- Главная/
- Игры/
- Код да Винчи/
- Рецензия
Бестселлер Д. Брауна сродни «Черному квадрату» Малевича: каждый видит в нем все что угодно, но только не черный квадрат. Одни трубят тревогу, усматривая в произведении угрозу почище Третьей мировой и атомного взрыва; другие, напротив, превозносят вылупившегося гения и его теории о священном женском начале до небес… Между тем автор тихо ваяет заключительную серию псевдоисторического детектива, отвлекаясь на судебные тяжбы, сбор дивидендов и раздачу лицензии. Вот и нашему брату перепало. Кто бы сомневался.
Кручу-верчу, криптекс вскрыть хочу
Давайте без лишних слов. Если вы читаете эти строки, 99 шансов из 100, что одноименный роман (или одноименный фильм) мирно покоится на вашей полке. Последнее звено цепи, ясное дело, предназначено для рьяных и неугомонных фанатов. Увы, прошли времена Blade Runner, когда любая из составляющих представляла собой качественное, в меру обособленное творение. Штамповочный пресс ныне работает безупречно: 18 мая в прокат выходит экранизация, 19-го магазины наводняют коробки с игрой для трех крупных платформ. Куем железо, пока горячо. Коммерция…
Немного ободряет книжное происхождение проекта (творение Рона Ховарда тут и не ночевало). Но консоли не пощадили PC-версию: страшноватая графика, корявый интерфейс, кривая система сохранения и неуклюжий экшен — порт в худшем своем проявлении. Неприглядная картинка кишит однотонными, клонированными деталями (особенно впечатляет знаменитая галерея с идентичными полотнами на стенах); движок выдает досадные ошибки, а наспех сбитые модели двигаются словно одушевленные марионетки. Несмотря на устоявшееся мнение, «мордобой» является лишь довеском к основному жанру, классической puzzle-адвенчуре. Бедняжка хотела понравиться всем без разбору, а посему была разбавлена изрядной долей stealth- и action-элементов в антураже… Fahrenheit. Кажется, создатели сами не понимали, чего хотят от аппетитного имени. Предрасположенность первоисточника к квестам (а ее сложно не заметить) вынудила продюсеров пригласить ветеранов, держащихся на плаву: Чарльза Сесила (Charles Cecil) и Нила Ричардса (Neil Richards). Адаптацию сюжета и конструирование задачек торжественно возложили на плечи выходцев из Revolution.
Костяк истории довольно успешно переделали под нужный формат, оставив нетронутыми диалоги и общий ход событий. Однако появилось четкое деление на огромные части (всего 9 штук), этакие закрытые области, искусственно раздутые из отдельных глав бестселлера. Скажем, прибывают герои в апартаменты профессора Тибинга. Французская полиция на пару с безумными монахами буквально наступает на пятки, но хитрый старик не спешит помогать. Прищурясь, он предлагает Софи самостоятельно обследовать комнаты в поисках информации. Вдобавок вся усадьба оказывается набитой головоломками разной степени тяжести: механизмы, кодовые замки, зашифрованные полотна, «пятнашки»… Невольно задаешься вопросом, каково живется в подобном домике его владельцу.
Думаете, можно списать на характер эксцентричного англичанина? Тогда взгляните на храм, на поместье погибшего родственничка, на здание банка, наконец, на Лувр или Вестминстерское аббатство (урезанное до размеров провинциального музея). Усеянные россыпью шарад и секретов, они будто бы специально простаивали все эти годы в ожидании башковитого дуэта. Простите, не верю! Да и, говоря по правде, оригинальностью задачки не блещут. Сесил, никогда не водивший дружбы с «мистоидами», настругал скучных, заезженных пазлов, почерпнутых, по-видимому, с разворотов глянцевых журналов. И эксплуатируются идеи нещадно. Только криптексы мы будем потрошить не менее пяти раз. А что происходит с человеком, которому неоднократно предлагают собрать картинку из запчастей, да еще вкупе с одинаковыми анаграммами и (караул!) загадкой «дверь-бумага-ключ»? Точно, он звереет.
Зато удался «образовательный» элемент (есть и такой пунктик). Вызываемое меню предлагает неплохой справочник по культуре, религии, известным людям и т. п., пополняемый по мере продвижения к финалу. Сведения структурированы, снабжены иллюстрациями и порой содержат немаловажные подсказки. Похоже, опыт работы над Broken Sword пришелся кстати: тамплиеры и прочий надлежащий сыр-бор освещены основательно.
Брауновское движение
Но стоит задуматься об интеллектуальном наполнении проекта, и на свет вылезает его консольная личина. Замурованы в туалете, не знаете, куда податься? Не беда! Указания в строке «цели» плюс недвусмысленная активность единственного объекта (окна) неизбежно подводят к операции «нажми на кнопку — получишь результат». Здравствуй, Fahrenheit? Увы, сбалансированность игрового процесса и чувство умеренности неведомы разработчикам: за невинным окошком следует такое количество механизмов, рычагов и вентилей, требующих нашего вмешательства, что под конец хочется в сердцах швырнуть истерзанную клавиатуру об стену. Представьте: по узкому коридору бежит Лэнгдон, преследуемый Сайласом. Неспешной походкой приближается монах-альбинос, иногда постреливая из пистолета, а герой между тем вручную преодолевает закрытые решетки, преграждающие путь. Десять решеток — и нервный тик обеспечен. Хватило терпения добраться до победного тупика? Насладитесь потасовкой. Пропустили два удара? Извольте на старт…
Подобное положение вещей — обыденность в мире «Да Винчи». Записав интеллигентного профессора и молоденькую девушку в спецназ, авторы налепили неуместных драк. Серия мощных выпадов, бросок через бедро и «сворачивание шеи» (кровь? трупы? забудьте, враги усыпляются и нежно укладываются на пол) довершают расправу над недругом, будь то полицай, хранитель ордена или обыкновенный тупоголовый бугай. Главное — успеть отстучать череду кнопок, высвечиваемых на фоне стычки. К тому времени, когда вы приноровитесь к системе неустанно сменяющихся знаков, однообразный «файтинг» опостылеет до ужаса.
Впрочем, возни можно избежать. Не всегда, но можно. В частности, персонажам не составляет труда проскочить перед носом недальновидного охранника или подкрасться сзади с подсвечником наперевес. Они охотно прячутся за стенами, подкарауливая доверчивых стражей; таскают посапывающие тела из угла в угол, скрывая их от обделенных извилинами дуболомов (не то что оглушенных напарников — самих разборок не замечающих); а по большим праздникам и вовсе дозволяется сбросить определенный канделябр на определенного человека. Красота.
Д. Браун + Lula 3D =?
The Da Vinci Code ввергает в апатию. Неудобоваримую солянку из скучных задачек и столь же унылых рукопашных боев слабо подгоняет порезанная история. Действующие лица, растерявшие всякую индивидуальность и эмоции (сухонькая сцена в финале никак не вяжется с книжной концовкой), лишены даже надлежащей озвучки. Тоска просачивается сквозь каждую сюжетную дыру, а совсем странная задумка со сбором «изобретений Леонардо», рассованных по щелям и приоткрывающих бонусные уровни (да-да, все с теми же «пятнашками» и шифрами), кажется издевательством. Сесил, Ричардс, вы ли это? Здесь нет и следа от эпического Beneath a Steel Sky или безумного Starship Titanic. Сухо, плоско и бесцветно.