Светлая тема

Рецензия на игру The Last Remnant

Если сбросить со счетов сугубо японские релизы и онлайновую Final Fantasy 11, последняя jRPG от Square посетила западные «персоналки» на рубеже тысячелетий. То была Final Fantasy 8, с треском провалившаяся в продаже, несмотря на горячий прием версии для PlayStation, — игру подвел неряшливый порт. Девять лет спустя история повторяется, только бич The Last Remnant — не технические детали, а все остальное.

J(elly) RPG

Аморфная масса без вкуса, цвета и запаха — лучшее (и наиболее безобидное) сравнение для TLR. Концентрированное зелье тоски отравляет 12 гигабайт на винчестере и как минимум сорок часов геймплея, изливаясь мутным сценарием1, унылой боевой системой, тусклой картинкой и долгими разговорами ни о чем. Словно не люди трудились, а бездушные роботы за лентой конвейера.

Если вы ждете захватывающего повествования, с драмой, слезами, философскими нотками и героями, достойными сопереживания, — забудьте. Юноша Раш Сайкс ищет сестру Ирину, похищенную неизвестными злодеями. Девушка обладает уникальным даром — она умеет использовать артефакты «remnants», на которых зиждется местная цивилизация. Какова выгода от реликвий, авторы умалчивают. Надо думать, великая, коли из-за них сцепились несколько государств.

Едва качнувшись во вступительном ролике, маятник интриги замирает, обвешанный картонными личностями, деревянными текстами и негодяями, чьи замыслы, похоже, неясны им самим. Раш и толпа его бесхарактерных спутников путешествуют по стране и участвуют в столь нелепых политических шашнях, что приквел-трилогия «Звездных войн» кажется на их фоне увлекательным триллером.

У войны случайное лицо

Затаили дыхание в предвкушении напряженных баталий, заставляющих шевелить серыми клеточками? Выдохните. Дизайнеры придумали оригинальную концепцию и тотчас зарыли ее в могилу. Здесь принято драться не поодиночке, а небольшими группами (unions), состоящими из ключевых персонажей и солдат-статистов. В теории, победу куют еще до того, как зазвенит сталь. Открыв специальное меню, мы экипируем Раша, формируем отряды таким образом, чтобы подопечные дополняли друг друга навыками, и выбираем стиль построения, посылая лучи ненависти тому, кто ваял интерфейс. Ограничение на размер армии постепенно ослабевает, и к финалу под нашими знаменами оказываются десятки соратников.

Правда, иллюзия рухнет гораздо раньше. Когда дело доходит до выяснения отношений, The Last Remnant поворачивается к зрителю задом и упоенно играет в себя, вынуждая гадать, какое заклинание или прием подчиненные применят на следующем ходу. Мы просто гоним народ вперед, раздаем общие ЦУ («Налегайте на магию», «Используйте боевые искусства», «Поддержите атаку» и т. п.), мечтаем о том, чтобы отряду, где есть медик, позволили вылечить раненых, и давим случайные кнопки в необязательном QTE, стремясь увеличить урон. Тактика в этих краях не водится — знай себе, приказывай что-нибудь, и успех гарантирован. Все равно сориентироваться на поле тяжело из-за бешеной камеры, а половина опций наверняка недоступна.

Хаосом пропитаны и такие мелочи, как распределение предметов. Дарить их напрямую нельзя, только если NPC отыщет среди барахла полезную вещицу и заберет ее с нашего разрешения. Иногда помощники замечают ценные трофеи сразу после сражения. Иногда — через час-другой. Чаще всего — никогда.

Next last gen

Граждан, протянувших дрожащие руки к огромному миру в надежде на продуманные задания и уйму красивых локаций для изучения, Square Enix колотит железной линейкой. Хотя бить надо программистов и художников, не совладавших с Unreal Engine 3. Две текстуры, три колонны, размноженные пятьдесят раз в длинном голом коридоре, полтора ящика с «сокровищами» да подслеповатое зверье — так выглядят подземные лабиринты. На поверхности — не лучше: лысые скалы и бескрайняя столешница, символизирующая зеленый луг. Еще чуть-чуть снизить планку, убрать чересчур «мыльные» шейдеры, и The Last Remnant, глядишь, придется впору старушке PlayStation 2. Лишь панорамы городов, богато оформленные костюмы и причудливый облик монстров напоминают, какой нынче год на дворе.

Такая графика окончательно отбивает охоту гулять по одним и тем же районам, выполняя примитивные побочные миссии, чью истинную суть вы узнаете в последнюю очередь. Тут уж как карта ляжет: то доставка письма в соседнюю метрополию, то «прибейте „босса“, чей запас здоровья в 20 раз больше вашего». Адский труд вдвойне «приятен», когда в награду за усердие героям выдают никчемную записку или значок.

И горе тому, кто плюнет на эти аттракционы, пытаясь вырвать из клоаки TLR хотя бы десять часов жизни. Хитрые разработчики раскидали мины-ловушки на пути сюжетного локомотива. Каждые несколько глав сложность (то бишь, живучесть и арсенал оппонентов) прыгает вверх столь резко, что самые упертые халявщики волей-неволей потопают на квестовые галеры.

Последний огрызок

Но есть ли резон тратить нервы? Понимаю чувства владельцев РС — jRPG в царство Windows заглядывают раз в пятилетку, если не реже, однако серость, даже хорошо портированная, не станет оттого краше или умнее. Тем более что речь идет о Square Enix, у которой на гениальную вещь вроде The World Ends with You всегда найдется своя The Last Remnant.

1Кстати, раскрыть главный «сюрприз» легко — взгляните на обложку DVD-бокса консольной версии и внимательно прочитайте название.