- Главная/
- Игры/
- Похождения Барда/
- Рецензия
Героя звали Бард. Просто Бард. Он не желал славы и почета, не стремился спасти мир, вел неспортивный образ жизни, врал по поводу и без, а если и задумывался о хорошеньких принцессах, томящихся под крышами самых высоких башен, то исключительно в плотском смысле. Он жил, полагаясь на наглость, цинизм, клинок меча и умение вызывать существ с помощью музыки. Избавил хозяйку постоялого двора от им же сотворенной крысы — получил звонкую монету, горячий ужин и уютную постель.
Его совесть взирала на хулиганские выходки с безразличием сытого кота. Ну, натравил грозных северян на мирных жителей, вытащил уголовника из кутузки, разбил сердце фермерской дочке, выпустил дракона и навлек на страну чудовищное проклятье… С кем не бывает?
Скриншоты125
It's bad luck to be you
Так и гулял бы Бард, наживая богатство, опыт и смертельных врагов, не повстречайся ему сварливый дед, вещавший что-то о кнопках и камерах. Раз «туториал», два «туториал», пара элементарных заданий, и наш протеже, сам того не ведая, вляпался в очередную эпическую сагу, где, помимо него, фигурируют десятки тысяч убитых монстров, тонны золота, западни, караоке, хохмы в духе Мела Брукса (Mel Brooks) и соблазнительные ножки принцессы Кале, умоляющей вызволить ее из лап злобного мага. В общем, классическая… ну ладно, почти классическая action/RPG, упрощенная до поросячьего визга, на фоне которой Diablo выглядит венцом дизайнерской мысли.
Любителям антиквариата, в перерывах между приступами маразма вспоминающих о величии Commodore 64, лучше не волноваться и затолкать ностальгию в глубины сознания. С оригиналом 1987 года нового «Барда» связывает лишь заголовок, тяга к спиртному и имя Брайана Фарго (Brian Fargo) в титрах. «Dungeon crawl» мутировал в ролевую аркаду, изготовленную на движке и по лекалам приставочного хита Baldur's Gate: Dark Alliance.
Впрочем, о традициях не забыли. Шоу начинается с привычного меню создания персонажа, хотя здесь ему отведена декоративная роль. Класс, разумеется, один, а задачу «вложения» баллов в силу, ловкость, живучесть, удачу, харизму и чувство ритма можно смело доверить компьютеру — бард, доросший до последнего, 21-го уровня, все равно становится универсальным солдатом. Набор умений (они же — «таланты») скуден. За исключением пары старых знакомых вроде «Improved Critical Hits» и возможности обучить премудростям боя вовремя прирученную дворнягу, всё остальное — одни и те же варианты блоков и суперударов для разных видов оружия.
«Изюминка» The Bard's Tale — 16 существ, возникающих из эфира, когда мы наигрываем на мандолине, флейте или (не падайте с кресла) топоре-электрогитаре коротенькую мелодию. Ассортимент неплохой: фея-светлячок (мужского пола), незаменимая в кромешной тьме, горластая бабка-знахарка, прыткий следопыт, кидающийся грудью на ловушки, толстокожий детина-телохранитель, несколько суровых граждан с клинками, арбалетчица, огненный элементаль, воровка, полуразложившееся четвероногое чучело… Получаем мы их, конечно же, не сразу и не за красивые глазки. А чтобы добыть «продвинутые» версии помощников, надо заглядывать во все сундуки, выполнять все незамысловатые побочные квесты и осторожно выбирать тон — нормальный или хамоватый — в беседах с NPC.
Постепенно наша армия разрастается вглубь и вширь. Наиболее голосистые инструменты позволяют призвать до четырех бойцов, облегчая и без того несложную охоту до ленивого помахивания мечом. Прибавку к урону дает и развитый параметр «Rhythm», так что не стесняйтесь тратить на него дополнительные очки.
15 часов реального времени inXile подает на стол стандартное блюдо — истребление гадов, изредка разбавляемое пазлами в стиле «вызови нужного спутника». Заранее сочувствую пальцам вашей правой руки — щелкать кнопками мыши или геймпада им предстоит долго и часто. Грызуны большие и маленькие, зомби толстые и тощие, викинги живые и дохлые, а также разъяренные боровы, одушевленные статуи, морские уродцы из русалочкиной родни, монахи в зловещих балахонах и другие обитатели фэнтези-зоопарка мрут, словно мухи в хранилище дихлофоса. Уничтожив одну толпу, мы врезаемся во вторую, третью, четвертую и рубим в капусту «боссов»… Если же придется загрузить «сейв» или уйти в соседнюю локацию, назойливая шушера возродится на прежних местах.
Инвентарь и интерактивная «кукла» отсутствуют, их сменил перечень текущих предметов, поэтому азарт коллекционера, способный разнообразить «зачистку» однотипных зон, испаряется после первой же стычки. Выпавшее и найденное добро автоматически превращается в деньги или замещает то, что находится в наших руках.
