- Главная/
- Игры/
- Гладиаторы/
- Рецензия
Игры с нарочито скромным бюджетом - совершенно отдельное явление индустрии виртуальных развлечений. Убогие ролики, принципиально квадратная графика, кислотный концептуализм… Ничего ужасного здесь нет. Главное, чтобы геймплей был в порядке, - ведь именно ради этого волшебного процесса и навешиваются килограммы блестящей мишуры.
Проблема в другом - каждый разработчик видит идеальную игру по-своему, и нередко это видение оказывается бесконечно далеким от мечтаний трудового народа. «Чего ж ему надо-то, проклятому?» - вглядываясь в зеркало, вопрошают «проджект-лидеры» и не находят ответа. А ведь все так просто. Единственным требованием испокон веков является не конкретный жанр или математически выраженное количество отличительных особенностей, а общее качество компота. В конце концов, мы пришли играть, а не вслушиваться в сексуально-хриплые голоса «профессиональных актеров» и с пониманием вздыхать над оправданиями авторов.
Герои черных дыр
Майора американской морской пехоты Грега Д. Каллахана расписанные неподалеку трудности волновали в самую последнюю очередь. Приказ правительства, сверхсекретный космодром, мысли об ордене (или роскошных похоронах) - и вот наш герой с небольшой компанией научных светил уже летит к ближайшей черной дыре. Дальнейшие события могли предсказать все, кроме организаторов и участников космического эксперимента. Таинственный феномен благополучно засосал звезднополосатый шаттл и за пару минут переправил в «далекую-далекую галактику», где его без особых усилий захватили межзвездные милитаристы. Собственно, на этом история бы и закончилась, не встань на сторону Каллахана… вселенский избирком! Скончавшийся намедни Император не оставил конкретных распоряжений, а потому судьба короны будет определяться с помощью грандиозных гладиаторских боев. Правила элементарны - претенденты выставляют по одному бойцу, после чего проводится серия схваток, и тот кандидат, чей ставленник выйдет из них победителем, сядет на трон. Триумф демократии.
Увы, не от всех предложений дозволено отказаться. От обещанной казни Каллахана могло спасти согласие стать «полномочным представителем» принцессы Лидии на арене, и нет ничего удивительного в том, что он не стал долго упорствовать. К счастью, в одиночку драться не придется. Как выяснилось, за определенную мзду разрешено призывать себе в помощь разнокалиберных солдафонов, которых исправно выращивает работающий на принцессу маньяк-вивисектор. Оккупируем шаманский кружок spawnzone - и дело в шляпе. Полтора взвода пехоты, пяток танков и бронетранспортеров плюс парочка вертолетов Huey… Теперь вражьи приспешники пожалеют обо всем, ибо смерть оппонирующего нам гладиатора приравнивается к полному разгрому его войск. Кстати, не надейтесь одолеть высокопоставленного (но довольно хрупкого) товарища путем традиционных для RTS наездов и «рашей». Фокус не пройдет хотя бы по той причине, что строительство в Gladiators ликвидировано. Захват ключевых точек, сбор бесхозных бонусов, быстрые перемещения по карте и молниеносные атаки - только такая схема способна перевести чашу весов в нужное положение.
Динамизм событий поначалу просто убивает. Если первые уровни скорее знакомят нас с игровыми особенностями, то в дальнейшем итогом минутного промедления становится мучительная и неминуемая смерть во вражеских клешнях. «Давайте поздравим нашего теплокровного гостя с победой, однако удастся ли ему первым добраться до базы?» - не успел замолкнуть голос комментатора (не забывайте, что все побоища разворачиваются на огромном «стадионе»), как приходится буквально пинками сгонять солдат с насиженных позиций и дружною гурьбой мчаться в направлении стрелки, указывающей на следующий объект атаки. Зазеваешься - и привет; конкуренты получат подкрепление, а от Каллахана не останется даже модного «анимэшного» парика. Все-таки оборона специально оборудованных позиций всегда считалась легче нападения.
