- Главная/
- Игры/
- Kings' Crusade. Львиное Сердце/
- Рецензия
Трудно произвести первое впечатление во второй раз. Мое общение с Lionheart сразу не заладилось: уродливые графические артефакты и неизбежный вылет в конце дебютной миссии (сохраняться в процессе, разумеется, нельзя) попортили немало крови. Три недели понадобилось венгерским программистам на то, чтобы привести код в порядок. Все это время сотням людей, честно заплативших за лицензию, пришлось плевать в потолок.
Через тернии к звездам
Даже если закрыть глаза на технические неполадки, намного лучше игра не станет. После вольницы King Arthur возврат к жесткой помиссионной структуре Crusaders: Thy Kingdom Come вызывает недоумение. В наследство от «артуровской саги» Lionheart досталась симпатичная графика, примитивные недоквесты (авторы окончательно отказались от полноценных текстовых приключений) и боевая система.
Очередное противостояние религий началось с высадки передового отряда рыцарей-крестоносцев неподалеку от Иерусалима. Затем – штурм Священного города и длительная война за контроль над Ближним Востоком. Полтора десятка кровавых битв отделяют Ричарда I от цели. Причем далеко не всегда дело сводится к стандартному аттракциону «стенка на стенку». Засады, ночные вылазки, «сложносочиненные» операции (атаковал, закрепился, отбил контратаку) – есть на что посмотреть. После захвата всех регионов «Король Лев» уступает место своему закадычному врагу Саладину, который постепенно освобождает мусульманский мир.
Глобальная карта здесь скорее для красоты – можно заменить ее списком заданий, и ничегошеньки не изменится. В реальности монархи часто были не в состоянии договориться и выработать общий план. В игре мы вынуждены отстаивать интересы той или иной группировки, игнорируя остальных. Такой подход хорошо знаком поклонникам Crusaders, но в контексте Lionheart он выглядит несуразно. Король и наемник – не одно и то же. Упрямец Ричард, обладавший мощнейшей армией, никогда бы не пошел на поводу у презренных французишек, немцев, Папы и тамплиеров.
Развивая отношения с определенной (или несколькими) фракцией, мы получаем доступ к новым подразделениям, героям и тактическим возможностям. Третий крестовый поход оказался пустой и бессмысленной авантюрой, но он пришелся на расцвет рыцарства. Арбалетчики из Генуи, наемники из Штирии, копейщики из Англии – в Святую землю выступили «паломники» со всей Европы. Хотя в Medieval 2: Total War — Kingdoms выбор был богаче. Под знаменами Саладина собраны гораздо более колоритные персонажи. Чего стоят полуголые нубийцы с огромными тесаками (прежде чем кинуться в сечу, они метают в противника копья – совсем как легионеры из Rome), похожие на инопланетян мамелюки или «бомбардиры» с парой остро заточенных сабель и комплектом дымовых гранат за пазухой. Юниты поделены на классы (легкая пехота, тяжелая пехота, стрелки и т. п.), и в целом отличий между сторонами маловато. Научившись управлять европейскими ратниками, вы быстро освоитесь среди сарацин.
Перед боем нелишним будет проинспектировать свое воинство. Раздать бойцам уникальную броню и вооружение (ценные предметы экипировки и эликсиры регулярно выпадают из поверженных недругов), подкрутить характеристики, нанять командиров и лекарей. Lionheart привлекает именно «прокачкой» – завоевывая земли, мы пополняем казну, в «магазине» растет ассортимент, ветераны обрастают шрамами и нашивками. Экономика, напротив, незатейлива. Денег хватает, а если возникают трудности, не стесняйтесь занимать у состоятельных венецианских купцов (в Иерусалиме их не меньше, чем на родине). Конечно, долг рано или поздно придется отдавать. Те, кто не любит расставаться с весело позвякивающими дукатами, изберут другой путь. Короткий бесплатный отдых – и потрепанный в схватках с иноверцами отряд вновь готов к подвигам.
Артур Львиное Сердце
Тактическая часть представляет собой беззастенчивую кальку с King Arthur – остались даже флаги и заклинания. Геймплей отличается от эталона Medieval 2, однако существенных перекосов и глупостей нет. Бронированные рыцари теснят неприятеля по центру, с флангов его давит кавалерия, легкая пехота затыкает дыры в защитных порядках и следит, чтобы с тыла не подобрались диверсанты, лучники обрабатывают копейщиков, те, в свою очередь, отгоняют назойливых лошадок… AI осведомлен об особенностях юнитов. Стоит подогнать поближе конницу, и перед ней немедленно вырастет частокол из пик. Тяжеловесы-то одолеют любое препятствие, но какой ценой! В Lionheart пиррова победа равносильна поражению.
Множество миссий посвящено обороне. Баллисты и требуше одинаково эффективно крошат стены и головы. Без разницы, угодил камень в голодранца с копеечным мечом или в увешенного дорогостоящими железяками лорда — итог один. Удержать плацдарм помогут катапульты и деревянные башни со стрелками; кроме того, атакующих можно встретить выкопанными ловушками и разбросанными металлическими шипами. Приемы логично использовать в связке, ведь замешкавшиеся воины – идеальная мишень. Кстати, самая мощная артиллерия — у Саладина. Знакомые по сериалу Total War ракетницы (прообраз современных РСЗО) бьют метко и наверняка. Полностью уничтожать врага необязательно. Сосредоточив огонь на одном отряде, вы без труда обратите его в бегство, что скажется на духе всего войска.
Штурмы – лакмусовая бумажка для подражателей Total War – реализованы из рук вон плохо. Камнеметательные машины неспешно ломают ворота и башни (к счастью, авторы не забыли о функции ускорения времени), а солдаты грустно переминаются с ноги на ногу, ожидая своего часа. Городские бои и того хуже. На открытой местности важны тактика и военный талант; узкие улочки не оставляют пространства для маневра. Лучшее, что можно сделать – обойти связанные боем подразделения и ударить в тыл, надеясь не наскочить по пути на невидимую преграду.
Зато выглядят восточные мегаполисы превосходно. Уходящие за горизонт ряды построек действительно впечатляют. Если подлететь вплотную к земле, картинка расцветет еще больше – как и в King Arthur, художники положили немало сил на создание действительно красивых доспехов. Главное — не обращать внимания на невзрачную размазню под ногами и нелепые па, символизирующие жаркую битву. Впрочем, все равно куда удобнее взирать на поле брани с высоты птичьего полета, лишь изредка приближая камеру, чтобы снять скриншот.
Шаг вперед, два шага назад
В меру реалистичная боевая система и увлекательная «прокачка» позволяют Lionheart опередить Crusaders и XIII Century. Но технические недоработки и отсутствие стратегического режима – серьезные недостатки, которые не оттолкнут разве что поклонников эпохи крестовых походов. Medieval 2: Total War — Kingdoms даже спустя три года кладет конкурентов на лопатки.