Светлая тема

Рецензия на игру Матрица: Путь Нео

Весеннее известие о разработке The Path of Neo приподняло немало бровей. Вопреки здравому смыслу, Warner Bros., недовольная провалом Enter the Matrix, вновь дала ущербному тандему Shiny/Atari права на кинодетище братьев Вачовски (Wachowski). Более того, его допустили к святая святых — тушке товарища Нео, он же — программист Томас Андерсон, он же — Избранный №6.

Path of Sh…iny

Прежде чем мы продолжим, хочу извиниться перед сотрудниками студии EA UK. Сэры! В рецензии на Harry Potter and the Goblet of Fire я обвинил вас в полном неумении работать с сюжетом. Забираю слова обратно. На фоне коновалов из Shiny вы — великие мастера, трепетно оберегающие первоисточник.

Ибо в PoN нет истории. Совсем. Уровни склеены ужасными «нарезками» в MTV-стиле; кажется, что собирал их 10-летний ребенок, едва освоивший Adobe Premiere. Три секунды погони оттуда, огрызок диалога — отсюда… Персонажи, локации, драки, спецэффекты, куски саундтрека смешались в проедающий извилины «ерш». Фанаты чешут затылок до лысины, стараясь нащупать логику в мыслях монтажера, остальные гоняют ресницами воздух — «промотать» пытку нельзя!

В общем, сторилайн «по понятиям». Матрица — электронная ловушка для человечества. Агенты в темных очках — редиски. Нео — мессия, умеющий драться, летать, метко стрелять, залечивать раны и видеть зеленую подложку виртуального мира. В его окружении мелькают латексная Тринити, пафосный Морфеус и прочие официальные фигуры, но Path of Neo — не про них. Она о нем, о Единственном.

Не мудрствуя лукаво, Shiny взяла главные экшен-сцены трилогии, в которых хоть как-то засветилась спина героя Киану Ривза (Keanu Reeves), расширила их под игровой формат и заполнила промежутки фрагментами собственной выделки. Автомобильные погони, «снайперские» миссии и полеты в недрах Земли, досаждавшие в Enter the Matrix, убрали, блюдо дня — рукопашные схватки и стрельба из десятка видов оружия. Об аркадном жанре авторы вспоминают всего раз, когда Нео, спасая Морфеуса от лап агентов, берется за ручки вертолетного минигана.

Заодно Дейв Перри (Dave Perry) & Co. изменили концовку, выкатив на прощание гигантского, с полквартала размером, мусорного колосса. Теперь зло побеждают не столько bullshit-философией, сколько крепкими кулаками, а в финальных кадрах звучит бессмертная «We Are the Champions» группы Queen. Вы будете смеяться, но она действительно к месту.

Липкие люди

Из отходов изготовлен не только Смитзилла, но и картинка PoN. Пару лет назад от нее бы брезгливо поморщились; сегодня желудок так и норовит накрыть завтрак на стол. «Плоха» или «некрасива»? Отнюдь. Это совершенно новый пласт убожества 3D-графики в играх с биркой «$49.99», уникальный продукт, заставляющий на каждом углу изумленно выдыхать «WTF?!».

Матрица — суровый мир генетических инвалидов с отсутствующими костями, дурной кожей лица, слипшимися волосами, кривой осанкой, квадратными пальцами и вечным воспалением потовых желез. Они носят перекрахмаленные одежды, по которым размазан мутный узор текстур, и бегают так, будто наложили в подштанники. Издалека, в лучах единственного источника света, публика выглядит сносно; на близких ракурсах экран наводняют корявые полигоны, пухлые талии (кто обрюхатил Морфеуса?!), дешевый бамп-мэппинг и позорные отражения. Настоящие матрешки, залитые гудроном.

Хваленые баталии с участием толпы агентов — признайтесь, вы этого ждали? — обычный обман народа. В эпизоде, где смиты атакуют Конгресс, «массовка» создана из вороха неопрятно вырезанных спрайтов. Знаменитый «Burly Brawl» во дворе многоэтажек — избиение оравы спичечных человечков. Иногда игра забывает нарисовать фигурки героев, превращая шоу в парафиновый театр теней. Ей тоже стыдно за своих родителей.

Виновных двое. Он — черно-зеленый. Она — черная с синим логотипом. Xbox и PlayStation 2. Привязанная к прокрустову ложу «дедлайнов», Shiny разрабатывала PoN с прицелом на самое слабое звено. Нельзя сказать, что питомцы Дейва П. плевали в потолок; порой игра закрывает магазин ужасов и балует нас роскошными интерьерами японского додзё и парадной лестницы в особняке Меровингина, симпатичным дождем и голливудской легкостью, с которой ломаются вазы, колонны и мебель.

Жаль, что это иллюзии. Антуражи меняются с пугающей быстротой, но каждый из них — стопка бледных «мыльных» текстур и пригоршня одних и тех же объектов. Приглядитесь внимательнее, и вы заметите, сколь часто в сцене повторяются элементы, будь то греческая статуя, обеденный столик, продуктовый лоток или неоновая реклама. Впрочем, в большинстве случаев вам предстоит наслаждаться облезлыми сводами канализации и кишками офисно-производственных коридоров; от эстетики фильмов осталась лишь тухловатая зеленая дымка. Ну и, разумеется, панорамами Города — скопления параллелепипедов, выросшего из грязной коричневой плоскости.