Покупка вещей у деревенского кузнеца — по сути, простая замена заржавевшего «шила» на более мощное/прочное/звонкое «мыло». Врываетесь в лавку, берете дорогие мечи, щиты, броню, луки, топоры, музыкальные инструменты… и прощаетесь с ее владельцем навсегда. Нет даже лечебных зелий — извольте пользоваться услугами подручной старушки или же расходовать драгоценные «adder stones» на экстренную помощь «свыше».
Огорчает и графика, хотя размытые текстуры и грубоватые антуражи не стали шоком — о том, что The Bard's Tale разрабатывается для PC, PlayStation 2 и Xbox, было известно с самого начала. NPC радуют взор, зверье выглядит чуть хуже, а сильно пикселизированный интерфейс, некрасивые спецэффекты и распадающиеся на цветные квадраты стволы деревьев напрашиваются на смачный пинок. Чем выше разрешение, тем четче видно следы кривого портирования. Хорошо еще, что шустрый движок без особых усилий «тянет» 1600х1200.
Music for the jilted generation
Глаза, уставшие от жесткой перспективы «сверху вниз», вправит окулист. Истерзанные хрящи пальцев спасет только визит к хирургу. «Барда» же выручает юмор. Рутинные битвы, будь то на основных уровнях или в тесных «random encounters», — прослойка для веселых гэгов, забавных отсылок и остроумных диалогов. Сценаристы, словно подвыпивший менестрель, попадают далеко не во все ноты и частенько сбиваются с ритма, но не раз и не два вызывают улыбку, ибо на их стороне — блистательная озвучка. Впервые за время существования жанра появилась игра, цинично пародирующая саму себя.
Досталось всем — от зверушек, изрыгающих валюту и прочие ценности, до не в меру болтливых злодеев и затертой байки про «Chosen One». «Прикончив очередного волка, Бард обнаружил, что животное хранило в желудке содержимое небольшой сокровищницы и разные бытовые предметы… секундочку, я правильно прочитал? Быть такого не может», — язвительно замечает рассказчик. Густой баритон Тони Джея (Tony Jay), знакомый по Icewind Dale и Baldur's Gate: Dark Alliance, с выражением читающий приправленные острым сарказмом тексты, — одна из лучших находок игры. «Это еще что! — ответствует Бард бодрым голосом Кэри Элвса (Cary Elwes), звезды комедии „Робин Гуд: Люди в трико“. — Как-то раз из крысы выпал целый сундук!».
Или, например, разбивание деревянной утвари, с легкой руки Blizzard ставшее любимым времяпрепровождением всех борцов с нечистью. В The Bard's Tale все бочки пусты, зато их ушлый изготовитель охотно оплачивает труды по «привлечению» в его магазин прошлых клиентов. А чего стоит сумасшедший купец из городка Стромнесс, мгновенно забывающий о паранойе, если подворачивается случай всучить Барду ненужное барахло! Его полная противоположность — толстый чванливый кузнец из Керкуолла, с жеманностью английского лорда напоминающий нам о том, что мы, вероятно, ошиблись дверью. Бар — через стену, тут — приличная лавка.
Для «избранных» была придумана песня. Слова написал Томми Талларико (Tommy Tallarico), украсивший саундтреками немало хитов Interplay, а разобраться с музыкой ему помогла плеяда бывших композиторов LucasArts — Питер МакКоннелл (Peter McConnell), Майкл Лэнд (Michael Z. Land) и Клинт Баджакиян (Clint Bajakian). Мелодия и рефрен «Oh, it's bad luck to be you» в исполнении трио ушастых импов, звучащие всякий раз, когда Бард натыкается на тушку какого-нибудь неудачника, застревает в голове как минимум на пару дней. Желаете подпеть? К вашим услугам — субтитры в режиме «караоке». Жаль, что нельзя проверить свои вокальные данные.
«Bad Luck» — один из многих номеров программы. У inXile соловьем заливаются все. «Синяки» из таверны выкрикивают оду пиву, бродячий ансамбль рассказывает леденящую душу историю о придурке, выпустившем в мир жуткое исчадие ада (скажите, как его зовут?), а король викингов тоскует по горячим дням юности. Для совершенного счастья не хватает, пожалуй, женского вокала — принцесса и дочь фермера, единственные из более-менее… хм… выпуклых героинь этого фэнтези-мюзикла, так и не решились подойти к микрофону.
Happily never after
Бард с интересом изучил три возможные концовки, вновь ужаснувшись кошмарному качеству видеороликов, открыл всю галерею бонусов, давая на выпивку… пардон, благие деяния местным священникам, и с чувством выполненного долга покинул винчестер. После него остались слабая сонливость и покалывание в кисти, но приятные воспоминания о шутках, песнях и колоритных героях заставляли верить в то, что 15 часов жизни не пропали впустую.