«Компании Vicarious Visions и Vatical Entertainment, создатели и продюсеры таких суперхитов, как порты Vigilante 8: Second Offense и Zebco Fishing для GameBoy Color, представляют свою дебютную игру для Windows, MacOS и Linux одновременно! Full 3D, real-time space combat sim с реалистичной физикой, захватывающим сюжетом, полноэкранным видео, «живым» миром, элементами RPG и моделью рыночной экономики! Все это работает на движке, поддерживающем Glide, OpenGL и Direct3D! Настоящая веха в развитии индустрии! Вы точно не останетесь равнодушным!..»
Кадеты, смирррна! Вольно. Садитесь. На сегодняшнем занятии мы приступим к освоению нового тренажера, который поможет вам получить летные навыки, необходимые для успешного окончания нашей летной академии. Я надеюсь, все уже успели пролистать буклеты, лежащие на столах? Хорошо. Тогда запомните: в Terminus поведение космических объектов в полете гораздо достовернее, нежели в этих расфуфыренных гражданских погремушках типа StarLancer или Tachyon. Игра от Vicarious Visions всецело опирается на законы Ньютона со всеми вытекающими отсюда последствиями, вам это ясно, кадет Корецки? Вижу, что не ясно... придется объяснять.
В космическом пространстве воздействие сил на объекты кардинально отличается от того, как это происходит на Земле. К примеру, истребитель, летящий в космосе, невероятно инерционен, и, чтобы заставить его вести себя, «как в воздухе», вам потребуется использовать специальные тяговые двигатели. Впрочем, по умолчанию они всегда включены, что избавляет от многих проблем. Зато резких разгонов и торможений вам не видать как своих ушей, и придется думать заранее, чтобы не столкнуться при стыковке с собственной базой. Конечно же, слабые духом кадеты всегда могут отказаться от подобной физической модели, включив «аркадный реализм», но, помните, Петренко, что такое поведение лично я не одобряю. Привыкайте к настоящему космосу, господа.
А теперь взгляните на слайды слева. Графика, один из важнейших компонентов космического симулятора, сделана весьма неплохо для низкобюджетного проекта, коим является Terminus. 1024х768х32-бита не заставляют движок давиться от натуги треугольниками, а текстуры на удивление четкие. К сожалению, разработчикам было отказано в доступе к чертежам реальных кораблей, и в качестве прототипов для дизайна им пришлось использовать утюги, электрочайники, бублики и станцию «Вавилон-5». По слухам, в скором времени ожидается появление масляного обогревателя DeLonghi и холодильника. Модели крупных космических объектов... э-э-э... конечно же, им далеко до сверкающих баз все того же Tachyon или X - Beyond The Frontier, но выглядят они ничего (если не обращать внимания на малое число полигонов, непропорциональность по отношению к истребителям и полное отсутствие сигнальных огней). Кадет Уилсон, прекратите смеяться! Лучше бы посмотрели на очень качественно и красиво сделанные взрывы! Увы, но и здесь пресловутый бюджет подставил ножку художникам, которые так и не смогли нарисовать более чем одну анимацию взрыва. В результате корабли разлетаются на стандартные горящие ошметки одинаковых размеров, оставляя после себя контейнеры с ценным (и не очень) грузом.
Образцы оружия, которым обвешаны наши кораблики, делятся на «шарикопукающее» и «звездочкостреляющее», и к своим названиям не имеют ровным счетом никакого отношения. Сами же «шарики» и «звездочки» могут быть раскрашены в разные цвета и вылетать с разным звуком, обычно «фьють» или «вжжж». Так, скажем, Rail Gun стреляет маленькими красно-оранжевыми кружочками, вяло летящими сквозь вакуум с неприятным уху жужжанием, а Particle Generator испускает яркие зеленые звездочки, постоянно подвывая. На фоне всего этого безобразия очень красиво и в какой-то степени романтично выглядят торпеды, оставляющие после себя при запуске яркий огненный хвост и клубы дыма... кхм. Я сказал «дыма»?! Впрочем, какая разница. Продолжим.
