- Главная/
- Игры/
- Похождения императора/
- Рецензия
Новые привычки императора
Дисней умер, но дело его живет. Компания Buena Vista цветет и пахнет, не забывая регулярно выпускать на большой экран очередной полнометражный мультфильм. Пока их тридцать восемь, а скоро будет тридцать девять; на пятнадцатое декабря назначена премьера очередного «полнометражника» - The Emperor’s New Groove (вот уж не знаю, как обзовут его в нашем прокате, но думаю, как-нибудь наподобие «Новые привычки императора»).
Сюжет нового фильма (а стало быть, и игры) вполне диснеевский: молодой император Кузко (Kuzco) ищет подходящее место для празднования своего восемнадцатого дня рождения. Долго ли коротко ли, такое место он находит - это гора, где живет один из его подданных, крестьянин Пача (Pacha). И вроде бы все в порядке, но силы Зла, как водится, не дремлют. Советница императора, злобная тетка по имени Изма (Yzma) и ее помощник Кронк (Kronk) подсовывают Кузко зелье, которое превращает его в ламу. И пока император осваивается со своим новым положением, Изма воцаряется на его троне.
Теперь нашему ламе-императору предстоит долгий путь через джунгли, реки, горы обратно во дворец, где он наверняка найдет способ снова стать человеком и вернуть трон.
Давай, лама, давай
Вот уж никогда не думал, что придется хвалить за это аркаду, но от факта не отмахнешься - в Emperor’s New Groove просто потрясающе харизматичный главный герой. Не в каждом квесте и не в каждой RPG встретишь такую глубину проработки характера. Поведение Кузко ни в коем разе не заставляет усомниться в том, что это действительно молодой император. Казалось бы, такая унизительная ситуация должна перевоспитать его, заставить по-новому взглянуть на своих подданных, научить смирению...
Как бы не так! Даже в шкуре ламы, даже лишенный трона, Кузко по-прежнему остается высокомерным, вздорным, взбалмошным, ехидным и бесконечно обаятельным юнцом, который сверху вниз смотрит и на врагов, и на тех, кто ему помогает. Вы только послушайте его, - многие из диалогов сделали бы честь даже таким общепризнанным юмористическим шедеврам, как Discworld или Monkey Island. «Сейчас я выпью это зелье и превращусь в страшное и ужасное чудовище!» - «А по-моему, ты его уже выпила».
Что же до второстепенных героев, у них с индивидуальностью похуже. Да, в общем-то, она им и не нужна. Пача - типичный крестьянин, простой, как два песо; его главное предназначение - давать Кузко напутственные советы в начале каждого уровня. Кронк - безмозглый бугай, в меру своих возможностей пытающийся задержать Кузко при помощи различных спортивно-оздоровительных мероприятий: то в беге состязаться ему предложит, то идолов на ледяной площадке наперегонки собирать. Изма - классическая диснеевская злодейка, роль которой сводится к тому, чтобы зловеще захохотать в нужный момент, да устроить Кузко финальное испытание в конце этапа.
Не обошлось и без детей. Но это и не персонажи вовсе, так, «всплывающие подсказки». Их задача - вовремя рассказать Кузко о том, что он может, или подсказать, как пройти особо вредное место.
Кролик тоже вертолет
Чувствую, настал психологический момент для ужина. То есть, для разговора о геймплее. В основном (почему «в основном», объясню чуть позже), играется приятно, легко и ненапряжно. Выполнено главное условие аркад, - игра разнообразна, она не успевает надоесть. Классический платформер сменяется не менее классической бродилкой с головоломками, на смену которой приходят американские горки.
К месту оказываются и превращения героя. То ли в той стране так все исторически сложилось, то ли местное ГИБДД зверствует, но в некоторые области ламам доступ просто запрещен. Тут-то Кузко и превращается то в черепаху (ползает медленно, но на панцире гоняет как вихрь), то в лягушку (ясное дело, далеко скачет), то в кролика (мой персональный фаворит; высоко подпрыгивает и долго парит, классно вращая ушами). И все бы ничего, но... есть несколько «но».
Первое «но»
Это, конечно, графика. Она неплохо смотрелась бы в игрушке 2-3-летней давности, но для конца 2000 года это явный анахронизм. Модели угловаты, текстуры бедны, перспектива невелика, обстановка спартанская. Сказалось тяжелое приставочное наследие, - изначально игра разрабатывалась для PSX.
Хотя, хороша графика или нет, но она адекватна. Цвета яркие, сочные, но не крикливые; модели, несмотря на острый дефицит полигонов, сделаны и анимированы со вкусом; атмосфера приключений в Империи Солнца передана неплохо. Опять же, как-то неловко говорить о визуальном качестве, не увидев сначала мультфильма: мне, конечно, в это не очень верится, но вдруг и там все выглядит точно так же?
Второе «но»
Так что, графика - еще полбеды, а вот что действительно заслуживает пары недобрых слов, так это управление. Какое-то оно... странное. Работают два режима: в одном курсорные клавиши исправно двигают Кузко вверх-вниз и влево-вправо, в другом понятия «лево» и «право» сугубо относительны и зависят от того, в какую сторону смотрит герой. Причем переключение между этими режимами осуществляет сама игра. Что вкупе с традиционно нелогичным поведением камеры (общая болезнь почти всех трехмерных аркад) порой доставляет немало хлопот.
Хорошо хоть, есть возможность насильственно заставить камеру смотреть в нужном направлении. Но иногда не помогает и она, так что в ситуациях, когда нужно много и точно прыгать, вы никогда не можете быть полностью уверены в том, в какую именно сторону сиганет Кузко. А ведь падение чревато не просто потерянной жизнью, но еще и откатом назад, к последнему чекпойнту.
Третье «но»
Эти чекпойнты - тоже немалая проблема. То они встречаются чуть ли не на каждом шагу, причем в таких местах, что умереть по пути от одного к другому невозможно в принципе, то приходится преодолевать анфилады опаснейших локаций, прежде чем на горизонте наконец замаячит родимый золотой столб, увенчанный короной-солнцем.
И ведь всего-то не хватает возможности сохранять игру в любой точке. Понятно, что на PSX так не бывает, но ведь можно было взять себя в руки, напрячься и написать маленькое дополнение для PC-версии. А так довольно часто развеселая аркада превращается в аттракцион «Приказано выжить». Для какого-нибудь зубодробительного экшена это, бесспорно, достоинство, но ведь мы имеем дело с детской игрой! И если даже меня, взрослого мужика с двумя высшими образованиями, некоторые моменты Emperor’s New Groove заставляют нервно скрежетать зубами, то что говорить о детях?
* * *
Уже пора закругляться, а я так и не могу придумать, чем закончить, настолько двойственные чувства вызывает у меня игра. С одной стороны, просто шикарный герой, каких не часто встретишь в аркадах (если бы не Кузко, рейтинг был бы как минимум на балл ниже). С другой, реализация могла бы быть и получше. С одной стороны, играть в Emperor’s New Groove гораздо приятнее, чем в тот же Croc 2 (предыдущая аркада от Argonaut). С другой, сравнения с Tonic Trouble или Rayman 2 она не выдерживает. С одной стороны, удовольствие от игры я получил. С другой, понравились мне в основном персонажи и диалоги, то есть, неаркадные моменты.
Хотя лично мне не жаль потраченного времени. Все-таки Emperor’s New Groove - не последняя среди трехмерных аркад. Но, увы, и не первая.