Миссии хороши - несомненно, штучная работа. Сильно напрягать свой невероятно умный мозг не понадобится; правда, недостатком это не назовешь - на практике гладиатор часто оказывается не более чем исполнителем воли прикорнувшего в VIP-ложе патрона. Карты имеют достаточно жесткую структуру, - игнорируя советы «старших командиров», можно быстро влипнуть в крупные неприятности. Скрипты развешаны на каждом втором кусте. К примеру, пробравшись в ключевую «сюжетную» точку, будьте готовы к короткой диалоговой вставке, чьим итогом может стать как безобидная порция ЦУ, так и стремительно приближающаяся стая драконов или механических пауков. Победу и поражение подчас разделяет настолько узкая полоска, что остается лишь подивиться мудрости составителей “readme”, которые отдельным пунктом посоветовали игрокам почаще сохраняться. «И под разными именами», - добавлю я уже от себя. Учитывая склонность игры регулярно портить “quicksave”, поистине универсальное решение.
А вот внешний вид оставил крайне неоднозначное впечатление. После действительно свободной камеры из Soldiers of Anarchy ходить, постоянно уткнувшись носом в землю, слегка непривычно. Квадратные рожи людишек и до боли примитивные модели режут глаз, а отвратные межуровневые ролики заставляют усомниться в мощи родного «железа». В качестве компенсации предложены замечательные феерические взрывы, которые сделали бы честь любой “jump’n’kill”-аркаде. Изничтожив первую сотню мультяшных уродцев, понимаешь, что рассчитывать на сколько-нибудь серьезный подход не стоило… Зато весело! И следы от гусениц остаются - не всякой гонке подобное по плечу.
В зарослях укропа
Вернемся к политическим распрям. Помимо Каллахана в борьбе за императорское кресло участвуют киборг Максимикс и колдун-самоучка Фаргасс - число противоборствующих рас, как всегда, неизменно. Комплекты юнитов, производимых разными сторонами, отнюдь не идентичны, и данный факт может только радовать. Начиная играть за Максимикса, чувствуешь себя довольно неуютно, и лишь по прошествии нескольких часов становится ясно, зачем и кому нужны стада тарантулов-переростков, отряды малохольных снайперов и жуткого вида махины с двумя пушками вместо рук. Про обмотанного магическими тряпками Фаргасса лучше вообще не вспоминать. Даже шапочное знакомство с его огнедышащими летунами в состоянии сгубить немало нервных клеток и заметно понизить самооценку.
Немногочисленные, но ценные тактические приемы тоже доставили свою порцию положительных эмоций. Дзоты и башни, в которые можно залезать, развесистые фикусы, в которых можно прятаться, плюс огромная куча бонусов, отвечающих за лечение, «озверение», неуязвимость, разбрасывание крутых бомб и прочие подарки... Подбираемся к вражеской базе, нажимаем кнопочку с молнией, активируем бронежилет и в считанные секунды обрубаем несогласным выступающие части тела. Кстати, последнее действие не требует невероятных талантов. Дружественный AI вполне способен самостоятельно заприметить вражью тушку и без лишних вопросов обработать ее надлежащим количеством свинца и тротилового эквивалента. И еще одно - самовольно покинувшие пост придурки, завершив разгром неприятеля, рысью возвращаются обратно. Вот уж действительно чудо!
Под занавес - похвала весьма удобному управлению. Автоматические построения и возможность одним движением пальца назначать и выбирать отряды помогают внести в окружающий хаос хотя бы видимость порядка.
Чистое веселье
Кому-то мои слова могут показаться жуткой ересью, но именно такого рода игры хотелось бы видеть в заваленных пустыми бутылками (или, наоборот, кристально чистых) офисах «национальных производителей». Минимум дорогостоящих понтов - сплошная анархия и антиглобализм. Разработчики сосредоточили свое внимание исключительно на геймплее, послав остальные составляющие коммерческого успеха куда подальше, и, как выяснилось, не прогадали. Вернее, почти не прогадали - собственно, только поэтому заветную медаль пришлось оставить в сейфе главного редактора. Не с руки сегодня цветными металлами разбрасываться.