- Главная/
- Игры/
- The Corporate Machine/
- Рецензия
«Последний из рабочих покидает здание, не зная даже, удастся ли ему взыскать хоть часть зарплаты, которую вы ему должны. Ворота фабрики закрываются, и вместе с ними уходит в небытие ваша надежда на счастливое будущее. Сегодня вы вернетесь домой банкротом, зная, что где-то за морями мегакорпорации сцепились в смертельной схватке, ставка в которой - мировое господство».
Цифры финансовой сводки были сухи и неумолимы. Активы - ноль долларов. Доля на рынке - ноль процентов. Все пошло прахом. Трясущейся рукой я нажал... на что бы вы думали? Нет, не на спусковой крючок, а всего лишь на кнопку Done. Пришла пора обдумывать новую стратегию, которая уж в этот-то раз наверняка вознесет мою корпорацию Pornoslonic на сияющие золотом вершины финансового успеха.
SimBillGates
Именно так окрестили эту игру задолго до релиза. Оно и верно: многим из нас хотелось бы побывать в тапочках самого богатого бизнесмена планеты. Пусть понарошку, пусть на несколько часов, но стать королем земного шара, ощутить, как миллиарды долларов текут туда-сюда-обратно по мановению твоей руки, а от твоих решений зависят судьбы миллионов рабочих и служащих, разбросанных по десяткам стран... Нет проблем, нужно всего лишь раздобыть Corporate Machine, сиквел популярного некогда Entrepreneur.
Игра предлагает нам сверкнуть яркой звездой в одной из трех отраслей: компьютеры, автомобили, авиапромышленность. Но прежде чем начать финансовые бои не на жизнь, а на смерть, придется выбрать свою специализацию (другими словами, область деятельности, в которой создаваемая компания получит бонус): производство, маркетинг или исследования.
Начинать приходится практически с нуля: офис, гараж, наскоро переоборудованный под производственные нужды, и пять миллионов баксов. Ну разве это серьезно? Хотя... я забыл сказать, что вдобавок к этому компания получает торгового представителя в домашнем регионе, а это уже немало, поскольку именно он непосредственно влияет на продажи как дома, так и в близлежащих областях.
Продавай и властвуй
Путь к победе в Corporate Machine - грамотное сочетание экспансии с развитием штаб-квартиры, которое, кстати, ничуть не уступает строительству базы в какой-нибудь RTS, разве что поинтереснее будет. Помимо собственно производства и офиса, мы можем создать исследовательскую лабораторию, маркетинговый отдел, отдел по сбору информации о конкурентах, заведения для отдыха и развлечений, центр профподготовки, склады... голова кругом. А если учесть, что для каждого подразделения доступно еще и несколько степеней апгрейда?
Завоевание нового региона начинается с исследования. Если результаты продаж нас не слишком радуют, мы можем отправить туда одного из наших торговых агентов (эти парни слетаются на запах денег, как мотыльки на свет лампочки) или даже основать там филиал. Правда, перед таким ответственным шагом лично я бы советовал внимательно ознакомиться с данными демографических исследований. Например, высокий уровень жизни в регионе автоматически означает высокие потребности жителей, а значит, недешевую рабочую силу. Так что стоит трижды подумать, принимая такое решение. Может, там хватит и торгового представительства.
Иногда при въезде в новый регион мы замечаем, что на карте он помечен каким-то странным символом (аналогичные символы можно наблюдать в правом верхнем углу экрана). Что это? Это специальные ресурсы. Для чего они нужны? Терпение, только терпение.
Так, значит, запустили производство? Развиваемся? Ай, молодцы! Вот только не следует забывать о том, что сказала Алисе Черная Королева: «Здесь нужно бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте. Чтобы куда-то попасть, нужно двигаться по меньшей мере вдвое быстрее». Другими словами, необходимо постоянно разрабатывать и внедрять новые перспективные технологии, причем немалую помощь в этом деле оказывает исследовательский отдел. Сюда задается очередь технологий для исследования, после чего нам остается отслеживать соответствующие качества продукции на шкале, варьирующейся от A (супер) до F (отстой).
Белый пиар, черный пиар
Я снова рву на себе волосы и одежду, не в силах найти ответа на элементарный вопрос: ну почему я произвожу шикарные, замечательные, первоклассные продукты, которые никто не желает покупать? А это, батенька, раскладец такой, как говорили те гусары тому попу. Маркетинговая политика косячит, чтоб ее так. Сей же час строим Marketing Office, нанимаем спецов, и пусть ломают головы над нашими проблемами.
