Эо, дорогие читатели. Если последние несколько лет вы не лежали в коме и хотя бы краем глаза следили за тем, что происходит с любимым жанром, то наслышаны о Pendulo Studios. Со своей сагой Runaway талантливые испанцы заново изобрели рисованные приключения — столь красиво и стильно, как у них, никто делать до сих пор не научился. Взять бы этих самородков да размножить под копирку — глядишь, и шедевры повалили бы один за другим… А пока очередного повода для радости приходится ждать года по два.
Голливуд без прикрас
Вопрос-затравка таков: что если бы в фильмах ужасов снимались не актеры в костюмах и гриме, а настоящие монстры? Учитывая тенденцию в конце каждой страшной сказки отправлять исчадие зла на тот свет, должна бы установиться высокая текучка кадров, однако авторы The Next Big Thing на этот счет иного мнения. Монстр в их альтернативной реальности — безопасная, почитаемая и хорошо оплачиваемая профессия. Все, что нужно для построения карьеры, — подходящая внешность. До чего жизненно, не правда ли? «На пробах мне даже не дают сыграть роль — сразу отправляют домой», — жалуется недостаточно грозный на вид иммигрант Эдгар Кайдановский, детство которого прошло в обычной деревушке по соседству с обычной атомной электростанцией.
При всем уважении к сценаристам, история про «фабрику грёз» с кинозвездами-чудовищами похожа на сверх меры затянутый анекдот, притом что Pendulo вдоволь помусолила эту тему в стародавней Hollywood Monsters. The Next Big Thing — своеобразный римейк. Как и тогда, в центре внимания оказываются непутевые сотрудники газеты «The Quill», в русском переводе — «Много Букв» (подозреваю, должно быть дочернее издание «Не Осилил»). На смену Сью и Рону пришли Лиз и Дэн, питающие друг к другу явную неприязнь и скрытую симпатию. Поверьте на слово, парочка — сущий динамит.
Стереотипный мачо Дэн Мюррей разъезжает на сверкающем кабриолете, позаимствованном у жены босса, и для снятия напряжения вовсю хлещет тыквенный пунш из фляжки. Брайан Баско — жалкий сосунок по сравнению с мистером Волевым Подбородком. На загрубевшем от поцелуев лице играет презрительная усмешка, а счет мимолетных подружек ведущего спортивной рубрики уже пошел, скорее всего, на сотни миллиардов. Надо ли говорить, что Лиз сопротивляется чарам напарника из последних сил, хотя ему-то эта долбанутая до лампочки.
Гиперактивной и бесшабашной Лиз Аллер суждено занять видное место в пантеоне квестовых богинь. Сладкоголосая девица бодро тараторит с диктофоном наизготовку, непостижимым образом читает чужие мысли и охотно болтает сама с собой. «Можете подтвердить? Подтверждаю». А еще у нее в речи нередко, овощной суп, проскакивают какие-то бессвязные словесные конструкции. И она неспособна толком сосчитать до четырех. То есть способна, конечно, но… Двадцать, двенадцать, один, четыре! Ну как не полюбить такую милашку?
Страшилам-лицедеям ежегодно вручают награды на манер премии «Оскар». Именно на церемонию, которая проходит в поместье киномагната Уильяма Фитц-Рэндольфа, и приезжают журналисты с заданием взять интервью у всех самых достойных деятелей «хоррор»-искусства. Дело принимает неожиданный оборот, когда Лиз и Дэн замечают открытое окно особняка — и влезающего в него Большого Альберта, сверхпопулярного качка с молнией на черепе. «Получил Нобелевскую премию по медицине три года назад, по философии — два года назад, премию мира — в прошлом месяце», — цитирует Лиз биографию взломщика. Естественно, девушка хочет узнать, что же толкнуло мускулистого умника на преступление. Мисс Аллер начинает расследование…
Следуя традициям
Как и в Runaway: A Twist of Fate, взглянуть на мир предлагают попеременно то с мужской, то с женской точки зрения. Такое чередование — не единственное, что TNBT унаследовала от предка. Аватары пользователей, мгновенная трансгрессия в указанное место по двойному щелчку, управление вида «рука/глаз», мешок с крутящимися трехмерными вещичками — все былые наработки в строю. У любого предмета — несколько описаний. «Тыкайте» в свое удовольствие и наслаждайтесь ироничными комментариями.
