Светлая тема

Рецензия на игру Tom Clancy's H.A.W.X.

Румынское отделение Ubisoft еще несколько лет назад доказало, что знает толк в самолетах — у обеих Blazing Angels до сих пор нет конкурентов. Пока же любители жанра вообще и винтовых машин в частности ждут Heroes over Europe, Ubisoft Bucharest перешла к более редкой теме для РС-аркад — современной авиации.

Война нового поколения

В ближайшем альтернативном будущем для нее найдется уйма работы — участие в локальных конфликтах военных корпораций-наемников станет обычным делом. С трудоустройством у опытных летчиков полный порядок, однако в элитные части вроде H.A.W.X. попадают лишь избранные.

Такой нехитрой основы с легким сюжетным поворотом достаточно, чтобы 19 боевых вылетов не показались затянутыми. Взлеты и посадки здесь отменены, сценарии короткие, локации небольшие (вообще-то территории, судя по режиму «Free flight», огромны). Но в рамках одной миссии целей всегда несколько, и для удобства они разделены «чекпойнтами» на манер Heroes of the Pacific. Выбранное разработчиками направление сказалось на заданиях: не считая разового бомбометания, мы то сопровождаем бомбардировщики, то поддерживаем сухопутные войска, то уничтожаем десант или целый флот, постоянно охаживая врагов порциями ракет. Впрочем, все это хорошо перемешано и до вскриков «достало, сколько можно!» не доходит, хотя нестандартные идеи, наподобие фотосъемки или разгрома завода по производству тяжелой воды в Blazing Angels, были бы очень удачной добавкой.

Зато у H.A.W.X. есть незаурядное достоинство — польза от повторных прохождений. Выполняя приказы и расстреливая технику противника, игрок зарабатывает «экспу», открывающую доступ к новым моделям и вооружению для них. Су-47, к примеру, спрятан на последнем, 40 уровне, а за кампанию на нормальной сложности их набираешь всего-то около 20. Немало очков приносят многочисленные «достижения», расписанные аж на 8 страницах. Побороться за полсотни самолетов (между прочим, каждый со своим кокпитом, где действительно работают приборы и можно покрутить головой; впечатления — как после Test Drive Unlimited) стоит, поскольку в сетевых схватках дают полетать лишь на том, что получено в «сингле». Разумеется, если вы сторонник честных методов.

Властелины неба

На первый взгляд, внешне игра уступает той же HotP или Blazing Angels. Деталей там больше, а скорости — меньше, так что подмечаешь все-все: и заснеженную церковь в маленьком французском городке, и покосившиеся пальмы на берегу, и ожесточенную «массовочную» битву истребителей. Ничего подобного в H.A.W.X. нет, но она красива особенной, величественной красотой, которую впитываешь в себя, когда с головокружительной высоты смотришь на солнечный Рио-де-Жанейро, проносишься в густых облаках над скалами Аппалачей или пикируешь на чикагские небоскребы. Лужицы-озера, дороги-ленточки, темно-зеленые лесные пятна с россыпями «настоящих» деревьев… На должном расстоянии «спутниковые» виды превосходны, однако вблизи лучше не присматриваться — размытая поверхность напоминает карты Google в формате «Ландшафт» с максимальным увеличением, а здания выглядят на ней как фишки на картонном игровом поле.

Праздно глазеть на «фотообои», к счастью, приходится редко — обычно волны неприятельской техники исправно отвлекают внимание, порой успевая надоесть. В ярости и напряженности боям не откажешь, только жаль, что герой выведен в образе этакого непобедимого аса. У его машины солидный боезапас, «здоровье» как у слона (хотя на «Elite» ракет на борту гораздо меньше, и сбить могут в мгновение ока), да еще и компьютерная система, подсмотренная у реальных боевых самолетов, которая предупреждает об опасности, предохраняет от ошибок в пилотировании, помогает по специальному «коридору» выходить на особо сложные цели и т. д. При этом в H.A.W.X. остро не хватает ощущения масштабной заварушки. Кроме нас и пары подчиненных, понимающих установки «атакуй!» и «защищай меня!», больше никто толком не воюет. В небе зачастую слишком просторно, на земле — слишком ненатурально: никаких разрушений, воронок, останков бронетехники. Многовато условностей даже для аркады.

К сожалению, игровые неувязки — ерунда. Крепкие палки в шасси ставят программные и графические недоработки. В список на официальном форуме внесены проблемы с DX10 и голосовыми командами, отсутствие вида из кабины на видеокартах от ATI и невозможность пропатчить Steam-версию, а уж в мультиплеере — букет «багов», от безжизненного онлайнового «кооператива» до стабильных вылетов в систему при поиске лобби.

Из-за того, что немногие готовы терпеть такое отношение, найти соперников трудно, но все же в Интернете H.A.W.X. увлекает куда сильнее. Вдобавок там тоже «капает» опыт. Драки 4-на-4 получаются очень жаркими (конечно, если команда не останется в меньшинстве — зайти в уже начатую партию нельзя), сразу ясно, кто на что способен. Есть и свои хитрости: набивая «фраги», игроки копят очки на покупку командного бонуса вроде отключения ракет у противников, апгрейда пушки, ограничения максимальной высоты полета и проч. Настоящие асы именно в сетевых боях демонстрируют мастерское обращение с режимом «Assistance off». Камера в нем принимает свободное положение, а самолет легко выполняет фигуры пилотажа, уходит от ракет без всяких ловушек и даже валится в штопор (что, впрочем, не так уж и страшно). С компьютерными летчиками финты ни к чему.

Резюме

Несмотря на неуверенный старт и затянувшуюся работу над ошибками, H.A.W.X. достойна места рядом с признанными «леталками», от древних F-29 и F-22 до новейших Blazing Angels.