Правда, для начала хорошо бы собрать информацию о регионе. Чего от нас хотят потребители? Какие качества продукции они ставят во главу угла? Надежность? Хорошо, создаем маркетинговую кампанию, цель которой - убедить потенциальных покупателей в потрясающей, сногсшибательной, беспрецедентной надежности наших компьютеров (самолетов, автомобилей), запускаем ее в соответствующем регионе и любуемся на графики продаж.
Причем интересней всего то, что, вопя на всех перекрестках о невиданных потребительских качествах наших товаров, сами эти потребительские качества мы можем особо и не улучшать. А чего корячиться, когда «пипл и так хавает»? Как говорил один мой знакомый, при должной рекламе продать можно даже дохлую кошку.
Но и это еще не все. Со временем (вернее, не столько со временем, сколько с деньгами: отдел маркетинга придется предварительно проапгрейдить) мы получим доступ и к негативным рекламным кампаниям, цель которых - не вознести нас, а опустить конкурента. Разумеется, такими делами имеет смысл заниматься, когда наше детище располагается на втором месте: иначе какой толк в том, что недавнего лидера «Кола-колу» на этом теплом местечке сменит «Майтрософт»?
Да, имейте в виду: реклама - дело тонкое. Если какую-то технологическую новинку достаточно просто разработать, то рекламная компания требует непрерывной поддержки. Нужно что-то новое? Придется нанимать дополнительных сотрудников или сворачивать одну из текущих кампаний.
Corporate Machine: the Gathering
Именно так. Нет, я не упал со стула и не стукнулся о системный блок головой. В игре прослеживается явное влияние MtG и сейчас, уважаемые присяжные заседатели, я намереваюсь это вам продемонстрировать. Хотя те из вас, кто играл в Entrepreneur, уже догадались, в чем соль.
Ни одна менеджерская стратегия не способна предоставить игроку хотя бы десятую часть возможностей, доступных реальному президенту компании, особенно когда речь идет о не слишком чистых трюках типа промышленного шпионажа, содержания «карманных» политиков для лоббирования собственных интересов в парламенте или найма крепких ребят, которые за небольшие деньги разнесут вдребезги пополам конкурирующий завод. Даже если предусмотреть все (ну, почти все) подобные варианты, это всего лишь полдела: нужно еще обучить всему этому AI. Сложно? Спрашиваете!
И тут в дело вступает принцип MtG: все дело в волшебных пузырьках... сиречь картах. Помните, где-то наверху уже заходила речь о специальных ресурсах? Так вот, чтобы иметь возможность разыграть одну из карт, мы должны набрать определенное количество соответствующего спецресурса. Или, оперируя игровыми понятиями, заработать авторитет в нужных кругах. Допустим, мы богаты спецресурсом Research, то есть наша компания лидирует на рынке хотя бы в одной стране, помеченной символом лампочки. Это дает нам право разыграть любую из карт, связанных с кражей передовых технологий, саботажем исследований конкурентов или прорывом наших собственных разработок.
В начале своего славного пути все игроки получают на руки по две карты, на каждый Новый год в подарок достается еще по одной, и так далее, пока количество карт на руках не достигнет семи. Семь - потолок, поэтому, чтобы получить доступ к новым картам, нужно разыграть или сбросить хотя бы одну из имеющихся в наличии. Разыгранная или сброшенная карта возвращается в виртуальную колоду, где ждет повторения своего звездного часа.
Ясно, что преуспевающий бизнесмен будет стараться прибрать к рукам наиболее разрушительные экземпляры, дабы они ни в коем случае не попали в лапы конкурентов. С другой стороны, для аутсайдера все средства хороши.
* * *
Выводим выводы. Мы имеем дело с добротной экономической стратегией. «Народной» она не станет, слишком уж специфична, зато совершенно точно покорит свой отряд die-hard поклонников, среди которых наверняка будут не только фанаты Entrepreneur. И это правильно, потому что игра откровенно удалась. Если тот же Entrepreneur для победы требовал исключительно агрессивного стиля игры, то в Corporate Machine можно победить практически при любом раскладе. Вот только погонять еще немного в сингл, отточить стратегии развития, а там и до Интернета недалеко (не забыть скачать с сайта Stardock клиентскую часть). Эй, кто там на меня? Держитесь, буржуи!