The Fall. Последние дни мира

Добавить в
Мои игры
14
Добавить в
Вишлист 3
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Так себе
4
2
Шедевр
1
Ужасно

Рецензия

You are damned to live your life in wastelands

«Хочешь выжить после глобальной катастрофы — спроси меня как». Наверное, именно такой значок висит на груди несчастного Карстена Штрезе (Karsten Strehse), ведь с небес на землю рухнули не стартующие с космодрома «Байконур» терраформеры, а мириады программных недоработок, сопровождавших релиз The Fall в Германии. В Silver Style Entertainment сразу же объявили общую тревогу и начали засылать в очаг поражения бригады патчей. Они совершили практически невозможное — покрытый струпьями и радиоактивными язвами проект ожил и добрался до России. Побратавшись с отечественными коллегами по части «крупных заплаток» («МиСТ ленд — ЮГ», если кто не в курсе), SSE черкнули еще одну галочку в списке охваченных стран и уползли доделывать английскую версию.

Но все это позади. Держа в руках локализацию, негоже вспоминать о темном прошлом игры. К сожалению, «наша сторона» внесла свою толику ляпов в и без того сырой продукт. Тексты щедры на стилистические, а порой и фактические ошибки. Претензий к озвучке почти нет, актеры по-настоящему профессиональны, хоть и отвечают за 10 ролей каждый. Разве что звукорежиссер подкачал — не всегда правильно расставлены акценты и интонации. Впрочем, гораздо печальнее то, что за руководство пользователя, прилагающееся к подарочному DVD-боксу (в книжице довольно подробно описан The Fall 1.5, а не 1.9), придется платить вдвойне. Инсталлятор «забывает» стереть кое-какие файлы, и патч тут не спасет. А пропавшие с жесткого диска гигабайты (!) — не самая милая неожиданность.

Breathe the lifeless dust of nature's revenge

The Fall — история про Землю, пережившую экологическое бедствие ужасающих масштабов. Правда, политкорректная атака террористов на пришитые к сюжету белыми нитками терраформеры выглядит слабее классической атомной войны, но итог примерно тот же: пустыни, пожухлые елки, высохшие моря и покинутые города. Россия под пятой рукотворного вируса в Soldiers of Anarchy смотрелась убедительнее, зато американские пустоши из The Fall «идейно верны» — одного взгляда на «природу» достаточно, чтобы воскликнуть: «Ба, да это же Fallout!».

Сценарий не преподносит сюрпризов — на дымящихся руинах родной деревни будущий Командор поклялся отомстить негодяям и найти исчезнувшую сестру. Однако поиски — дело долгое, а «заморить червячка» тянет прямо сейчас. Наш герой решил совместить приятное с полезным и явился на вербовочный пункт Правительства Нового Порядка — записываться в поборники добра и справедливости. Перекинувшись «парой ласковых» с Президентом, получив паспорт, смешной пистолетик и пятерых оболтусов в подчинение, мы сталкиваемся «лицом к лицу» с опасным миром. Служить и защищать? Да, несомненно. Но взаимоотношения с начальством больше напоминают известный анекдот — «„ствол“ дали, и крутись как хочешь».

Стать очередной сагой про бандитов и мутантов The Fall не дает набор занятных этюдов. Выручить двух «ведьм», которых суеверные жители готовы возложить на костер. Помочь фермеру вернуть украденный трактор, попросив его пожертвовать коровами для преодоления минного поля. Превратить чумазого «самоделкина» в обольстителя. Поучаствовать в схватке банд за секреты заброшенной военной базы. Встретить проповедника, грезящего возвращением в «потребительский рай». Наконец, побывать в индейском поселении. Немецкие разработчики отлично показали атмосферу гибнущей Земли, где все еще борются с невзгодами обычные люди, верящие в благополучный исход. Впечатляющую целостность сеттинга раскалывает лишь неуместная эпичность, омрачающая концовку повествования.

