на геополитическом раскладе в регионе. Вопреки нашим усилиям, в Мексике разгорелась гражданская война, и Пентагон счел, что Скотту Митчеллу необходимо вернуться на передовую. Согласие от формальных властей впавшей в анархию страны получено, чего ждать? Проникнуть в тыл противника и уничтожить артиллерийские установки, эвакуировать журналиста, уберечь от неминуемой гибели пять миллионов налогоплательщиков — на свете полно важных дел, которые не по плечу рядовым рейнджерам.
Социальная катастрофа логично повлияла на игру. Мирные жители, прыгающие перед носом на манер Black Hawk Down, здесь не появились, но сам город изменился. Полуразрушенные дома, груды строительного мусора на дорогах, мрачные противотанковые ежи — за каждый метр шла жестокая битва.
Иногда нас пытаются поразить наличием нескольких стартовых точек. Забавно, что GRIN искренне гордится такой ерундой, ведь подобные фокусы есть даже в убогой FBI Hostage Rescue, не говоря о Raven Shield или SWAT 4. Разделение очень грубое: из безопасной вертушки можно вылезти «с краю» или поближе к «горячей» зоне (тогда стрельба начнется сразу). С учетом того, что до премьеры Medal of Honor Airborne осталось меньше двух месяцев, совсем не впечатляет.
Настоящей нелинейности тут не найти. Идем по протоптанной тропинке, спотыкаемся о триггеры и не хнычем. Чтобы вычислить скопления неприятеля, не нужно быть Нострадамусом — обычно их встречаешь возле «чекпойнтов». Масштабных баталий нет, максимум — 6-7 союзников, полтора десятка негодяев и неповоротливый танк. Попав в заварушку, ощущаешь неподдельный азарт. Advanced Warfighter 2 — не война, а оживший боевик про Рэмбо и «плохих парней».
Готов спорить, что голливудский пафос понравится не всем. «Сеньор, вы спасли нам жизнь, скажите, как вас зовут?» — «У меня нет имени, я призрак». — «Что ж, спасибо вам, сеньор призрак»… Актеры честно отработали свой хлеб. Нарочито киношный диалог Митчелла и лидера усатых «кабальерос» звучит на удивление натурально. Из напарников, наоборот, лишнего слова не выжмешь. Они с удовольствием прокомментируют удачный выстрел (подхалимы!), но едва ли захотят пошутить или дать совет. Спецназовцы из SWAT 4 — вот с кого стоит брать пример.
Зато управление удобно. Пара щелчков — и подчиненный бежит исполнять священную волю командира. Крошечное окошко в углу, схематично дублирующее вид из глаз, можно развернуть во весь экран. Бросать солдат на произвол AI нежелательно. Элементарный приказ «за мной!» сеет панику в рядах военной элиты. Рассчитываете, что бравые воины будут тенью красться по пятам, прикрывая тылы? Ха! Все, на что их хватает — трусить в ста метрах позади, врезаясь в пальмы и жалуясь на чересчур метких врагов. Режимы «assault» (быстро и шумно) и «recon» (медленно и тихо) помогают уменьшить потери нервных клеток. Правда, бойцы не понимают, куда смотреть, не обучены кидать гранаты, пренебрегают выгодными позициями, отказываются ложиться на грязную землю…
Привыкнув к всепоглощающему инфантилизму, замечаешь приятные детали. Летающий разведбочонок дают редко, и это правильно. Когда цели заранее отмечены, «зачистка» территории становится не сложнее похода в тир. Возможность пострелять из архаичного станкового пулемета или обрушить на прохожих заряды миномета поднимает настроение. Переключившись на картинку со спутника, обнаруживаешь не сухонький клон Conflict: Global Storm, а полноценную тактическую игру. Жаль, народу маловато. Из четверки головорезов (плюс юниты поддержки) много каши не наваришь.
Старая-старая сказка…
Между тем, бестолковый AI и ущербная система зональных повреждений закапывают GRAW 2 в мексиканскую почву. В узких коридорах бункера или гидроэлектростанции царит форменное фрик-шоу: недруги разбивают лагерь перед дверными проемами, машут винтовками, ругаются и тупо прут под пули.
Баллистическая модель дарит двойственные ощущения. При автоматическом режиме ствол трясет нещадно, но если бить короткими очередями, то все слишком легко. Навел точку прицела, спустил курок — зовите следующего. Проблемы возникают, когда злодеи вылезают «откуда ни возьмись» или набрасываются скопом. Кое-что вообще было без объяснений принесено на алтарь геймплея. Не раз я пытался сбить скриптовый вертолет с подкреплениями. Стрелял сам, науськивал снайпера с ZEUS — куда там! Машина получала ракету под хвост, высаживала десант и под гром аплодисментов улетала восвояси. Техническая начинка тоже неидеальна. Пообещав сделать сохранение в любом месте, разработчики слукавили, ибо «quicksave» работает лишь в минуты затишья.
Приходится искать забвение в графических красотах. Чтобы выжать из движка максимум, потребуется видеокарта не слабее GeForce 8800, иначе не видать вам текстур высокой четкости. Счастливые обладатели PhysX смогут вкусить детсадовской разрушаемости (привет Battlefield: Bad Company) и побродить по AGEIA Island, где дует всамделишный ветер, а домики, познакомившись с зарядом из подствольника, разлетаются на аккуратные дощечки. Те, кто так и не решился выложить $300 за сомнительную железку (Advanced Warfighter 2 — чуть ли не единственный шутер, реально использующий ускоритель), будут довольствоваться заборами, разваливающимися по строго утвержденной схеме, и кантовать давно надоевшие бочки.
Одолев десять одиночных миссий, можно выглянуть и на просторы Интернета. С прошлого года многое изменилось. Выделенные серверы, увесистая пачка карт, интересные классы и звания… Несимметричный режим «recon vs. assault» (помимо него доступны стандартные «team deathmatch», «king of the hill» и «cooperative») заслужил одобрение. «Призраки» должны взорвать три установки ПВО, «повстанцы» — защитить их. Атакующая сторона лучше вооружена и умеет помечать врагов, что в дальнейшем позволяет спутнику следить за их перемещениями, передавая информацию на GUI. Однако спецназовцев мало, и потому возрождаются они только после уничтожения объекта (в отличие от регулярно принимающих подкрепление туземцев). Отбили волну нападающих — вставайте в очередь за наградой. За каждое полезное для коллектива действие начисляются очки, причем убивать кого-то необязательно. Боевые успехи переходят в звездочки на погонах. Больше звездочек — круче пушка. В конце матча статистику сбрасывают (чай, не Battlefield), но дойти до верхней ступеньки не так трудно, как я полагал.
Пиррова победа
Творение Ubisoft и GRIN нельзя воспринимать однобоко. Если меня спросят, хорошая ли это игра, я предпочту промолчать. Устав от припадков AI, ее начинаешь тихо ненавидеть, а спустя полчаса отвращение сменяется искренним восторгом. Графика, звук, насыщенные адреналином перестрелки, сетевые побоища — чем не поводы для гордости? Оглянитесь вокруг: Rainbow Six превратилась в консольную аркаду, Delta Force скончалась, Armed Assault даже с горой патчей напоминает конструктор «Сделай сам», Operation Flashpoint 2 и Battlefield: Bad Company еще ждать и ждать… А значит — плюемся и играем. Играем и снова плюемся. Без вариантов.