Для того, чтобы симулятор не выродился в скучное времяпрепровождение и не навевал уныние так же, как, судя по некоторым лицам в зале, это делаю я, разработчики добавили в программу сюжет. Пересказывать всю предысторию не имеет смысла, ибо все вы знакомы с такими сюжетами еще с детства, когда увлекались sci-fi-книжонками, изданными в двадцатом столетии. Авторы, обозначив четыре основные группировки - Земную Лигу, Марсианский Консорциум, пиратов и наемников - предлагают вам принять участие в борьбе за одну из сторон. Следует отметить, что, участвуя в битве за марсианские (или земные) интересы, игрок будет сильно ограничен в свободе. Все, что он сможет - выбрать себе наугад сгенерированную миссию (патруль, шпионаж, атака и т.п.), выполнить ее, вернуться на базу, взять миссию и так до бесконечности. Успех задания означает рост репутации, что скрупулезно отмечается в личном деле пилота. Как все разнообразно, правда?
Иногда, потыкав мышью в картинку, символизирующую комнату отдыха на базе, можно побеседовать со своими коллегами и, если очень повезет, продвинуться по сюжету. Особо важные задания сбрасываются пилоту на пейджер (мобильники обещаны вместе с очередным патчем), после чего он сначала должен в течение 30 секунд решить, возьмется ли за дело, и при согласии выполнить приказ в строго отведенный срок. Правда, вам при этом еще понадобятся ручка и бумага, поскольку опция «показать текущее задание» в процессе полета не предусмотрена.
Ключевые повороты сюжета отражаются в видеовставках, которые авторы все-таки сделали, несмотря на строжайший запрет Минобороны тратить лишние деньги. Настоятельно рекомендую пропускать их нажатием клавиши «Esc», поскольку: а) мы сюда не развлекаться пришли; б) смотреть на оцифрованных актеров, вклеенных в 3D-задники путем использования любительского Adobe Premiere, очень тяжело. Лично я посоветовал бы разработчикам уделить больше внимания интерфейсу, который в текущей стадии сильно напоминает некую Elite, считающуюся в узких кругах родоначальницей подобных симуляторов. Что вы там, Кузьменко, соседке шепчете? «У авторов шрифты кончились»? Ага. Остроумно. Но шучу здесь все-таки я. Зарубите это себе на носу, кадет.
Говоря об Elite, нельзя не упомянуть и о двух других вариантах кампании. Мы в Академии четко осознаем, с чем вам придется столкнуться в реальной жизни, поэтому карьеры пирата и наемника проработаны совершенно по-другому. Во-первых, есть возможность торговать, свободно перелетая между девятнадцатью станциями Солнечной Системы, используя т.н. «спиральные врата». Товаров сравнительно много, но, что самое важное - в игре присутствует некая модель рыночного спроса и предложения, более-менее адекватно реагирующая на действия игрока и компьютерных торговцев. Во-вторых, миссии оплачиваются, но перед тем, как получить задание, наемник подвергается проверке на параметр «репутация» будущим работодателем. Помимо этого, можно создавать миссии самому, вывешивая их на электронную доску объявлений. В-третьих, дозволяется покупать новые корабли и модернизировать старые, вплоть до самоличной раскраски фюзеляжа.
Впрочем, в режиме Free Mode можно полетать и «просто так», Multiplayer Melee Mode предлагает уставшим от тягостей наук кадетам Deathmatch или экзотический Zero-G Hockey, а будущие кинорежиссеры могут поупражняться со встроенной системой записи «демок».
К сожалению, как и любая другая система, наш симулятор далеко не безупречен, что выражается в большом количестве недостатков, начиная с высокой (я бы даже сказал, реактивной) скорости субтитров и заканчивая абсолютно бессмысленными random-миссиями, которых из 100 вам в среднем будет попадаться 95. Например, кадету из параллельной группы задание по уничтожению «спиральных ворот» было засчитано как успешно выполненное уже спустя секунду после его вылета с базы! Вся РПГ-статистика сводится к банальной «репутации», а «живой мир» выражается в беспорядочном сновании туда-сюда тупых AI-кораблей. Да что там! Инструктор из тренировочной миссии начинает свои объяснения с фразы: «Как вы уже могли убедиться, вы сейчас сидите в космическом корабле лицом к панели управления». Можете смеяться, я разрешаю.
Что вы говорите, кадет? Elite 4? FreeLancer? Xtension? Когда они еще выйдут... А Terminus уже с нами. Ешьте, если проглотите и не умрете потом от скуки. Занятие окончено, разойтись.