Your adventure's just begun, little hero

Процесс создания и развития альтер эго не шибко интересен, но удобен. Ролевая система в общих чертах похожа на прабабушку из Fallout. Цифры первичных характеристик и навыков сами по себе нигде не учитываются, стремительный рост сопутствующих бонусов случается исключительно при пересечении пороговых значений. Разбавляют предсказуемую прокачку «таланты», предлагаемые при обретении определенного уровня мастерства.

Волей-неволей приходится собирать единомышленников — одиночка в пустошах погибнет. Будь персонаж хоть семи пядей во лбу, ему не угнаться за дружным отрядом специалистов. «Говорун», натуралист, врач, механик-водитель, сапер и воришка — наиболее очевидное «разделение труда». Авторы основательно облегчили жизнь игрока — любой из подопечных может подстраховать нас и в штатных обстоятельствах, и в скриптовых роликах: если Виктор разбирается во взрывчатке, то выбирать, какой проводок резать, пойдет он.

Ходить в компании и необходимо, и приятно. NPC снабжены маломальскими биографиями. Пусть они не дотягивают до тщательно выписанных героев Baldur's Gate 2 — главное, что перед нами не Tactics-образные «чушки», а подобие личностей со своими судьбами, характерами и репликами.

You will fight — or will you…

Несмотря на то, что номинально The Fall является RPG, Soldiers of Anarchy прочно засела в умах сотрудников SSE, поэтому бои составляют большую и, увы, не лучшую часть игры.

Придирчиво сравнивать здешнюю боевую компоненту с «Бригадой Е5» было бы кощунством, хотя происходящее на экране смахивает именно на нее. Углядеть за шестью товарищами нелегко, но наличие «умной паузы» позволяет не прибегать к услугам автоматизации. Тут важно не слишком серьезно относиться к построению тактических схем, особенности обсчета перестрелок этого не оценят. Разница между тупым напором и хитрыми маневрами — лишь в потраченном времени; филигранная расстановка солдат осталась во «В тылу врага». Смена положения, команда «притвориться мертвым» и система привыкания к оружию не в состоянии выправить ситуацию. Так что безмозглость AI воспринимается как благодать.

Кстати, об арсенале. Ассортимент на удивление схож с прейскурантом «Бобби Рэя» из Jagged Alliance 2. В начале игры нашим бойцам достается мусор типа револьверов.38 Special, но вскоре их оттесняет содержимое разоренных арсеналов армий НАТО и бывших стран-участниц Варшавского договора, а под занавес — и экспериментальные/фантастические образцы (OCSW GMG, лазерные пистолеты). Распределение «стволов» не совсем логично — дробовики отнесены к «легкой» категории, автоматические карабины — к «тяжелой». «Огнестрел» наносит такой мизерный урон, что противники валятся замертво… от отравления свинцом. Балом правят выплевывающие за раз 10-15 «пчелок дум-дум» пулеметы, а снайперы кажутся вопиюще беспомощными. Их ружье выстрелит только в преддверии финала, с появлением знакомых по серии Quake рейлганов.

Поразительно, но мирные навыки работают. Профессиональный оратор довольствуется избавлением от нудных курьерских поездок и вежливым «вымогательством». Решить вопрос без пальбы для него — праздник. Возможности «специалиста по выживанию» гораздо любопытнее. Наследник Зверобоя безошибочно находит целебную питьевую воду для наполнения фляг, а также эффективно разделывает животных, аппетитно зажаривая ценную вырезку. Ему же доступна упомянутая выше способность «умереть понарошку». Неплохо живется и техникам — они умеют чинить и модифицировать оружие, совершенствовать характеристики снаряжения и собирать новое «по кускам». А вот водителей обделили — проку от машин немного (в одном из обновлений их «научили» ездить по глобальной карте), да еще и бензин требуется. Помнится, в Soldiers of Anarchy перегнули палку с количеством танков, и пройти ее пешком было очень трудно. В The Fall наоборот — автомобиль днем с огнем не сыщешь, но стоит ли? Ведь даже любимого багажника из Fallout 2 тут нет.

Will you live the perversion like others do?

