На моей памяти The History Channel: Battle of Britain WWII 1940 — первая игра, смело претендующая на роль симулятора, но и близко не являющаяся таковым. В обществе приличных людей это называется наглостью.
Разработчики, в том числе самые хитрые и продажные, как правило, четко представляют, для кого они делают игру. Если в начале XXI века продукт в короткие сроки выпускает горстка людей, 80% из которых — менеджеры и прочие смотрящие, то цели очевидны. Мы уже привыкли, что у компаний, творящих в категории «value», производственный процесс состоит из двух шагов: тяп и, соответственно, ляп. Жрать подано.
И надо же было быть такими недальновидными, чтобы выпустить игру, взявшую у детища Rowan даже название. Так вот тут дело, очень может быть, не в сиволапости, а в самом что ни на есть коварном расчете. Что такое The History Channel? Ну да, знаю, американский телеканал, в основном транслирующий документальные фильмы на исторические темы… А вот Battle of Britain — другой разговор. Так называется без пяти минут культовый проект от компании Rowan, где, как ни странно, речь тоже шла о битве за Англию.
Хорошее начало
Первым делом взгляните на скриншоты. Нет, с базой все в полном порядке, перед вами не Warbirds. Пожалуй, знатоки скажут, что там кокпиты были выполнены лучше. И сами авторы, я думаю, об этом знают, все-таки им принадлежат права на Warbirds.
Более того — часть приборов в HC: BoB совершенно нечитабельна. Тут сразу возникает закономерный вопрос: как летать на таком самолете? «Стрелочками»? Но ведь это симулятор! В качестве доказательства могу привести readme-файл, где нас на пальцах учат, как управлять тягой двигателя. Вот посадить бы указанных в «Credits» господ за штурвал самолета, а необходимые приборы завесить тряпочкой. Обороты будут вычислять по звуку? А давление масла? Ведь черным по белому напечатано — за ним нужно следить. А как? Это уже, наверное, наши с вами проблемы. В самых профессиональных симах разработчики стараются не лезть в подобные мелочи. Но у iEntertainment размах особый: нас предупреждают, что нужно, например, посматривать за температурным режимом двигателя. На боевом самолете — дело полезное, никто и не спорит.
Но написать — просто, а реализовать — гораздо сложнее. Для Ju-87, скажем, существовали четкие правила выполнения пикирования, одно из которых — жалюзи охлаждения двигателя перед выполнением маневра должны быть закрыты. «А зачем?» — рассудили в iEntertainment. Действительно…
Чего уж там, это я придираюсь. Нечитабельных приборов достаточно, чтобы назвать HC: BoB бессовестной аркадой.
Все для понта
И везде — бессмысленное, глупое позерство. Чего стоит панель радиообмена и внушительные списки всевозможных скриптовых команд! С какой целью все это реализовано, остается только догадываться. Если пренебречь уровнем графики, то лучше Warbirds в плане игры в онлайне не сыскать, а у HC: BoB «одёжи» именно онлайновой игры.
Может показаться, что необходимые задатки имеются. Есть около 70 различных самолетов. На первый взгляд — солидно. В то же время известно, сколько труда серьезные девелоперские команды вкладывают в реализацию нормальной летной модели хотя бы у дюжины машин. Причем удачных примеров не так уж и много. А тут — 70 машин, плюс танки с джипами. Даже не знаю, что еще добавить, боюсь, дорогой редактор вырежет.
В общем, если играть, то в кампанию. С кампанией из Battle of Britain от Rowan, разумеется, никакого сравнения. Процесс это трудоемкий и неблагодарный, а Activision возни не любит. Пусть будут миссии.
Задания здесь на удивление скоротечны. Если встать на сторону немцев, то, бывает, еще приходится куда-то лететь, а с англичанами — полная халява. Взлет — стычка — посадка. Ничем не хуже обычные сценарии и сражения на других театрах, этого барахла в главном меню навалом.
Все для победы
Как проходит воздушный бой в насквозь аркадной игре, надеюсь, рассказывать не нужно. Тут на первый план вылезает искусственный интеллект, готовый показать свои способности, помноженные на примитивную летную модель. HC: BoB — случай клинической тяжести.
AI не пассивен, он вообще отсутствует. Если еще брать в расчет полное незнание разработчиками, что собой представляла битва за Англию, то картина получается уникальная. Вон, Джеймс Джонсон книгу написал, чтобы мы не забывали. И там доходчиво рассказано, зачем «Спитфайрам», первоначально имевшим 8 пулеметов, начали ставить пушки. С пушками стало не намного лучше, но терпимо. А до этого сбить что-то крупнее Bf-109 было сложно.
Сбить в HC: BoB бомбардировщик (это наверняка будет He-111) не составляет никакого труда. Так, пара заходов. Если бы создатели знали, каковы были потери тех же Ju-87, совершенно непригодных для воздушного боя, то постеснялись бы выпускать их без сопровождения. Немцам в свое время не помогали даже истребители прикрытия, «штуки» все равно гибли пачками. Тут они предоставлены сами себе. От меня не уходил никто (да, я такой). Не исключено, конечно, что AI осознает свою обреченность, потому и бездействует. Если кому-нибудь удастся доказать сей факт, то iEntertainment можно будет считать первыми творцами настоящего искусственного интеллекта. Пока же напрашивается вполне тривиальный вывод.
По второй
Да, совсем забыл. Еще раз о графике. О кокпитах мы уже говорили — дрянь. И в целом графика отвратительна. Совершенно лысая земля, модели пятилетней давности, эффекты — оттуда же. Визуальная модель повреждений отсутствует как класс, да и физическая под вопросом. Вам могут лупить прямо в стекло из зенитного пулемета, и ничего!
А в настройках все пышно, с пафосом, как будто перед нами жирный блокбастер с GeForce 2 в минимальных требованиях. Шрифты, правда, лезут друг на друга в бессильной злобе, но это так, сущая ерунда. Если копнуть глубже, обнаруживаются куда более интересные подробности. Шутка ли, основательная отладка управления — невыполнимая задача. Бред какой-то. Зато цвета сообщений имеют в меню отдельную позицию для настройки. Вот уж за что спасибо.
Все, кажется, пациент не дышит… Ну и славненько.