Все мы привыкли к тому, что игры, посвященные доблестной наполеоновской армии, изданные за рубежом, обычно являются блеклыми "игроизациями" всем уже изрядно поднадоевшей "канонической" драчки при Ватерлоо. А вот, например, битва за Бородино, можно сказать, самая важная и основополагающая во всем цикле наполеоновских войн, позорно замалчивается реакционными буржуазными издателями. Но есть все-таки луч света в империалистическом болоте! Молодая прогрессивная компания Adanac выпустила проект, затрагивающий небольшую, но все же весьма важную фазу эпохи Наполеона. Промежуток длиной всего в четыре года (1805-1809), австрийская кампания, в которой участвовали и русские войска.
Наши ломят, гнутся шведы...
С первого взгляда видно, что в Adanac Command Studies работают люди исключительно честные, - нечасто увидишь столь правильные оценку событий, баланс сил и их расположение на стратегической карте. Можете открыть любую серьезную книгу о битвах времен Наполеона, - да что там, обычный школьный учебник! - и вы увидите полнейшее сходство между написанным и показанным. Те же полки, те же главнокомандующие и численность войск. А характер действий армий различных государств различается во многом. В коалиционных войсках можно сравнить русскую армию с австрийской. Наши по боевым качествам, моральному духу и прочим показателям как минимум не уступают французам, австрияков же и сравнивать особенно не с кем, - настоящее "мясо". Здорово переданы некоторые особенности, например, растянутые пути снабжения, отвратительная работа австрийских обозов.
Игра оставляет полное ощущение реальности: с опозданием в 1-2 дня приезжают вестовые с докладами о произошедших событиях, будь то битвы или доклады о прибытии в район расквартирования. Полки показаны как отдельные фишки с указанием рода и количества войск. Масса различных параметров, отражающих состояние выбранного подразделения, учет раненых бойцов, различные нюансы, связанные со снабжением... Короче, рай для кабинетного генерала. Нет необходимости следить за каждым формированием, старшие офицеры вполне могут справиться и без вас. Но, естественно, стратегические цели придется задавать самостоятельно.
Наши сестры - сабли остры!
Основное действо разбито на семь кампаний, среди которых есть и русская. Они разнятся только расположением и количеством войск, так как развертываются на одной огромной карте. Лично мне не понравилась возможность устанавливать численность своих и вражеских армий. Зачем? Мы хотим играть в достоверные игры, а не устраивать жонглирование цифрами.
Нельзя не отметить симпатичный "Help" с расчетом потерь и скриншотами, написанный довольно простым языком.
В графическом плане все оформлено достаточно бедно, но это все-таки лучше бесконечных таблиц и большой тактической карты, занимающей процентов 85 от площади экрана. К недостаткам следует отнести блеклость меню, которая, впрочем, компенсируется всплывающими ссылками, и мелкий шрифт, - разглядеть его практически невозможно даже на моем 17-дюймовом мониторе. Чего еще ожидать от рядового пошагового воргейма?
...и тишина!
Музыки (да и звуков) нет вообще, за что разработчикам надо поставить большой жирный плюс: отвлекает она стратегов, отвлекает. А если еще и качество ее аналогично тому, что некоторые "продвинутые" умельцы (очередное "фи!" в сторону HPS Simulations) умудряются запихнуть в свои "шедевры"...
* * *
Обычный среднестатистический воргейм, стоящий на ступеньку выше тиллеровских произведений, но, естественно, ниже настоящей классики жанра. Браво, Adanac!