Путешествовать интересно (кстати, изображающие маршрут красные точки на карте представляют собой замаскированную полоску загрузки… забудьте о random encounters). На улочках затерянных в песчаных дюнах поселков течет размеренная жизнь, и каждый занят своим делом. По сложности скриптов «аборигены» могут потягаться с Gothic и Fable. Для примера возьмем распорядок дня типичного охотника. Он просыпается, готовит еду, кушает, кормит собаку и отправляется в лес — стрелять по оленям. Вернувшись, играет на гитаре у костра, затем идет спать, и цикл начинается заново. Кроме того, всякий оборванец укомплектован парой озвученных фраз.

В The Fall немало побочных заданий. Только имейте в виду — чтобы их получить, нужно методично обыскивать внушительные локации. При этом сами поручения обычно относятся к подвиду FedEx или kill'em all, но порой обставлены «с выдумкой». Иногда встречается ограничение по времени, что, конечно, не дает игре потерять связь с реальностью. Правда, не всегда понятно, о чем предупреждает очередная просьба поспешить: то ли о начале обратного отсчета, то ли о том, что можно спать спокойно.

Last Days of Gaia в известной степени нелинейна. Свобода передвижения несравнима с Baldur`s Gate, Arcanum и Jagged Alliance 2, однако на фоне «коридорных» Fallout Tactics и Soldiers of Anarchy разгуляться есть где. Квестов с альтернативными путями прохождения хватает, тогда как миссий с несколькими концовками — раз-два и обчелся. Проблема же этического выбора и вовсе оказалась бутафорией. «Судить или миловать» отребье приходится неоднократно, но убьем мы предателя или отпустим — для хода истории значения не имеет. Последний из подобных случаев вообще превращается в фарс — вместо «перехода на темную сторону Силы» игрока грубо заставляют следовать задумке сценариста.

All your dreams are buried in mounts of sand

В заключение — коротко о немаловажных элементах: визуальном и звуковом обрамлении постапокалиптической картины, вышедшей из-под кисти SSE.

Графика далека от идеала. Впрочем, огромные открытые пространства не лишены шарма, если это слово применимо к однообразным оранжево-бурым пустыням и ржавым остовам строений. Местами антуражи по-настоящему очаровательны (скажем, на полюбившихся Silver Style еще в Soldiers of Anarchy базах-фортах, а в первую очередь — в городе на кладбище кораблей). Модели же людей и особенно животных не выдерживают критики. К счастью, в одном из патчей «прикрутили» синхронизацию движений губ с речью, без нее на диалоги страшно смотреть. Очень неряшливо реализована камера — на равнине она функционирует нормально, но стоит углубиться меж холмов, и тесное знакомство с подземными недрами обеспечено.

Озвучка уже была мною оценена, звуки сугубо утилитарны, зато музыка заслуживает восторженных отзывов. В путешествиях звучит привычная после Fallout смесь эмбиента и этнических мотивов, а в главное меню вынесена песня группы Darkseed, которая наверняка попадет в «плейлист» любителей «мрачного будущего», наравне с бессмертными «Maybe» и «A Kiss to Build a Dream on».

* * *

Результирующий вектор метаний The Fall — неоднозначность и недосказанность. SSE пыталась создать разноплановую игру, совмещающую наработки в Soldiers of Anarchy с распространенной идеей «сделать свой Fallout». Откушенный в амбициозных пресс-релизах кусок оказался им не по зубам. Более того — в исходном варианте проект балансировал на грани работоспособности, и российским игрокам нужно благодарить высшие силы за то, что до них он добрался в виде лоскутного одеяла из «заплаток». Если бы к нам попала одна из ранних версий, ей бы не поздоровилось.

И все же The Fall, в отличие от прочих подражателей, максимально близко подтянулся к Fallout. Жаль, что это — не констатация его феноменальных достоинств, а лишь следствие полного убожества конкурентов.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Silver Style Entertainment
Издатель
Deep Silver
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.the-fall.com/e/

Системные требования для PC

Pentium III/Athlon 1.2 ГГц,256 Мб памяти,3D-ускоритель с 32 Мб памяти,1.3 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,1.3 Гб на винчестере
Больше…

Рецензии и комментарии The Fall. Последние дни мира