Счастливого плавания

Но это все-таки «Матрица», и отличная постановка драк — тому доказательство. Контекстно-зависимая система дает шанс почувствовать себя крутым мессией, ладонью отправляющим спецназовца в затяжной полет на рельсы метро. Количество трюков (одни — свежие, другие — наследие Enter the Matrix) переваливает за сотню; апперкоты, подсечки, бег по стенам, 360-градусные развороты, смачные хуки в челюсть, пинки с разбега, чудовищной силы броски на пол, перехваты в воздухе… Теперь мы можем делать «цепочки». Оглушили первого врага, затем второго, прицелились в третьего, нажали клавишу — и Нео оприходует сразу всю компанию.

Чем дальше мы продвигаемся, тем больше способностей приобретает Спаситель. Он учится уклоняться от выстрелов, останавливать пули и «зачищать» целые комнаты одним залпом энергии. На закуску — несколько «суперкомбо». Финальный аргумент прямо так и зовется — The One. Сумели его запомнить и выполнить? Смело чеканьте медаль.

А ведь еще есть классические мечи, топоры (включая метательные), катаны, трезубцы, бо, прочное древко от флага, стрелковое оружие, наконец! И все навязывают свою боевую технику. Мало? Умножьте на два — в сочетании с кнопкой «Focus» эффективность приемов резко возрастает.

Проницательные читатели не зря напряглись в ожидании удара о подводные камни. Один риф — «рваная» анимация, угрожающая стать визитной карточкой игр о Матрице. Тысячи разнообразных движений — и ни одного плавного, беспрестанный нервный тик, словно не было на консолях серий Dead or Alive, Soul Calibur и Devil May Cry. Может, Shiny стоило пригласить спецов из Японии, коли у самих опять получилось мельтешащее черт знает что?

Второй риф — управление. Как бы вы ни старались, раскладка останется неудобной. Мышь, стонущую от барабанной дроби по обеим кнопкам, жалко до слез, но выхода нет — пальцы распластаны по клавиатуре, да и надо же чем-то выводить камеру из запоев! Геймпад, стандартная панацея от консольных напастей, на сей раз жизнь не облегчит — у него неполадки начинаются в меню настройки. А уж когда дело доходит до стрельбы с ее гигантским прицелом и системой автонаведения «угадай, куда попадешь»… Ну почему нас заставляют расстреливать издохшего копа, что валяется этажом выше?!

И вообще — зачем мучиться, если рано или поздно хлипкий кораблик Нео обязательно врежется в бесформенную тушу движка? Выпихивая на монитор полигональных мутантов со скоростью 15-20 кадров в секунду, он непременно заглатывает парочку хитрых па (особенно связанных с «буллет-таймом»). Беспричинные «тормоза» уже в 1024х768 (причем за графику отвечает одинокий ползунок «качество»), сломанные скрипты, внезапные вылеты в Windows… Кстати, я уже говорил, что вместо нормальных «сейвов» — «чекпойнты»?

Sleeping awake

А сохраняют тут редко и неохотно. К счастью, на помощь приходит модная «примочка» нынешнего сезона — авторегенерация «жизни». Постоял, подождал, и никакой врач не нужен. Благо, многие враги с пониманием относятся к нелегкой судьбе Избранного и терпеливо ждут, пока тот отлежится за углом. Их даже убивать неловко — вежливые, подставляются, спят на ходу, разрешая всласть помутузить уродливые тела. Похоже, они и не в курсе, что их вот-вот приложат божественной пяткой четвертый раз кряду. Еще в древнем Mortal Kombat соперники видели действия игрока и ставили блоки, вынуждая искать иные маневры. Но не здесь.

Поддающийся ИИ, обилие однотипных заданий (как быстро вы устанете охранять тупоголовых NPC?), унылые декорации и умащенный триггерами линейный дизайн наскучивают задолго до встречи с братками Вачовски, насмехающимся над собственным чадом. «Разборки» со смитами и полицией — это, конечно, здорово, но к пятидесятому дублю приятные ощущения исчезают; регулярно обретая новые силы, Нео всегда опережает остальных на три корпуса. «Расправился с обычными парнями — ухлопал агентов» — беспроигрышный алгоритм на все 15 часов геймплея.

Чем удивить такого бизона? Скажем, огромной пародией на «комнату Эшера» в доме Меровингина, где основное развлечение — муторная беготня, акробатика и поиски Правильной Двери. Или исполинскими красными муравьями (нет, мы не знаем, с какой плантации возят траву товарищу Перри) и потасовкой с громилами, сбежавшими со съемочной площадки Underworld. Или пазлом «как замочить краном придурка с ракетницей». Кроме того, вам попытаются скормить хромоногий «стелс», но, хвала небесам, в гомеопатических дозах.

Мало что напоминает и об оригинальном саунде «Матрицы». Эффекты знакомые, а вот музыка, пусть и лицензированная, — не та. Machine Head, Junkie XL, Photek, Амон Тобин (Amon Tobin), The Crystal Method, Juno Reactor отдали Atari далеко не лучшие творения, а поделки дюжины безвестных композиторов и вовсе проскальзывают мимо ушей. С озвучкой тоже не задалось: встать перед микрофоном согласился лишь Лоуренс Фишберн (Lawrence Fishburne). Другие «звезды», видимо, запросили баснословные суммы.

Dreaming of Zion

В самом начале игры авторы, имитируя свободу выбора, предлагают две таблетки: красную и синюю. Взял первую — welcome to the real world. Взял вторую — ответ неверный, game over.

Не стесняйтесь, дамы и господа, берите синюю.