Из нового можно отметить уровни сложности. Желаете подсказок и «горячих точек»? Сколько угодно. В порядке стёба разработчики ввели две шкалы, убывающие по мере использования «хинтов», но переживать ни к чему — там припасено ровно столько, чтобы дожить до финальных титров. Захотелось «хардкора» в духе Runaway: A Road Adventure? Извольте. Только выбор, сделанный при старте, изменить уже не удастся. И почему-то экран с наглядным отображением целей доступен в любом случае, хотя у «ветеранов» может возникнуть чувство, будто их ведут за ручку. В TNBT благополучно перебрались невылеченные болячки интерфейса. Сменить учетную запись на ходу нельзя — необходим перезапуск. А кнопка подсветки объектов — та же неудобная F2. Слава богу, на numpad не перенесли.
Зато от фирменного «отфильтрованного» 3D по-прежнему бросает в трепет. Визуальный ряд сногсшибателен. Куда ни глянь, повсюду вкусная, сочная палитра, настоящий праздник цвета. Из каждой локации так и тянет зачерпнуть ложкой! И в мультипликации испанские мастера превзошли сами себя. Жаль, нет галереи видеороликов, как в Lost Horizon, — многие из них я не отказался бы пересмотреть по второму и третьему разу. Равно как и переслушать все без исключения композиции — музыка, сочетающая разные жанровые вкрапления, великолепна, в особенности «карибская» вариация.
Вот мимика разочаровывает. Остолбеневшие персонажи невпопад щелкают челюстями, словно куклы в руках чревовещателя. Уже было? Но на дворе 2011-й. В мультяшных вставках лицевая анимация прекрасна, однако на остальное трудолюбия не хватило. Крупные планы во время диалога в дирижабле — такое зрелище, что хоть плачь. Видимо, для того, чтобы лень художников была не слишком заметна, добрая половина собеседников представлена одинаковыми двухколесными роботами, дальними родственниками Claptrap из Borderlands.
Помимо прочего, при установке разрешений ниже «родного» 1920x1080 на экран выводится шероховатая картинка без намека на сглаживание. По этим угловатым линиям неплохо бы пройтись утюгом. Вот она, хваленая высокая четкость…
«Лиз никогда первое свидание»
TNBT воздает оду классическим ужастикам Голливуда. Ученый с телом мухи, плотоядное растение на привязи, оживленный с помощью электричества здоровяк… Действующих лиц мало, но каждый из них врезается в память — что харизматичный Фитц-Рэндольф, что Поэт-мазохист, что Дэн, готовый на все ради своей коллеги… точнее, ради лежащих у нее в сумочке билетов на боксерский матч. Несмотря на юмористический настрой, характеры и мотивация продуманы хорошо. К развязке станет кристально ясно, почему Лиз такая странная, а Дэн… Скажем так, за сцену, когда Дэн Мюррей переступает черту, отделяющую простых смертных от героев, Pendulo надо поставить памятник.
А за неимоверно малый масштаб событий — отвесить всем в студии подзатыльники. TNBT — камерная адвенчура, и у самых восприимчивых зрителей может случиться приступ клаустрофобии. В Hollywood Monsters акулы пера свободно путешествовали из одной страны в другую — здесь же действие разворачивается всегда в пределах трех-четырех комнат. Одна из глав представляет собой нырок в подсознание, но TNBT далеко до фантасмагорий Psychonauts — гениальных придумок наподобие «эмоционального багажа» не завезли.
К счастью, короткое повествование в избытке нашпиговано шутками. Разговоры с профессором Мошкой и Поэтом Боли про «странности» не всем могут прийтись по нраву, но вряд ли кто-то не улыбнется при встрече с охранниками у саркофага, по-коммунистически вежливо величающими Дэна «товарищем Аменхотепом». Там же «фараона поневоле» ждет уморительное ковыряние в древнеегипетском синтаксисе. «Какой из следующих иероглифов нельзя склонять в страдательном залоге?» Впечатление портит лишь то, что некоторые эпизоды поданы скомканно, а то и вовсе закадровым пересказом. Время поджимало?
* * *
The Next Big Thing — произведение-вспышка, яркое и бестолковое. Зажатый в четырех стенах игрок прозябает на задворках выдуманного мира, и ему так никогда и не объяснят, откуда берутся легендарные чудища, и не покажут фрагментов фильмов с их участием. Впрочем, индустрия нечасто потчует нас сумасшедшей красоты подарками, поэтому скоротечность вкупе с недостатком разнообразия едва ли отпугнут покупателей.
P.S. Если вы приобрели «Новый хит» от «1С-СофтКлаб» — мужайтесь. У складного, хотя и излишне вольного перевода Snowball Studios (ругательные присказки «Врубель-бубель» и «Рембрандт-некромант» теперь иногда преследуют меня в кошмарах) оказалось изуродовано «личико»: во второй половине вступительного ролика на месте музыки и разнообразных шумовых эффектов зияет звуковой вакуум, режущий слух почище фальшивой ноты.